» » Зарубежные методы оценки потенциала стран. Кнорр, Клаус - Военный потенциал государств: Пер

Зарубежные методы оценки потенциала стран. Кнорр, Клаус - Военный потенциал государств: Пер

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Результаты поиска

Нашлось результатов: 143883 (1,42 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

М.: ПРОМЕДИА

<...> <...> <...> <...>


2

Психологическое воздействие как объект акмеологического исследования

М.: ПРОМЕДИА

В условиях современной России, когда органами государственного и военного управления, научно-исследовательскими <...> особых условиях активно за­ нимались представители отечественной психологической ш к о л ы в рамках военной <...> воздействие Предмет исследования процесс психологического воздействия в акмеологи­ ческой системе "военный <...> само­ регуляцию личности Она изучает достигшего этой ступени и уровня развития чело­ века, творческий потенциал <...> психологов, работающих в ней, уровнем их профессионального мастерства В исследуемой системе "военный

Предпросмотр: Психологическое воздействие как объект акмеологического исследования.pdf (0,0 Мб)

3

ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Целью работы является, разработка методического инструментария оценки трудового потенциала сельскохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза), позволяющего комплексно изучить характер его конкретного формирования и использования, вскрыть имеющиеся резервы, наметить эффективные формы и пути его совершенствования.

С появлением категории "трудовой потенциал " содержание термина "трудовые ресурсы" начало уточняться в <...> Бо втором параграфе "Трудовой потенциал сельскохозяйс­ твенного предприятия" категория трудового потенциала <...> Этот принцип означает отказ от требования приведения всех структурных элементов трудового потенциала <...> Вместе с тем, возможность идентификации, обусловленная самой природой категории "трудовой потенциал ", <...> Изменение форм собственности на селе и оценка трудового потенциала // Tee. докл. Ввесоювн. на­ учн.

Предпросмотр: ОЦЕНКА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf (0,1 Мб)

4

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

М.: ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка практических предложений по улучшению использования трудовых ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям.

классификация форм занятости и обос. новаяие социально-экономического содержания понятий "трудо­ вой потенциал <...> трудообеспеченности, основным направлениям демографиче­ ской политики и развитию научно-технического потенциала <...> сущности таких соци­ ально-экономических категорий и понятий, как "трудовые ресур­ сы" и "трудовой потенциал <...> Категории "трудовые ресурсы" и "трудовой потенциал " взаимосвязаны, так как последняя характеризует трудовые <...> промышленного и сельс-, Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 19 нехозяйственного потенциала

Предпросмотр: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.pdf (0,0 Мб)

5

Статья посвящена, общественному сознанию, которое стало выдвигать различные проекты экономических реформ вывода России из тупика, куда завели ее прежний социальный строй и советский режим.

Однако сталинский "военный коммунизм1" имел собст­ венную своеобразную специфику. <...> во многом взяв за образец ком­ мунистическую диктатуру в России, перестроила свой ин­ дустриальный потенциал <...> хотя идеи Явлинского достаточно противоречивы (утверждая необходимость использования реформаторского потенциала <...> Гонконг), где наиболее активен японский информа­ ционный потенциал . <...> , в этих кругах зреет (хотя покуда и робкое) осознание того, что ее огромный высоко-технологический потенциал

6

Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников

М.: ПРОМЕДИА

педагогические условия, обеспечивающие осознание учащимися важности творческого выполнения задания для ус­ воения <...> Основополагающими идеями послужили научные концепции, рас­ крывающие общенаучную категорию "творческий потенциал <...> творчества в содержании начального общего образования; во-вторых, использование на­ учно-педагогического потенциала <...> Целью этого процесса являются выполнение и осознание уровня использования творческого потенциала , выработка <...> отношения, усвоение особенностей творчества в трудовой дея­ тельности путем реализации творческого потенциала

Предпросмотр: Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников.pdf (0,3 Мб)

7

М.: ПРОМЕДИА

Представленный метод имеет особое значение для исследователей, работающих в области изучения термодинамических и физико-химических свойств растворов электролитов и, в частности, различных свойств индивидуальных ионов в растворах.

<...> <...> В соответствии с понятием реального потенциала запишем термодинамическое соотношение : P i p i P i <...> aRTTP ln),(, += oµµ (13) Для химического потенциала уравнение (13) примет вид: хим i хим i хим i aRTTP <...> Поэтому 0, χµµ Fzi хим i p i += oo , (16) где χ0 поверхностный потенциал стандартной фазы.

8

Особенности организации ролевой игры с опорой на телевизионные передачи при обучении иностранному языку на разных этапах обучения

Другая группа исследователей изучает потенциал телевидения во внеурочной и внешкольной работе, а также <...> Третья глава "Телевизионные передачи и их методический потенциал " посвящена изучению вопроса о задачах <...> Таким образом предпринята попытка исследования педагогического потенциала ТВ-передач, их ценности для <...> Костомаров) был выделен ряд параметров, позволивших определить методический потенциал той или иной передачи

9

Воспитание физических способностей детей 7-10 лет средствами гимнастики. автореф. дис. … канд. пед. наук

Цель работы - повышение результативности процесса физического воспитания школьников 7-10-летнего возраста на основе подбора средств и методов, адекватных особенностям данного контингента детей.

Поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал <...> должный уровень общей физической подготовленности учащихся; 2) формирование умений реализовать физический потенциал <...> в различных двигательных ситуациях, обеспечивающих общий двигательный опыт учащихся; физический потенциал <...> счет улучшения их координационных способностей и формирования умений качественно реализовать имеющийся потенциал <...> показателям) в типичных видах проявления физических способностей дает возможность определить физический потенциал

Предпросмотр: Воспитание физических способностей детей 7-10 лет средствами гимнастики..pdf (0,1 Мб)

10

ПРОДУКТИВНОСТЬ И УРОЖАЙНЫЕ СВОЙСТВА КЛУБНЕЙ КАРТОФЕЛЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫРАЩИВАНИЯ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

Цель и задачи исследований. Выполненные исследования являются частью научно-технической программы 01870015822 "Разработать теорию и практику получения запрограммированных урожаев сельскохозяйственных культур, на обычных и мелиорируемых землю в центральных районах Нечерноземной зоны".

показателямифотосинтетической деятельности посадок кар­ тофеля являются максимальная площадь листьев, фотосинтетический потенциал <...> внесении"удобрениа, рассчитанных на аккумуляцию 5$ САР,и была близ. к а к 45 тыс.муга, .а фотосинтетический потенциал <...> Каздая тысяча единиц фотосантетического потенциала формировала на фоне иинераль.; кого питания от 24,3 <...> Высокопро-дуктив1ке посадки картофеля развивают потенциал разный 2£^Q icnuu /га.дн

Предпросмотр: ПРОДУКТИВНОСТЬ И УРОЖАЙНЫЕ СВОЙСТВА КЛУБНЕЙ КАРТОФЕЛЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫРАЩИВАНИЯ.pdf (0,0 Мб)

11

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ХЛОРОФИЛЛА С ВОДОЙ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

М.: ОРДЕНА ЛЕНИНА ИНСТИТУТ БИОХИМИИ ИМЕНИ А. Н. БАХА АКАДЕМИИ НАУК СССР

Целью нашего исследования было выяснить характер взаимодействия хлорофилла с водой in vitro в связи с возможной ролью хлорофилла как окислителя воды в процессе фотосинтеза.

Кутюрин(І965, 1970), разложение воды может быть следствием конверсии све­ товой энергии в химический потенциал <...> Снятие кривых "сила тока потенциал " проводили по обыч­ ной поляризационно-компенсационной схеме, имеющей <...> , полученной при треугольном режиме развертки потенциала . <...> При снятии поляризационных кривых зависимости тока кольца от потенциала дискового электрода при трех <...> постоянных значениях потенциала на диске(+0,55 в, +0,85в, +1,01 в) сох­ раняется равенство суммы анодных

Предпросмотр: О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ХЛОРОФИЛЛА С ВОДОЙ.pdf (0,0 Мб)

12

ПОРОДА СКОТА ШАМИ (ДАМАССКИЙ СКОТ) И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

1. Показать современное состояние породы шами (дамасский скот). 2. Изучить происхождение породы. 3. Дать характеристику основным биологическим и экономически важным признакам. 4. Исследовать некоторые показатели интерьера. 5. Наметить основные пути дальнейшего совершенствования породы шами в Сирийской Арабской Республике.

В этом случае фактический генетический потенциал " породы, определяющий уровень молочной продуктивности <...> По уровню молочной продуктивности, ее генетического потенциала порода шами мо­ жет быть отнесена к породам

Предпросмотр: ПОРОДА СКОТА ШАМИ (ДАМАССКИЙ СКОТ) И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ.pdf (0,0 Мб)

13

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ (НА МАТЕРИАЛАХ АПК РОССИИ) АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... ДОКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

СПб.: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЫ РОССИИ

Целью исследования является разработка теоретических и методических основ регулирования развития сельского хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям и их практическая реализация.

" и "ресурсный потенциал "; развитии тео­ ретических положений 9 ресурсном потенциале отрасли, администра <...> Показатель ресурсного потенциала имеет большое значение при решении целого ряда хозяйственных за­ дач <...> В научной литературе часто путают по­ нятия ресурсного и производственного потенциала . <...> Автор разделяет мнение Ю.В.Василенко, что ресурсный потенциал характеризует сум­ марную оценку самих <...> Gt"G>t. ~ ""Снимальниз. и максимальные значения произволствзн "" . кого потенциала ; ,..

Предпросмотр: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ (НА МАТЕРИАЛАХ АПК РОССИИ).pdf (0,0 Мб)

14

Образование является устоявшейся, традиционной формой существования социума, отражает и выражает его состояние. С изменением требований, предъявляемых социумом к человеку, должен меняться образовательный процесс, в том числе - в направлении педагогического выявления и учёта предоставляемого содержания и организации процесса обучения как основы развития личности в вузе. Данные задачи в ходе образовательного процесса решаются педагогической диагностикой

<...> Итак, имеет смысл выделить как ос# нову развития личности в вузе именно потенциал , который отра# жает <...> <...> <...>

15

Совершенствование маркетинговой деятельности санаторно-курортного предприятия

Проверено через систему поиска текстовых заимствований

Анализ курортологического потенциала республики Татарстан 2.1. <...>потенциала , дается подробное описание рекреационного потенциала и возможностей его применения в развитии <...>потенциал , туристско-рекреационное зонирование. <...> Словосочетания, в которых «потенциал » используется как терминообразующее слово («рекреационный потенциал <...> Военномедицинской академии В.Н.Сиротин, С.П.Федоров, бальнеолог-химик проф.С.И.Залесский, лаборант Военно -медицинской

Предпросмотр: Совершенствование маркетинговой деятельности санаторно-курортного предприятия.pdf (0,3 Мб)

16

Англо-американская историография новой экономической политики в СССР: Учебное пособие Учебное пособие

В учебном пособии рассматриваются основные проблемы западной, преимущественно англо-американской, историографии новой экономической политики в СССР. Уделяется внимание дискуссиям среди зарубежных историков разных поколений, придерживающихся различных политических взглядов, о хронологических рамках, сущности НЭПа. его историческом значении и взаимосвязи с другими периодами российской и советской истории. Сравниваются оценки НЭПа в зарубежной и отечественной историографии. Пособие подготовлено с привлечением материалов зарубежных архивов, большого количества советологических исследований, западной исторической периодики, а также российских и иностранных работ по историографии и методологии истории.

Не произошло, однако, ни того, ни другого, хотя кризис и привел к замене "военного коммунизма" "новой <...> Эти две задачи были несовместимы, обусловив как крах политики "военного коммунизма", так в дальнейшем <...> При разгоне демонстраций привлекались отряды курсантов военных училищ, но при этом не было пролито ни <...> Карр, справедливо указывая на его двойственную природу: 1) если считать "военный коммунизм" вынужденным <...>военной необходимостью отклонением от правильного пути строительства социализма, избранного Лениным

Предпросмотр: Англо-американская историография новой экономической политики в СССР Учебное пособие.pdf (0,4 Мб)

17

Россия была близка к коммунизму в "военный комму­ низм" и в 30-е годы. <...> ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» кровавая и бескровная, насильственная и мир­ ная, военная

18

ФГБОУ ВПО "ШГПУ"

Рекомендации включают в себя вариативно используемую тематику лекционного курса и практических занятий, планы семинарских занятий, перечень основных дат и примерных вопросов, предлагаемых для подготовки к экзамену, тематику докладов и контрольных работ, а также литературу, рассчитанную на подготовку студента к семинарским занятиям, на углубленную самостоятельную подготовку материала, на выполнение контрольных работ и написание докладов по ключевым темам курса. Рекомендации выполнены с учетом требований государственного образовательного стандарта и способствуют процессу формирования эрудированной и патриотически ориентированной личности.

Военные победы и полководцы русского народа второй половины XVIII века. М., 1959. 12. ●Лимонов Ю.А. <...> <...> <...> Теория и практика "военного коммунизма". 41. <...> Политика "военного коммунизма". 39. Советская Россия в годы НЭПа. 40.

Предпросмотр: Учебно-методические рекомендации по дисциплине «Отечественная история».pdf (0,3 Мб)

19

Издательство Шуйского филиала ИвГУ

Рекомендации включают в себя вариативно используемую те-матику лекционного курса и практических занятий, планы семинарских занятий, перечень примерных вопросов, предлагаемых для подготовки к экзамену, вопросов, выносимых на самостоятельное изучение, материалы фонда оценочных средств, а также список основных дат, аббревиатур и сокращений, рекомендуемых учебников, учебных пособий и справочных изданий. Рекомендации выполнены для студентов очной формы обучения всех направлений подготовки (бака-лавриат) с учетом требований действующих образовательных стандартов, нацелены на реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе, на использование балльно-рейтинговой системы в оценке знаний студентов и способствуют процессу формирования эрудированной и патриотически ориентированной личности.

Екатерина II и развитие военного флота России //Вопросы истории. 2005, № 4. 2. Гребенщикова С.А. <...> "Военный коммунизм": ошибка или "проба почвы"? // История Отечества: люди, идеи, решения. <...> Хрущева 74. 1955 Создание ОВД – военного блока социалистических государств 75. февраль 1956 Осуждение <...> комиссар Военкомат – Военный комиссариат ВПК – военно -промышленный комплекс ВРК – Военно -революционный <...> Политика "военного коммунизма" 40. Советская Россия в годы НЭПа 41.

Предпросмотр: Учебно-методические рекомендации по дисциплине «История (История России)».pdf (0,3 Мб)

20

Берзин, находился в стороне от чисто военных дел. <...> Становится военным комиссаром округа и членомисполкома. Каледин застрелился. <...> В 1924 го­ ду Наркомат по военным и морским делам устано­ вил ей персональную пенсию. <...> Миронов, будучи военным , оставался революционером. <...> Борьба коммунистической партии за создание военных кадров. М., Воениздат, с. 18).

21

№2 [Законность, 2017]

Как известно, в последние полтора десятилетия в России активно обновляется законодательство, по некоторым вопросам – кардинально, многие правовые институты претерпевают существенные изменения, вводятся новые. На страницах журнала за это время опубликовано много дискуссионных статей о месте и роли прокуратуры в нашем обществе и государстве, посвящённых судебной реформе, новому УПК, суду присяжных, реформе следствия в прокуратуре и т. д. Но это никогда не было в ущерб материалам об обмене опытом и комментариям законодательства, сложных вопросов правоприменительной практики. Регулярно публикуются и очерки о заслуживших признание прокурорах. У журнала есть сложившийся авторский коллектив, куда входят и известные учёные, и болеющие душой за дело работники правоохранительных органов практически из всех регионов России.

использование этого право� вого инструмента не носит безусловный, системный характер, и в перспективе есть потенциал <...> про� куратуры и территориальными прокуро� рами при максимальном использовании потенциала и возможностей <...> комис� сии военных прокуратур военных окру� гов, флотов, Ракетных войск стратеги� ческого назначения <...> , Московской горо� дской военной прокуратуры и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам <...> � ля (далее – военный прокурор).

Предпросмотр: Законность №2 2017.pdf (0,1 Мб)

22

Документальная хроника посвящается матерям допризывников

Мы пропускаем целую главу "старший матрос Зайцев (19557-1974), как до призыва на военную службу, так <...> Молодой России вколачивают в мозги идею, что только военный героизм единственный героизм, военное мужество <...> случай, конечно, неприятный, но, товарищи, надо всё понимать я коман­ дир части, профессиональный военный <...>Военный трибунал в/ч 22628 1S октября 1975 года (со дня убийства прошло более полутора лет! <...> написа­ ли в военный трибунал заявление с просьбой считать их перво­ начальные показания в суде правдивыми

23

Психологическое сопровождение инновационной деятельности организации метод. указания

В методических указаниях рассматривается широкий спектр вопросов, связанных с психологическим сопровождением инновационной деятельности организаций малого и среднего бизнеса. На основе междисциплинарной науки инноватики анализируются психологические аспекты таких базовых процессов, как организационное нововведение, сопротивления нововведениям, инновационная готовность: разбираются подходы и технологии по предупреждению сопротивлений нововведениям и формированию инновационной готовности на уровне личности, группы и организации.

этого момента концепт "инновация" и сопряженные с ним термины "инновационный процесс", "инновационный потенциал <...> Но это явление становится массовым предрассудком, ослабляющим инновационный потенциал , когда реальные

Предпросмотр: Психологическое сопровождение инновационной деятельности организации Методические указания.pdf (0,5 Мб)

24

В помощь практиканту: сценарии спортивно-массовых мероприятий учеб.-метод. пособие

Учебно-методическое пособие представляет собой практическое руководство по подготовке спортивно-массовых мероприятий, организуемых в условиях детских садов, общеобразовательных школ, в залах, на стадионах и площадях. В работе представлены сценарные планы проведения спортивных мероприятий, которые могут быть использованы студентами в период прохождения педагогической практики в школе на 3-м курсе и профессионально-ориентированной практики по ИВФСД на 4-м курсе. В работе представлены образцы основных документов спортивных мероприятий, наличие которых необходимо при проведении спортивно-культурных праздников. Данные, изложенные в учебном пособии, могут быть использованы студентами институтов физической культуры, тренерами и слушателями факультета повышения квалификации, коллективами - организаторами массовых спортивно-художественных представлений.

качестве средств, направленных на: −−−− гуманизацию спорта, повышение его культурновоспитательного потенциала <...> Ведущий: "А сейчас для вас выступят студенты ВГАФК специализации спортивные танцы с композицией "Военный

Предпросмотр: В помощь практиканту сценарии.pdf (0,3 Мб)

25

Данная статья, посвящается жизни Анастасии Прокопьевны Копыловой и семьи Вампиловых.

<...> » кальского военного о к р у г а полковник юстиции Ладик. <...> <...> н ы " " средоточие интеллектуальной жизни. " Н а месте нового я помню старый, бревенчатый, после­ военный <...> Как жили они все годы военные и послевоенные, что оказались не слаще?

26

№5 [Педагогическая диагностика, 2016]

Педагогическая диагностика - научно-практический журнал. Постоянные рубрики журнала: История и теория диагностики; Технологии и инструментарий; Практика; Повышение квалификации.

Блума - так называемого «Круга Блума», где результаты ос# воения каждого уровня представле# ны не через <...> Проблемная ситуация Педагогическая диагностика имеет определённый научный потенциал . <...> Понятие личностного потенциала В работе «Проблемы возраста» Л.С. <...> Первый принцип - развитие творческого потенциала всех участников педагогического процесса. <...> Акмеологический потенциал пе# дагогической диагностики - разви# тие профессионального потенциала каждого

Предпросмотр: Педагогическая диагностика №5 2016.pdf (0,1 Мб)

27

Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 3. 1917–1930 гг.

Издательство ГПНТБ СО РАН

Третий том коллективной монографии "Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока" открывает собой серию томов, посвященных советской эпохе в истории региональной книги. Период, изучению которого отведен настоящий том, занял по времени всего 13 лет. Но это годы поистине равные предшествовавшим десятилетиям. Небольшой отрезок истории вместил в себя яростную борьбу двух социальных систем, в которую были самым тесным образом вовлечены структуры общества, отвечающие за книгоиздание, книгораспространение и библиотечное дело.

базы и материально-технического обеспечения, организационного и политического руководства, кадрового потенциала <...> Усиление книговедческого потенциала ГПНТБ СО РАН совпало по времени с коренными социально-политическими <...> В Новониколаевске уже с осени 1918 г. формировался значительный идейно-пропагандистский потенциал белого <...> Можно привести много подобных примеров, свидетельствующих о том, что интеллектуальный потенциал "красного <...> Быстрыми темпами стал наращиваться потенциал региональной книжной культуры.

Предпросмотр: Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 3. 1917–1930 гг..pdf (0,2 Мб)

28

№12 [Проблемы теории и практики управления, 2007]

Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» - официальное издание Международного научно-исследовательского института проблем управления, издается с 1983 года. Журнал освещает мировой опыт и современные тенденции в области управления, экономики, маркетинга. Тематика журнала: экономическая политика, процессы глобализации и интеграции, системы хозяйствования, стратегическое и оперативное управление, менеджмент и маркетинг, социальное партнерство.

Формирование инновационного потенциала санаторно-курортных учреждений, № 11, стр. 45. <...> Финансовое состояние как индикатор экономического потенциала организации, № 9, стр. 39. <...> Наиболее глубокий спад охватил высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности и военно -промышленный <...> вооружений; энергетическое машиностроение традиционное в советский период средоточие "двойных" гражданских и военных <...> В Казахстане потенциал спроса населения на акции еще не раскрыт.

Предпросмотр: Журнал Проблемы теории и практики управления №12 2007.pdf (1,4 Мб)

29

№8 [Математика (ИД 1 Сентября), 2015]

ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ 310 лет российской настенной таблице ПОСЛЕ УРОКА / НАШ ПРОЕКТ Конкурс «Математический потенциал <...> ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 34 МАТЕМАТИКА октябрь 2015 КОНКУРС «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ <...> <...> <...>

Предпросмотр: Математика (ИД 1 Сентября) №8 2015.pdf (0,1 Мб)

30

Организационно-экономические проблемы инновационного развития производственного потенциала предприятий нефтехимического комплекса монография

В монографии рассматриваются организационно-экономические факторы и условия инновационного развития производственного потенциала предприятий. Показаны особенности производственного потенциала в инновационной экономике, представлены новые методические подходы к оценке уровня инновационного развития и инновационной чувствительности производственного потенциала, предложена модель инновационного развития производственного потенциала предприятий нефтегазохимического комплекса и, соответственно, оптимизационная модель управления этим развитием. В работе даны рекомендации по разработке стратегии и выбору модели инновационного развития производственного потенциала предприятия.

(развитие всех составляющих производственного потенциала ) модели развития производственного потенциала <...> фирм созданы специализированные научноисследовательские отделы, государство начинает субсидирование военных <...> Так, в годы Великой Отечественной войны был создан мощный военно -промышленный комплекс, использующий <...>потенциала . <...>потенциала ОАО "Казаньоргсинтез" уровень производственного потенциала ОАО "Нэфис Косметикс" уровень

Предпросмотр: Организационно-экономические проблемы инновационного развития производственного потенциала предприятий нефтехимического комплекса. Монография.pdf (0,2 Мб)

31

Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка монография

В монографии представлены результаты изучения проблемы развития познавательной самостоятельности студента университета в процессе изучения иностранного языка.

Эти компоненты составляют интеллектуальный потенциал развития личности. <...>Потенциал – наличие определенной "критической массы" впечатлений, знаний, опыта деятельности. <...> Через этот стержневой потенциал осуществляется выход на целостное развитие личности (А.Н. <...> Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя: монография / В.Г. <...> Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития / Н.В.

Предпросмотр: Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка.pdf (0,3 Мб)

32

№9 [Математика (ИД 1 Сентября), 2015]

Ященко ПОСЛЕ УРОКА / НАШ ПРОЕКТ Конкурс «Математический потенциал ». Тур 2. <...> ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» МАТЕМАТИКА ноябрь 2015 46 КонКУрс «математичесКий потенциал <...> В сентябре – декабре 2015 года проходит второй тур конкурса «Математический потенциал ». <...> Почтовое отправление с пометкой на конверте «Математический потенциал » следует выслать по адресу: редакция <...> Электронное письмо направляйте на электронный адреc: [email protected], написав «Математический потенциал

Предпросмотр: Математика (ИД 1 Сентября) №9 2015.pdf (0,5 Мб)

33

Инновационные процессы и стратегии развития современного образования Сборник статей международного молодежного форума студентов, аспирантов и молодых ученых

Сборник статей выпущен по материалам Международного молодежного форума студентов, аспирантов и молодых ученых, прошедшему 17 ноября 2017 г. в г. Оренбурге

Ключевые слова: кадровый потенциал , система образования, педагог. <...> По достижению семилетнего возраста мальчика отдавали в специализированную военную школу, где ветераны <...> В мирное время спартанская молодежь развивала свои умения и навыки во время целенаправленных военных <...>Военная подготовка допризывной молодежи с учетом требований ВС России: учеб.пособие / Ю.А. <...>Военная подготовка допризывной молодежи с учетом требований ВС России: учеб.пособие / Ю.А.

Предпросмотр: Инновационные процессы и стратегии развития современного образования (1).pdf (1,2 Мб)

34

№2 [Посев, 1990]

Общественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.

Неиз­ вестно, чем кончится это наращивание радиоактивного потенциала области. <...>потенциала с нашими экономически­ ми возможностями и действительно национальными внешнеполитичес­ кими <...>потенциала и довольно скептически относится к объявленной оборонительной доктрине. <...> говорить серьезно о сокращении вооружения, то нужно учесть, что его сила и, в частности, наступательный потенциал <...> Но если бы наше руковод­ ство готово было приблизить уровень нашего военного потенциала к потенциалу

Предпросмотр: Посев №2 1990.pdf (0,6 Мб)

35

Некоторые вопросы современного книговедения

Издательство ГПНТБ СО РАН

Сборник состоит из статей аспирантов ГПНТБ СО РАН. Материалы издания включают сведения о различных аспектах развития книжного дела Сибири и Дальнего Востока, освещают современные проблемы социального бытования русскоязычных книжных изданий за пределами России, содержат анализ развития регионального библиотековедения, библиографоведения и книговедения во второй половине XX - начале XXI в.

к военному читателю. <...> Интеграция вузовской и академической науки дала возможность реализовать этот потенциал в выпуске тематических <...> Уникальный авторский потенциал Сибирского региона позволял формировать новый тип учебной литературы, <...> Каждая отдельно взятая коллекция значительно усилит и приумножит свой потенциал , если откроется доступ <...> Можно констатировать, что школа книговедения за Уралом в то время создавалась с привлечением потенциала

Предпросмотр: Некоторые вопросы современного книговедения.pdf (1,6 Мб)

36

№1 [Бюллетень экспериментальной биологии и медицины, 2011]

В журнале помещаются плановые работы научно-исследовательских учреждений в виде кратких оригинальных сообщений по актуальным вопросам биологии и медицины, содержащие новые существенные научные результаты. Главный редактор академик РАМН В.А.Тутельян Рубрики журнала “Бюллетень экспериментальной биологии и медицины”: - Физиология - Общая патология и патологическая физиология - Биофизика и биохимия - Фармакология и токсикология - Новые лекарственные препараты - Иммунология и микробиология - Аллергология - Генетика - Вирусология - Онкология - Экология - Нанотехнологии - Новые биомедицинские технологии - Экспериментальные методы - клинике - Биогеронтология - Приматология - Спортивная медицина - Экспериментальная биология - Морфология и патоморфология - Методики.

Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант № 10"04"009"20"а) и программы “Развитие Научного потенциала <...> тут военной медицины Минобороны России, Санкт? <...> состоянию клетки соот" ветствует определенный спектр таких физико"хими" ческих параметров, как мембранный потенциал <...> вклад рецепторов глутамата NMDA"типа в формирование ДПТП, уве" личивалось поступление кальция через потенциал

Предпросмотр: Бюллетень экспериментальной биологии и медицины №1 2011.pdf (0,2 Мб)

37

№1 [Экологическая безопасность в АПК. Реферативный журнал, 1999]

Ежеквартальный реферативный журнал выходит с 1998 года. Годовой объем - 1000 публикаций. Издание является справочным пособием для научных работников и специалистов сельского хозяйства, а также библиотекарей и работников органов научно-технической информации. В РЖ включается научная, научно-производственная, нормативно-техническая информация о наиболее значимых статьях из сериальных отечественных и иностранных изданий и тематических сборников по основным принципам экологической безопасности АПК, медико-биологической оценке токсичности соединений, применяемых в АПК и попадающих в с.-х. продукцию извне, экологически безопасным технологиям в АПК, формам и методам их pacпpocтранения.

<...> Опыты в защищенном грунте с проростками гречки заметной показали, что потенциал колонизации корней был <...> Адаптивный потенциал культивируемых видов можно повысить за счет селекции, агротехники и конструирования <...> Оценивали популяции спор грибов ВАМ и потенциал колонизации ими проростков гречки заметной в осенний <...> Понятие "адаптивный потенциал " (по А.А.Жученко) это двуединая способность организма (или ценоза

38

Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1. Конец XVIII - середина 90-х годов XIX века

Издательство ГПНТБ СО РАН

Издание является первым томом коллективного книговедческого исследования, посвященного развитию книжной культуры в азиатской части России с момента возникновения здесь местного книгопечатания до наших дней. Впервые в историко книжной науке воссоздается целостная картина развития на территории Сибири и Дальнего Востока полиграфического производства, книгоиздания, книгораспространения, библиотечного дела, чтения и восприятия произведений печати, выявляется роль книги в социальной, экономической и культурной жизни региона. Всесторонний анализ развития местного книжного дела помогает более глубокому осмыслению историко-книжных традиций сибирских и дальневосточных народов.

временем накопления материальнотехнических (полиграфических) возможностей и культурного (авторского) потенциала <...> Однако оба они свидетельствовали о существовании значительного книжно-культурного потенциала , накопленного <...> народов, с трудом прививающейся в ранее бесписьменной среде, быстро набирает силу, реализует творческий потенциал <...> Офицеры, военные чиновники выписывали также "Военный сборник", "Русский инвалид", "Военно -медицинский <...> В 90-х гг. стали быстро набирать культурный потенциал молодые дальневосточные города - Хабаровск, Благовещенск

Предпросмотр: Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1. Конец XVIII - середина 90-х годов XIX века.pdf (0,2 Мб)

39

ПРЕПОДАВАНИЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Эта книга представляет собой попытку охватить максимально возможное количество аспектов такого многомерного процесса, как преподавание мировой художественной культуры. В данной монографии вы найдете разделы как сугубо теоретического плана, так и утилитарного характера, прикладной нацеленности, непосредственно адресованные учителю-практику.

Развитие познавательного потенциала эстетической деятельности учащихся……………………………………………………….…………… 2.2 <...> Художественный потенциал аналогичным образом синтезируется из четырех потенциалов. <...> Далеко не лучшая ученица в классе ("3" по математике), однако интеллектуальный потенциал высок. <...> Развитие познавательной активности будущих офицеров в военном вузе: Автореферат диссертации канд. пед <...> Отвага и стоицизм героев повестей "Южный почтовый", "Военный летчик", "Ночной полет", "Планета людей"

военных библиотек и военных собраний. <...> Библиотеки средних военно -учебных заведений (школ, кадетских корпусов, военных гимназий, военных и юнкерских <...> образованию солдата 202 · Биографии военных людей 762 · Военные монографии и мемуары 673 · Военные журналы <...>военных библиотек // Воен. сб. – 1867. – № 4. – С. 193. 89 Библиотеки военные // Военный энциклопедический <...>Военная история. Вып. 3. Военное искусство. СПб., 1910).

Предпросмотр: Военные библиотеки в России (XIX – начало ХХ века).pdf (0,2 Мб)

41

№2 [Известия высших учебных заведений. Химия и химическая технология, 2009]

Междисциплинарное издание, охватывающее подразделы теоретической химии, процессы и аппараты химической технологии. Рассматриваются проблемы на стыке физики и химии и химического аппаратостроения. Журнал публикует обзоры, статьи, краткие сообщения и научно-методические проблемы.

способа расчета величины поверхностного потенциала . <...> Ψ это внешний потенциал или потенциал Вольта. <...> В качестве задатчика потенциала использовали программатор ПР-8. <...> Ток и потенциал регистрировали самопишущим двухкоординатным потенциометром ПДА-1. <...>потенциал , на Ваше умение читать между строк советские журналы <...> и военных , чьи успехи держат сегодня мир в страхе.

Предпросмотр: Грани № 134 1984.pdf (0,1 Мб)

43

Хрестоматия по международному гуманитарному праву.

Международное гуманитарное право – это подотрасль международного права, это подотрасль международного права, регулирующая общественные отношения в области защиты прав человека. Как учебная дисциплина международное гуманитарное право относится к вузовскому компоненту дисциплин. В предлагаемой читателю хрестоматии приведена программа курса, а также собраны основные нормативно – правовые акты в области международного гуманитарного права. Хотелость бы отметить, что в отличие от других хрестоматий в данной хрестоматии тексты соответствующих международно – правовых актов даны в полном объеме. Автор надеется, что предлагаемая читателю хрестоматия окажет существенную помощь в изучении такой довольно таки сложной дисциплины, к которым относится международное гуманитарное право. Автор полагает, что данная хрестоматия может быть также использована в изучении такой дисциплины как международное право и международная защита прав человека Автор данной хрестоматии выражает благодарность разработчикам справочной правовой системы Консультант +, документы которой были использованы при составлении хрестоматии

всех сферах жизни; Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 158 c) пропагандировать потенциал <...> всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: a) к полному развитию человеческого потенциала <...> инвалидов возможностью развивать и использовать свой творческий, художественный и интеллектуальный потенциал <...> исследований, касающихся генома человека, и предотвращать злоупотребления; ii) расширять и укреплять потенциал <...>Военные хитрости не запрещаются.

Предпросмотр: Хрестоматия по международному гуманитарному праву. .pdf (0,5 Мб)

44

Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. 3 международноя научно-практическая конференция. Краснодар, 5 апреля 2013г.

Представлены доклады о проблемах организации образовательной деятельности в условиях инновационного развития. Отмечены основные направления развития научных исследований в сфере образования, культуры, искусства.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КИТАЕ В1900-1905ГГ. <...> С 1858 г. официальным печатным органом Военного министерства Российской империи становится "Военный сборник <...> В качестве приложения "Военного сборника" с 1911 по 1916 гг. выходит в свет "Военно -исторический сборник <...>Военный министр генерал А.Н. <...> Куропаткин, автор военно -исторических и военно -географических работ требовал "сделать издание сборника

Предпросмотр: Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере культуры и искусства. 3 международноя научно-практическая канференция. Краснодар, 5 апреля 2013г..pdf (0,3 Мб)

45

№ 153 [Грани, 1989]

ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА, НАУКИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ. В числе авторов «Граней» в разные годы были такие писатели и поэты как А. Ахматова, Л. Бородин, И. Бунин, З. Гиппиус, Ю. Домбровский, Б. Зайцев, Н. Лосский, А. Куприн, В. Солоухин, М. Цветаева, О. П. Ильинский.

В военное время что самое главное? Ос­ таться живым, объяснял он скороговоркой. <...> Пе­ редо мной стоял коренастый крепыш в военной гимнастерке. Вы Мессинг Вольф Григорьевич? <...> Туда мы добирались долго без конца надо было пропускать военные эшелоны. <...> Медведева, народного секретаря по военным делам В. М. <...> Россия была близка к коммунизму в "военный комму­ низм" и в 30-е годы. конфликт" и "война" // Воен. мысль. – М., 2011. – № <...> Война (видовое понятие) как разновидность военного конфликта (родовое понятие). 481 Шифр: 2327322 Миронов <...> Спортивная метафора как сублимация военной метафоры (на материале политической коммуникации) // Изв. <...> Психологический потенциал обряда инициации для кризисов. 567 Шифр: 2447121 Лисицына Н.Ф.

Предпросмотр: Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Философия. Социология Библиогр. указ. №8 2012.pdf (1,9 Мб)

47

Русский Север. Книга 1: Заволочье (IX - XVI вв.)

Первую из пяти книг, объединенных названием "Русский Север" и посвященных истории нашего края, автор - доктор исторических наук, профессор В. Н. Булатов - назвал "Заволочье". Она рассказывает о жизни русского и других народов Севера в IX-XVI веках. "Заволочье", как и последующие книга трилогии, готовящиеся к изданию, представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого читателя. Доступная манера изложения обширного исторического материала позволяет" рекомендовать книгу как учебное пособие студентам, учителям, старшеклассникам.

Чаще всего это происходило во времена военной опас­ ности. <...> В 1477 году Иван III предпринял новый военный поход. <...>военного снаряжения, правителем царств Казани, Аст­ рахани... <...> Но не только военное противостояние связывало новгородцев с Югрой. <...> Для своего времени это было грандиозное военное предприятие.

Предпросмотр: Русский Север. Книга 1 Заволочье (IX - XVI вв.).pdf (0,8 Мб)

48

Путь в науку. Вып. 10: Сборник научных работ аспирантов и студентов исторического факультета

Сборник содержит результаты научных исследований аспирантов и студентов исторического факультета по различным проблемам отечественной и мировой истории, истории Ярославского края и краеведения, истории культуры и музеологии. Статьи подготовлены на основе широкого использования литературы, опубликованных и архивных документальных источников, мемуаров и периодической печати. Сборник может быть полезен всем, кто интересуется историей, культурой, краеведением и музеологией. в том числе и исследователям, изучающим затронутые в статьях проблемы.

Пересмотрено военным трибуналом Забайкальского военного округа 19 февраля 1957 года. <...> Печать: "Военный трибунал Забайкальско­ го военного о к р у г а. № 116 Т. " В т о т же год майор КГБ <...> Эстетический и физический потенциал Европы был истошен; но монашеская к у л ь т у р а сменила рыцар­ <...> Но потенциал ее далеко не раскрыт и смыс­ ловой, и терминологический. <...> сих пор, однако, лишь немногие респуб­ лики сумели с определенной эффективностью использовать свой потенциал

Предпросмотр: Грани № 172 1994.pdf (0,1 Мб)

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 11/2010, стр. 101-104

Приложение

Современное состояние военно-политической обстановки в мире, вызванное общим кризисом мирового сообщества, пытающегося на существующей мировоззренческой основе выработать приемлемые пути выхода из создавшегося положения, как никогда остро ставит вопрос об оценке состояния и возможностей (потенциалов) стран по дальнейшему развитию, определяющему их роль и место в формирующемся многополярном мире.

В западных странах в основном рассчитывается национальная мощь, применяемая для обозначения всей совокупности материальных и моральных ресурсов нации, имеющих значение для интересов внешней политики страны, для расширения ее влияния и присутствия в мире с тем, чтобы получить в результате экономическую и политическую выгоду. В Китае оценивается так называемая комплексная мощь государства (КМГ), которая определяется как всестороннее развитие всех его потенциалов с целью достижения им своих стратегических целей, осуществляемое с учетом международного взаимодействия.

При оценке возможностей страны использовались и используются различные методы и подходы, конкретное содержание которых варьируется в зависимости от важности тех или иных факторов, которые, по мнению зарубежных и отечественных специалистов, в наибольшей степени влияют на объективность значений рассчитываемых показателей на современном этапе.

Методологический аппарат оценки мощи государства, применяемый за рубежом, весьма разнообразен. Еще в 50-х годах прошлого века профессор Пристонского университета, директор центра международных исследований, советник правительства США Клаус Кнорр определял национальную мощь как понятие, включающее в себя экономические возможности, административную соревновательность и способность страны к военной мобилизации.

Сложный, нелинейный, многовариантный коэффициент, в котором отражены попытки как идентифицировать дискретные переменные, так и специфицировать их взаимосвязи, предложил в 1960 году для оценки национальной мощи профессор Кембриджского университета Герман Клиффорд:

N , L , С, I , M являются показателями, формирующими мощь государства. В уравнении 1 центральным параметром выступают ядерные возможности государства, отражающие особую важность для национальной мощи факта (характерного для периода «холодной войны») обладания ядерным вооружением. Тем не менее формула до сих пор применяется в ряде исследований, где некоторые параметры, составляющие индустриальный базис, например добыча угля и нефти, заменена уровнем производимой энергии.

В 1963 году профессором, консультантом министерства ВМС, МО, госдепартамента США Дэвидом Стингером был введен комбинированный показатель национальных возможностей, полученный в рамках научного проекта, направленного на разработку новых количественных критериев оценки эффективности международной деятельности. Показатель включал в себя три ряда параметров, позволяющих прогнозировать национальные возможности на ближнесрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Параметры краткосрочной перспективы отражались военной мощью, включающей военные расходы, численность ВС. Среднесрочная перспектива определялась уровнем производственной деятельности (производством чугуна и стали, потреблением электроэнергии), а долгосрочная - демографическими факторами (население, уровень урбанизации).

В 1965 году профессор физики Берлинского технического университета Вильгельм Фукс ввел многовариантный коэффициент, который позволял выводить показатель национальной мощи на основе трех субнациональных переменных - численность населения, производство энергии и стали, отражающих материальные (количественные) показатели. В то же время учет качественных показателей не предусматривался вовсе.

В 1975 году свое уравнение (2) по расчету «подтвержденной» национальной мощи, которое ряд зарубежных исследователей относят к первой попытке вычислить комплексную мощь государства, предложил ученый, аналитик, сотрудник ЦРУ Рэй Клайн.

Показатели населения и территории, экономических возможностей, военной мощи отражают влияние на мощь государства объективных, то есть количественных, факторов, коэффициент национальной стратегии и воля к достижению целей национальной стратегии - субъективные, то есть качественные, факторы.

С, Е, М, S , W являются показателями, формирующими мощь государства. По мнению китайских ученых, основными недостатками данной, по сути статической, формулы были трудность учета технологического и научного уровня развития государства, невозможность прогнозирования изменений национальной мощи на перспективу, а также некорректное использование некоторых качественных показателей.

Тем не менее предложенный метод получил дальнейшее развитие в трудах профессора магистратуры кафедры политического анализа корпорации RAND, заместителя госсекретаря, эксперта Совета национальной безопасности США Эшли Теллиса и других ученых из корпорации RAND. Собственно сама работа была инициирована в конце прошлого века. Тогда заместитель начальника штаба сухопутных войск США по разведке поставил задачу провести исследование влияния происходящих в мире изменений геополитической обстановки, социальной и технической составляющих на состояние и формирование национальной мощи государства.

Подобная постановка задачи была обусловлена несовершенством существующих методик и подходов. В качестве примера приводились СССР и Ирак. Первый по большинству применявшихся в то время показателей обладал высокими возможностями, но распался в результате возникших внутренних проблем, второй, также имевший довольно высокий уровень совокупного показателя национальной мощи, не прошел проверку войной.

Эти примеры и позволили предположить, что помимо таких общепринятых показателей национальной мощи, как ВВП, уровень ежегодного экономического роста и других, должны рассматриваться более важные вопросы, например состояние ВПО в мире и регионе, способность страны к внедрению инноваций, состояние внутренней экономики, социальных институтов, отношений в звене государство-общество, качество образования, состояние науки и т. д. Какого-либо расчетного уравнения или результатов подсчета сравнения международных показателей авторским коллективом предложено не было.

Позднее уравнение Рэя Клайна было дополнено, и японской научной школой, например, к коэффициенту С, отражавшему численность населения и территорию, был добавлен уровень обладания природными ресурсами. Экономические возможности включали не только валовый национальный продукт, но и ежегодный рост, уровень промышленного производства, развития сельского хозяйства и бизнеса. Кроме того, были добавлены показатели, отражающие возможности как внутренней, так и внешнеполитической деятельности. Тем не менее и этот подход подвергся серьезной критике со стороны научного сообщества. В частности, среди недостатков отмечались ограниченность предложенных для оценки показателей и даже их антинаучность.

Естественно, не осталась в стороне и китайская академия наук, сотрудники которой среди прочих разработали систему из восьми основных факторов и 64 показателей. Для обработки данных использовался опять же интегральный количественный метод Клайна, позволявший после суммирования всех показателей получать значение комплексной мощи государства и на его основе осуществлять ранжирование стран.

Помимо этого, существует множество других методов и способов расчета, позволяющих с той или иной степенью точности определить потенциал страны. Тем не менее практически все представленные формулы показывают лишь зависимость потенциала страны от определенных показателей, наиболее значимых, по мнению их разработчиков, в текущий момент времени, то есть представляют собой некие функциональные зависимости, требующие специальных методов расчета.

Кроме того, ни один из подходов не дает точного ответа на поставленный вопрос, а сопоставление результатов, полученных с использованием разных методов исследования, показывает просто на существенный характер разброса полученных оценок.

Действительно, зарубежные ученые отмечают неоднозначность получаемых результатов исследования потенциала страны из-за трудности учета всего многообразия факторов и показателей. Кроме того, большинство существующих методов позволяет проводить оценку мощи государства только в сравнении с другими или в процентном соотношении от объемов общемировых ресурсов, то есть получать не абсолютные значения рассчитываемых величин, а только относительные. Но даже в этом случае результаты подобных оценок зачастую отражают не реальное положение дел, а идеологизированную и политизированную позицию заинтересованных сторон.

Таблица 1

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ МОЩИ ГОСУДАРСТВА РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ (ПО ДАННЫМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

Так, например, результаты оценки комплексной мощи государств, полученные сотрудником академии военных наук НОАК Хуаном Шофэном в 1996 году, показывают, что Российская Федерация в 1990 году занимала только девятое место в рейтинге государств, а к текущему 2010-му он спрогнозировал снижение позиций РФ до 15 места, поставив выше даже такие государства, как Мексика и Индонезия.

Ряд вопросов возникает в связи со взглядами зарубежных экспертов на оценку вклада различных составляющих мощи государства в комплексный показатель его возможностей.

С одной стороны, западный мир и США всерьез озабочены перспективами истощения запасов природных ресурсов, выпуская все большее количество профильных аналитических документов, свидетельствующих об этом. Ярким примером тому служит аналитический продукт «Единое оперативное пространство-2010», в котором Пентагон обращает внимание на ситуацию с нехваткой нефти и перспективами ее увеличения к 2030 году на 50 проц.

С другой стороны, во всех зарубежных методах и подходах такие показатели, как обладание запасами природных ресурсов и географическое положение страны, получили весовые коэффициенты почти в 1,5 раза ниже дипломатических и в 4 - ниже экономических возможностей.

Таким образом, расчеты, проведенные как западными, так и китайскими учеными с использованием существующих методов, не только показывают сложность и неоднозначность оценки, не позволяют получить истинных значений потенциала страны, но просто вводят в заблуждение мировое сообщество. Более того, если попытаться досконально разобраться в используемых и предлагаемых методах, можно выявить грубейшие просчеты и грубо подогнанные результаты, а также обнаружить попытку преднамеренного искажения информации.

Например, усовершенствованная китайцами формула Рэя Клайна, используемая для расчета комплексной мощи государства, имеет следующий вид:

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНОЙ МОЩИ ГОСУДАРСТВ ПО МЕТОДУ X. ШОФЭНА

Раскрывать содержание и составные части всей формулы нет смысла. Интерес в данном случае представляет ее часть, отражающая количественные, то есть материальные, показатели: величина ВВП в млрд долларов; численность населения в млн человек; территория страны в млн км2.

Учитывая то, что результат оценки представляется в относительных безразмерных величинах, а левая часть - это результат «оцифровки» качественных показателей с использованием методов экспертных оценок и теории нечеткой логики (в данном случае предусматривающий безразмерность вычисляемых величин), произведение этих трех основных количественных показателей дает размерность млрд долларов х млн человек х млн км2, не несущую никакого физического смысла и ставящую под сомнение достоверность получаемых значений.

Можно предположить, что подобная размерность нивелируется за счет четвертого показателя - X, определяющего военную мощь, но в этом случае он сам должен иметь размерность 1 млрд долларов х млн человек х млн км2, что, правда, мало вероятно. Как вышли из сложившейся ситуации китайцы? Они просто ввели новый агрегированный показатель материальной мощи государства именно с такой странной размерностью.

То есть налицо попытка совместить несовместимое, сравнить несравнимое и навязать новые показатели, не соответствующие никакой реальной мере.

Таким образом, рассмотренные зарубежные подходы дают в основном лишь порядок довольно приблизительного ранжирования возможностей государств и не позволяют выявить реальные изменения показателей и, соответственно, проблемы в национальной мощи страны. В оценках сказывается субъективность мнений исследователей и отсутствие единого научного подхода. Кроме того, в научной литературе есть подтверждения и того факта, что неудовлетворяющие заказчиков исследований результаты просто подгонялись. Для этого в расчеты преднамеренно вводились так называемые корректирующие показатели.

Таблица 3

ВЕСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ МОЩИ

Из-за этого некоторые зарубежные исследователи процесс определения национальной мощи иногда относят больше к искусству, чем к науке. Но, скорее всего, это политика, так как набившая оскомину задача сопоставления ВВП как «ключевого» показателя всех зарубежных методов зачастую имеет такой порядок неопределенности, что допускает разницу не на десятки процентов, а в разы. Более того, складывается следующая картина - ведущие державы мира в лице своих лучших аналитиков давно не только «имеют за душой» специальные политизированные разработки в рамках рассмотренных подходов, но и активно, и широко не одно десятилетие используют их как «ядерные» методики - прежде всего в борьбе за геополитическую гегемонию, как «материальную», так и «идеальную».

Капитан 1 ранга Н. БАЛАХОНЦЕВ,

доктор военных наук;

подполковник А. КОНДРАТЬЕВ,

кандидат военных наук

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Военная мощь имеет четыре измерения: количественное – количество людей, оружия, техники и ресурсов; технологическое – эффективность и степень совершенства вооружения и техники; организационное – слаженность, дисциплина, обученность и моральный дух войск, а также эффективность командования и управления; и общественное – способность и желание общества эффективно применять военную силу. В 1920‑е годы Запад был далеко впереди остальных по всем этим измерениям. В последующие годы военная мощь Запада снизилась по сравнению с потенциалом других цивилизаций. Это снижение выразилось в изменении баланса количества [ c .126] военнослужащих – одна из составляющих, пусть и не самая важная, военной мощи. Модернизация и экономическое развитие порождают необходимые ресурсы и желание стран развивать свой военный потенциал, и лишь считанные страны не делают этого. В 1930‑х годах Япония и Советский союз создали очень мощные вооруженные силы, что они продемонстрировали во время Второй Мировой войны. В настоящий момент Запад монополизировал способность развертывать значительные обычные вооруженные силы в любой точке мира. Нет уверенности, что Запад сможет поддерживать эту способность. Однако весьма вероятным кажется прогноз, что ни одно не‑западное государство или группа государств не смогут создать сравнимый потенциал в ближайшие десятилетия.

В общем и целом, в годы после “холодной войны” в глобальной эволюции военных потенциалов преобладали пять основных тенденций.

Во– первых, вооруженные силы Советского Союза перестали существовать вскоре после распада Советского Союза. Кроме России, только Украина унаследовала значительный военный потенциал. Российские войска были [ c .127] значительно сокращены и выведены из Центральной Европы и Прибалтики. Варшавского договора больше нет. Была забыта цель бросить вызов американскому ВМФ. Военная техника была либо ликвидирована, либо заброшена, и в результате вышла из строя. Бюджетные средства, выделяемые на оборону, были радикально сокращены. Деморализация проникла в ряды офицеров и рядовых. В то же самое время российские военные определяли для себя новые миссии и доктрины и перестраивали себя для новых целей по защите русских и участию в региональных конфликтах в ближнем зарубежье.

Во– вторых, стремительное сокращение российского военного потенциала стимулировало более плавное, но значительное снижение западных военных расходов, сил и потенциала. По планам администраций Буша и Клинтона, американские расходы на оборону должны снизиться на 35% ‑с $542.3 млрд. (в долларах 1994 года) в 1990 году до $222.3 млрд. в 1998‑м. Силовые структуры к этому году будут составлять две трети от того, что было в конце “холодной войны”. Многие крупные программы поставки вооружения отменены или отменяются. Между 1985 и 1995 годом ежегодные закупки крупного вооружения сократились с 29 до 6 кораблей, с 943 до 127 самолетов, с 720 до 0 танков, с 48 до 18 стратегических ракет. Начиная с 1980‑х годов Британия, Германия и в меньшей степени Франция пошли на аналогичные сокращения оборонных расходов и военных потенциалов. В середине девяностых было принято решение о сокращении вооруженных сил Германии с 370 000 до 340 000 (вероятно– до 320 тыс.); французская армия планирует сократить свои силы с 290 000 в 1990 году до 225 000 в 1997‑м. Количество британских военнослужащих снизилось с 377 100 в 1985 году до 274 800 в 1993‑м. Континентальные члены НАТО также сократили сроки военной службы по призыву и рассматривают возможность отказа от обязательной военной службы. [ c .128]

В– третьих, тенденции, имевшие место в Восточной Азии, значительно отличались от того, что происходило в России и на Западе. На повестке дня здесь стояли повышение оборонных расходов и наращивание сил; тон здесь задавал Китай. Подстегнутые ростом своего экономического благосостояния и ростом мощи Китая, другие восточно‑азиатские страны модернизируют и увеличивают свои военные силы. Япония продолжает совершенствовать свои и без того современные вооруженные силы. Тайвань, Южная Корея, Таиланд, Малайзия, Сингапур и Индонезия тратят все больше на свои вооруженные силы и закупают самолеты, танки и корабли в России, Соединенных Штатах, Британии, Франции, Германии и других странах. В то время как оборонные расходы НАТО сократились между 1985 и 1993 годами примерно на 10% (с $539.6 миллиардов до $485.0 миллиардов, в неизменных долларах 1993 года), расходы в Восточной Азии за тот же период возросли на 50% с $89.8 млрд. до $ 134.8 млрд.

В– четвертых, военный потенциал, с учетом оружия массового поражения, возрастает во всем мире. По мере того как страны развиваются в экономическом плане, они наращивают мощности по производству вооружений. Между 1960 и 1980 годами, например, количество стран‑членов третьего мира, производящих истребители, увеличилось с одной до восьми, танки ‑с одной до шести, вертолеты – с одной до шести и тактические ракеты – с нуля до семи. В 1990‑е годы имела место заметная тенденция к глобализации оборонной промышленности, которая, скорее всего, и далее снизит военное преимущество Запада . Многие не‑западные общества либо имеют ядерное оружие (Россия, Китай, Израиль, Индия, Пакистан и, вероятно, Северная Корея), либо предпринимают активные усилия по его созданию (Иран, Ирак, Ливия и, возможно, Алжир), или же ставят себя в такое положение, что могут быстро получить его в случае необходимости (Япония). [ c .129]

Наконец все эти процессы делают регионализацию центральной тенденцией в военной стратегии и мощи в мире после “холодной войны”. Регионализация является основной причиной сокращений вооружений в России и на Западе, а также увеличения вооруженных сил в других государствах. Россия больше не обладает глобальной военной мощью, но фокусирует свою стратегию и силы на ближнем зарубежье. Китай переориентировал свою стратегию и силы так, что теперь акцент делается на локальном применении силы и защите интересов Китая в Восточной Азии. Европейские страны также перенаправляют свои силы при помощи как НАТО, так и Евросоюза, чтобы ответить на нестабильность на границах Западной Европы. Соединенные Штаты явно изменили свое военное планирование и вместо сдерживания Советского Союза и войны с ним на глобальном уровне готовятся к действиям в Персидском заливе и Северо‑Восточной Азии, включающим использование местных контингентов. Однако США вряд ли обладают военным потенциалом для достижения этих целей. Чтобы добиться победы над Ираком, Соединенным Штатам пришлось послать в Персидский залив 75% действующих тактических самолетов, 42% современных боевых танков, 46% авианосцев, 37% военнослужащих из армии и 46% морской пехоты. При значительном сокращении вооруженных сил в будущем Соединенные Штаты с трудом смогут провести одну, от силы две интервенции против региональных держав за пределами Западного полушария. Военная безопасность по всему миру все больше зависит не столько от глобального распределения сил и шагов сверхдержав, сколько от распределения сил в каждом регионе и действий стержневых государств цивилизаций.

В общем и целом, Запад будет оставаться самой могущественной цивилизацией и в первые десятилетия двадцать первого века. И далее он будет занимать ведущие позиции в науке, исследованиях и разработках, а также по [ c .130] нововведениям в гражданской и военной области. Тем не менее контроль над другими важными ресурсами все больше рассеивается среди стержневых государств и ведущих стран не‑западных цивилизаций. Пик западного контроля над ресурсами пришелся на 1920‑е годы и с тех пор нерегулярно, но значительно снижается. В 2020‑х годах, через сто лет после пика, Запад скорее всего будет контролировать около 24% мировой территории (вместо 49% во время пика), 10% населения мира (вместо 48%) и, пожалуй, около 15‑20% социально мобилизованного населения, порядка 30% мирового экономического продукта (во время пика– около 70%), возможно, 25% выпуска продукции обрабатывающей промышленности (на пике– 84%) и менее 10% от всеобщего количества военнослужащих (было 45%).

В 1919 году Вудро Вильсон, Ллойд Джордж и Жорж Клемансо фактически правили миром. Сидя в Париже, они определяли, какие страны останутся существовать, а какие – нет, какие новые страны будут созданы, какие у них будут границы и кто будет править ими, а также как Ближний Восток и другие части мира будут разделены между державами‑победительницами. Они также принимали решения о военной интервенции в Россию и об отзыве экономической концессии из Китая. Сто лет спустя ни одна маленькая группа политиков не сможет обладать сопоставимой властью; и если какая‑либо группа и может сравниться с ними, то она будет состоять уже не их трех представителей Запада, а из лидеров стержневых стран семи или восьми основных цивилизаций мира. Наследники Рейгана, Тэтчер, Миттерана и Коля встретят соперников в лице преемников Дэн Сяопина, Накасоне, Индиры Ганди, Ельцина, Хомейни и Сухарто. Эра западного господства подойдет к концу. Между тем закат Запада и подъем других центров могущества способствует глобальным процессам индигенизации и возрождения не‑западных культур. [ c .131]