» » Упражнения на местоимения для детей (как объяснить ребенку местоимения?). Что такое существительное? Что такое прилагательное? Род существительного

Упражнения на местоимения для детей (как объяснить ребенку местоимения?). Что такое существительное? Что такое прилагательное? Род существительного

Посвященных тому, как понятно объяснить ребенку части речи.

Видеоурок № 1

Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагаетельные)?

Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников

Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.

Этого достаточно для первоклассников.

Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.

Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.

Видеоурок № 2

Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.

После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи — глагол.

В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.

Однако научно доказано, что использование обучения «от общего к частному» (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее. Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно.

На занятии «Речьландия», которое пройдет уже в 9 апреля, мы разберем все части речи русского языка по методике «от общего к частному»

Карта будет полезна ученикам 2-11 класс, учителям и репетиторам, родителям и тем, кто занимается на семейном обучении.

Это выжимка информации и представление ее в максимально удобном для восприятия, запоминания и работе с ней виде.

Мы составим карту частей речи языка, где определим не только место в языке и признаки части речи, вопросы на которые она отвечает и отметим синтаксическую роль, но и поговорим о том, как раз и навсегда понятно объяснить тему «Части речи» детям, чтобы их обучение в школе было простым и эффективным.

Видеоурок № 3

Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему — Глагол.

Непременно используйте следующие игры:

  • Вы называете предмет, ребенок действие
  • Ребенок называет предметы, вы придумываете действия
  • Вы перечисляете действия, ребенок угадывает, какой предмет вы загадали
  • Вы перечисляете действия (улыбнись, встань, сядь) — ребенок выполняет
  • Вы перечисляете действия и предметы. На предмет ребенок должен присесть, если слышит слово-действие — подпрыгнуть

И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.

Видеоурок № 4

Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:

Представленные уроки входят в материалы «Школы умных детей».

Школа умных детей активно обновляется.
За последнюю неделю добавлены или обновлены уроки по предметам:

Математика 1 класса
Математика 2 класса
Математика 3 класса
Математика 4 класса

Добавлено более 50 уроков, еще 20 обновлены на уроки лучшего качества.

Обязательно посмотрите уроки-новинки!

Фонетика английского языка с Хамзой и Одри
Как научиться читать на английском

А так же скоро добавим уроки по новой лексике и грамматическим конструкциям.

Всего 68 новых уроков английского языка.

Смотрела их и прыгала от радости.

Потому что дети, ученики ШУД, смогут смотреть уроки прямо на изучаемом языке, а что не понятно, посмотреть в переводе.

Так дети привыкают слышать правильную речь, понимать объяснение на английском языке, не бояться речи, уметь слышать паузы в словах.
А русский язык для Одри не родной, и как ценно слышать, как иностранец говорит на нашем родном языке. Как мне сказали дети, сразу понимаешь, что ей тоже трудно! Но она может! И делает.

Значит и мы сможем!

Вы знаете, как важно слышать правильную, чистую английскую речь?

А как увлекательно и просто Одри объясняла правила чтения. Научиться читать на английском языке интересно, легко, просто!

В ближайшие месяцы к видео- урокам будут добавлены практические упражнения. Но уже и сейчас курс очень ценен.

Мы рады, что Школа умных детей активно развивается.
Так будет и дальше.

Поэтому подключайтесь, учитесь с нами и помните, учиться с удовольствием, проще, чем вам может казаться.

Школа умных детей — это уникальная методичка для родителей и детей, которая позволит разобрать любую тему за начальную школу просто, понятно и с использованием техник эффективного обучения.

Теперь обучение в Школе умных детей стоит 1000 рублей в месяц. Вам надо лишь указать на странице оформления заказа в каком классе учится Ваш ребенок, оплатить 1000 рублей и учиться с удовольствием.

Школа для вас, если:
— Ваш ребёнок учится в начальной школе
— Ваш ребенок не понимает темы по русскому, математике или английскому или плохо запоминает материал с урока
— Приходит домой и не знает, как решить задание
— Не понимает вновь изученный материал и путается в признаках частей речи, ошибается в устном или письменном счете, испытывает трудности в решении задач, допускает ошибки при письме, т.к. не проверяет орфограммы, не понимает правил и не умеет их применять
— Вам приходится объяснять все самостоятельно, тратя драгоценное время
— Возможно, вы вынужденных нанимать репетитора и лишаться большого количества денег
— Вечера проводить за школьными делами и заданиями вместо отдыха после работы

Благодаря пакету Школы умных детей вы можете забыть о репетиторах, потому что благодаря урокам школы, вы сможете легко и просто объяснять ребенку любые темы по русскому языку, математике и английскому языку, прослушав понятное объяснение или просто включить урок ребёнку.

При оплате участия Вы получаете доступ ко всем предметам выбранного класса (русский язык, математика, окружающий мир, английский язык) доступом на 1 месяц.

Сейчас в школе доступен весь русский язык 1-4 класса, математика 1-4 класса, английский 2-4 класс и окружающий мир 1-4 класса, а так же уникальный курс «Английский с носителями языка»

Ждем Вас в школе умных детей!

Главная > Документ

Цели и задачи занятия:

Познакомить детей с историей возникновения русского домашнего театра. Способствовать интеллектуальному развитию. Раскрыть творческие способности обучающихся, поощрять стремление к самовыражению, формировать эстетические навыки, развивать правильную литературную речь. В процессе подготовки мероприятия развивается коммуникабельность детей, умение работать «в команде».

Занятие готовится заранее. Воспитанники получают текст для разучивания, а также задание, подготовить декорации и костюмы для выступления. С этой целью проводится консультации и репетиции. В выступлении могут принять участие до шести человек. Полезно подготовить две группы выступающих: как правило, участвовать в представлении желают многие. Вступительное слово принадлежит воспитателю. Необходимо рассказать о Петровском театре и первых сюжетах, о моде и театральном платье. Полезно также подобрать соответствующее эпохе музыкальное сопровождение. 1–й выступающий: Один из самых знаменитых «благородных» театров находился в доме у Степана Степановича Апраксина, бывшего в ту пору во всей своей славе: блестящий флигель – адъютант и генерал – майор, «богат, молод, пригож, прекрасно воспитан, охотник до забав, щедр, роскошен, влюбчив – он всей Москве кружил голову. Дом его был Париж для молодых людей, школа образования и наилучшего тона. Кто только не втирался в его знакомство и не искал благосклонности». 2 –й выступающий: В апраксинском доме у Кузнецкого моста «все радости света сливались вместе; тут были беспрестанные игры, забавы, балы и всё, что роскошь с удовольствием пополам могут произвести очаровательного для человека всякого пола, всяких лет…

«Вздумалось им по зиме завести у себя благородный театр. Вздумалось – значило на их языке – быть по сему. Тотчас состроен был театр… На подмостки, фонари, кулисы, не считая костюмов и угощения, ушло около двух тысяч рублей, что составляло годовое жалование обер – прокурора Сената.

3– й выступающий: Обосновались в доме князя Черкасского на Тверской. Здесь было просторнее. Как мухи на мёд слеталась сюда молодёжь.

В апраксинском театре растил свой талант «начинающий» Долгоруков, играли Алексей Михайлович и Василий Львович Пушкины, князь Фёдор Голицын и княжна Вяземская…

Среди долгой и суровой московской зимы с короткими тусклыми днями и длинными тёмными ночами для участников комедий «время текло скорее всякого ручья… На улице мороз, ветер свищет, а здесь театр прекрасный, во всех трубках горели свечи, тьма народу, и сквозь огни рассмотреть некогда было в окошки, хороша или дурна погода, а чувствовать её мешали несколько десятков печей, которые исправно топились».

4 – й выступающий : После женитьбы на Екатерине Владимировне Голицыной Апраксин переехал в новый дом в арбатском переулке. А на Большой Знаменке построил собственный прекрасный театр, переживший пожар 1812 года и ставший на целые полвека московским «Храмом Искусства».

На Знаменской же улице находился театр Дмитрия Емельяновича Столыпина, «при коем состояло актёров девять, актрис девять, музыкантов двадцать и певчих шестнадцать человек… Этот помещик пензенский… переселился в столицу щеголять комедиантами своими. Охотные приглашения, большой дом, роскошные вечеринки, театр и музыка, которые никому, кроме него, ничего не стоили, скоро всю Москву с ним познакомили».

1– й выступающий: Мы решили заглянуть в этот театр. В нём играли комическую оперу «Счастливая тоня». Слово «тоня» означало – рыбная ловля, улов. Пьесу сочинил князь Дмитрий Петрович Горчаков. Он был уважаемым военным, покрывшим себя славой при взятии Измаила, - но кроме этого – страстным театралом. 2 – й выступающий: Очень простой, с большой примесью сказочности, сюжет оперы нравился зрителям всех возрастов и сословий. У «заживного» мещанина Скопидома есть красавица дочь Пленира. Её любит бедный рыбак Миловзор, за неё же сватается богатый старик Старолет. Возлюбленным помогает волшебный дух Иезрад, который много лет был заключён в чаше, пролежавшей на дне реки. Эта чаша попадает в сеть к Миловзору, и он вызволяет духа. Однако Иезрад берётся помочь Миловзору только наполовину – остальное юноша должен сделать сам. Миловзор посредством волшебного жезла превращается в старика – ворожею, и к нему приходят гадать горожане. 3– й выступающий: Узнать свою судьбу желали судья – взяточник, старуха, влюблённая в молодого, рифмоплёт Чертополох. Приходит и Старолет. Миловзор предсказывал ему такие несчастья с будущей женой Пленирой, что старик сам отказался от девушки и советовал Скопидому соединить руки молодых людей. Заканчивалась опера «всеобщим удовольствием». 4– й выступающий: «Удовольствию публики» во многом способствовала музыка оперы: её куплеты были остроумны и живы, а романсы и арии Плениры мелодичны и трогательны.

Лучшей актрисой столыпинского театра Вареньке, игравшей Плениру, удивительно шли эти наивно – трогательные с примесью девичьего кокетства песенки:

6 – я выступающая: (песня разучивается и исполняется под музыку)

«Если сердце в нас бесстрастно,

Должно ль сердце принуждать?

Наше сердце не подвластно,

Силой страсть нельзя рождать.

Нежно чувствие в неволе

Не родится никогда, И в свободной только доле

Сердце любит навсегда.

А намедни мне Анюта

Вот успела что шепнуть:

«Милому одна минута

В сердце к нам откроет путь.

В нём покажется всё мило –

Вид, улыбка, разговор,

Мне то сердце подтвердило

И любезный Миловзор!»

5– й выступающий: На следующий день после спектакля всё это уже распевали барышни в гостиных за клавикордами или в комнатах за пяльцами. К Столыпину многие приезжали посмотреть, собственно, Вареньку, слава о которой ходила по городу довольно громкая.

В конце занятия воспитатель подводит итог представления.

Зам. директора по воспитательной работе, учитель изобразительного искусства, МХК и музыки высшей категории Аксенова И.А.


Развитие творчества учащихся на уроках изобразительного искусства. В современной школе достаточно широко ставится и решается задача развития творчества учащихся. Творчества как воплощения индивидуальности, самовыражения личности через своё собственное неповторимое отношение к миру, к окружающей действительности. Несомненно, каждый ребёнок имеет задатки к творчеству, только у окружающих его взрослых разное к этому отношение. С нашей стороны считать, что эти задатки проявятся рано или поздно сами собой, не мешать ему, было бы проявлением равнодушия и позиции стороннего, непричастного к судьбе ребенка наблюдателя. Ведь совершенно очевидно, что не всякий человек может раскрыть самостоятельно заложенный от природы талант, развить свои способности, тем более ребёнок. Конечно, есть случаи таких раскрытий, и детей, и взрослых, но наверняка любой из «раскрывшихся поздно» талантов считает, что если бы это произошло раньше, в детском возрасте, то он смог бы не просто большему научиться, а больше сделать для окружающих людей, для искусства. В дошкольном возрасте творчество ребёнка – это свобода: свобода художественного слова, воспринимаемого как устное народное творчество, свобода в изобразительной деятельности. Школьный период творчества несёт некие ограничения этой свободы – определённые условия, рамки урока. Важнейший момент – осознание ребёнком своего творчества и осмысление того, через что он понимает его значимость. Важность этого момента заключается в дальнейшем выборе пути решения данной проблемы. Пути два: лучше меньше да лучше или от души, но без соблюдения правил и грамотности. Именно этот момент можно считать «переломным» в переходе от дошкольного творчества к школьному. Именно здесь любой педагог, учитель, воспитатель должен понимать, что в основе настоящего творчества лежит знание техники работы или технический навык. Возьмём обучение каллиграфии: всегда показывается некий идеальный образец, и все дети более или менее похоже рисуют одни и те же крючки, палочки, закругления. Но почерк при этом у всех получается разный, и если бы не существовало основы определённого написания букв и цифр, то наверняка никто никогда не понял бы и не прочитал то, что написал другой. В изобразительном искусстве учитель точно так же должен и обязан делать «показы», чтобы ребёнок овладел техникой работы любым доступным материалом, элементарно знал, как можно рисовать кистью, карандашом, как получается тонкая линия, как широкая. Без обучения элементарным основам техники трудно воплотить творческую идею в жизнь именно так, как она представляется в воображении. Кроме того, от этого напрямую зависит и вдохновение, дающее эти идеи: удача всегда окрыляет и зовёт к новым подвигам. Между тем, в практике достаточно примеров, когда в работе ученика есть идея, но отсутствие технического навыка приводит к разочарованию в её неточном и неумелом воплощении. Одной из задач изобразительного искусства является развитие творческого воображения и интуиции. Бесспорно, воображение – орудие творчества, фантастическая человеческая способность выражать своё отношение к миру через собственное восприятие окружающей действительности. Эта способность – основа движения, основа вдохновенного труда, и чтобы её развить, оградить ребёнка от эмоций разочарования, так называемого креативного кризиса, необходима чуткая помощь педагога. Эта помощь заключается в использовании отдельных развивающих творчество методов и приемов, иногда – целых уроков, причём в рамках различных учебных предметов. Активизация творчества учащихся обязательно должна проходить на основе стратегии и тактики педагога. Должен быть принципиальный взгляд на данную работу, поскольку процесс творчества достаточно тонок и хрупок. Стратегия педагога – это создание условий психологической поддержки ученика через атмосферу доброжелательности и доверия, через воспитание уважения учащихся к своему труду и труду своих одноклассников, помощь и личный пример педагога, а также соблюдение принципов: воздержание от критики, ценностное отношение к творчеству, развитие доверия учащихся собственной интуиции, развитие настойчивости в преодолении трудностей, преодоление обыденности взгляда на окружающий мир у учащихся, учение через удивление, воспитание деятельностью через три я: я – воображаю, я – созидаю, я – получаю удовлетворение от собственной деятельности (рефлексия). Особое место в стратегии педагога должно занимать знание сферы эмоций и чувств учащихся. Испытываемые детьми гаммы положительных эмоций на любом уроке снимают напряжение, расслабляют, улучшают настроение, дают заряд бодрости, влияют на процессы запоминания информации, так как запоминается надолго то, что эмоционально пережито, прочувствовано. В Японии уже давно существует «Культура эмоций»: чтобы нейтрализовать одну отрицательную эмоцию, необходимо испытать три положительных. Первых, стрессовых, более чем достаточно ребёнок испытывает и дома, и в школе. Вторых меньше. Дети – это дети, они легче справляются с этим, чем взрослые. Однако отрицательные эмоции не уходят, они оседают всё глубже, превращаясь впоследствии в болезни. Мы должны научить ребёнка видеть в простых вещах то, что может принести радость; в малом видеть большое, в большом – малое, учить удивляться и удивлять. «Каждый лист, упавший с дерева имеет свою судьбу, как и человек. Один упадёт в книгу читающего на лавочке человека и станет закладкой, другой залетит в кузов грузового автомобиля и станет путешественником, третий упадёт на водную гладь обыкновенной лужи и почувствует себя кораблём в огромном море. Так и люди: один станет писателем, другой путешественником, третий – капитаном корабля. Разные листья. Разные люди…» Когда говоришь и видишь искорки в глазах замерших детей, понимаешь – задета струнка души, не зря потрачен вечер на «рождение» очередного урока. Стратегия очень тонко переходит в тактику – использование всего арсенала средств и приёмов, тонкостей методики, практических упражнений в работе с учащимися. Например, недавно на одном из уроков мы с ребятами говорили о том, как интересно и по-разному интерпретируется тема осени в творчестве различных поэтов, композиторов, художников. Вместе вспоминали и читали стихи А.С.Пушкина «Унылая пора…», И.Бунина «Лес, точно терем расписной…», С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» Для прослушивания мною были предложены отрывки из произведений итальянского композитора рубежа XVII-XVIII веков А.Вивальди «Времена года. Осень» и русского композитора XIX века П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь». Сравнив эти два музыкальных отрывка, услышали, как по-разному сумели передать они ощущения осени русской и осени итальянской. Рассмотрели и проанализировали репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», И.Остроухова «Золотая осень». Обобщив весь материал, представленный на уроке, дети сделали интересный для себя вывод: оказывается, каждый представляет себе осень по-своему и, соответственно, интерпретировать её может тоже каждый по-своему. Я предложила ребятам нарисовать осень в разных жанрах, передать свои, индивидуальные ощущения, эмоции, ассоциации, которые вызывает в них это время года. Результат получился интересным и неожиданным: в конце урока мы собрали галерею детских рисунков: пейзажи, натюрморты, портреты… Примечательно то, что такого результата удалось достичь почти в каждом классе, где я проводила такой урок. Я поняла, что сумела разбудить в детях желание творить и получать удовлетворение от этого процесса, испытывать положительные эмоции оттого, что их творческие идеи не только интересны другим, но, что очень важно, будут правильно поняты и оценены. Урок – это то, что на сто процентов зависит от педагога. Всё в наших руках, если определена цель, если обозначены пути, если ты знаешь, что выбрал именно ту профессию, которой принесёшь наибольшую пользу окружающим и самому себе. Если всё это так, то к творчеству ты уже пришёл сам, и, значит, приведёшь других. Панина Александра, 7 «А»
Терехова Екатерина, 6 «А» Учитель МХК и москвоведения первой категории Щеглова Е.Н. Экскурсия как метод ознакомления учащихся с шедеврами мировой художественной культуры. Предмет Мировая Художественная культура подразумевает под собой ознакомление учащихся со всем, что было создано человечеством с момента его зарождения. Это – литература, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр. Формы и методы работы на уроках очень разнообразны: рассматривание репродукций картин и слайдов, просмотр фильмов про великие творения людей, прослушивание отрывков музыкальных и литературных произведений и многое другое. Но я считаю эти приёмы и методы недостаточными для полноты восприятия художественного произведения. Намного полнее и ярче непосредственный контакт с произведением искусства. И такой контакт может происходит только на экскурсии. Что же такое экскурсия? На мой взгляд, это не только посещение музеев и поездки на автобусе по достопримечательным местам нашей Родины и за её пределы, но и посещение театров и концертных залов. Во время экскурсий учащиеся соприкасаются с шедеврами визуально (живопись, графика), могут рассмотреть их со всех сторон (архитектура, скульптура), услышать все нюансы, которые хотел передать автор (музыка, театр). Во время экскурсий используются различные виды работы с учащимися: - лекция экскурсовода - здесь требуется большая заинтересованность учащихся в материале экскурсии и концентрация внимания на объекте; - привлечение детей к диалогу - данная работа способствует сосредоточенности на материале экскурсии и лучшем усвоении предлагаемого материала, также это даёт возможность опереться на знания, которые были получены учащимися ранее; - индивидуальная работа учащихся по вопросам, заранее составленным педагогом (это музейные карты, учащиеся самостоятельно осматривают экспозицию, а потом отвечают на вопросы и выполняют задания, которые наметил учитель); - для закрепления материала, полученного во время экскурсии можно предложить учащимся: а) ответить на вопросы тестового задания; б) написать небольшое сообщение. В качестве примера хочу рассказать о последней экскурсии, которую мы совершили с классом. Это была поездка в Константиново, на родину знаменитого русского поэта Сергея Есенина. Экскурсия была достаточно многоплановой. Учащиеся познакомились с литературным творчеством и наследием Сергея Есенина, посетив литературный музей: мы услышали стихи поэта, увидели прижизненные издания его произведений и их оформление художниками-графиками, познакомились с яркими вехами в личной жизни поэта. Дети посетили экспозицию единственного в своём роде музея одного литературного произведения – музей поэмы «Анна Снегина». Большое впечатление на учащихся произвело посещение Земской начальной школы, в которой учился Серёжа Есенин и рассказ экскурсовода о системе образования в царской России.

Земская начальная школа, которую закончил С. А. Есенин. В процессе экскурсии учащиеся также познакомились с жизнью, бытом и архитектурой российской деревни конца 19 начала 20 веков. Эти постройки находятся на участке, принадлежащем семье Есениных.
Временный дом семьи Есениных. По дороге в Константиново мы делали остановку в городе Бронницы, где полюбовались храмовой архитектурой 16 века – Соборный комплекс Архангела Михаила.

Соборный комплекс Архангела Михаила. Экскурсия и всё увиденное и услышанное произвели на детей большое впечатление, и хочется думать, запомнятся им надолго. В заключение хочу отметить, что экскурсии играют большое значение в учебном процессе, помогают педагогу разнообразить формы и методы работы с учащимися, а им, в свою очередь, лучше усвоить получаемые знания. Учитель музыки первой категории Копченкова Е.Б.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки. «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».В.А.Сухомлинский. Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира, совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно-нравственном плане. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Необходимы духовно-нравственные акценты в массовом музыкальном образовании. Задача урока музыки - ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. Задачи учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен ориентировать школьников в мире музыки, прививать им вкус и приобщать средствами искусства к высшим духовным ценностям, которые должны восприниматься как истина, указывающая путь к любви, состраданию, милосердию, чувству долга в жизни. Для того, чтобы современный урок музыки был интересным, разнообразным, необходим современный кабинет музыки, где обязательно должны быть портреты композиторов, музыкальные инструменты, аппаратура (проигрыватель аудио кассет,CD-, DVD- дисков и др. в соответствии с возможностями школы). Я хочу показать как в 7-мом классе по теме «Великие наши современники» раскрывается духовная тематика современного урока музыки.

В этой статье объясняется, как, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, доступно и понятно можно ввести понятие "части речи". Как можно добиться того, чтобы дети достаточно быстро научились различать части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«Методические приёмы объяснения темы «Части речи» в начальной школе».

Учитель начальных классов МОУ СОШ №6 г. Люберцы

Богомолова Екатерина Анатольевна

Люберцы

2012 год

Много лет при изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи. Когда учитель спрашивает ученика, что такое имя существительное, нередко сталкивается с тем, что ученик, долго раздумывая, начинает отвечать, что имя существительное – это часть предложения (слова, текста) и т. д. При изучении темы «Части речи» с первого-второго класса эта проблема стала особенно острой, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление. Столкнувшись с этой проблемой ещё в начале своей работы, я поняла, что понятие «части речи» необходимо конкретизировать, а также заинтересовать детей во время объяснения нового материала и последующего закрепления.

Хочу предложить приём, который мне удалось разработать. Я применяю его с 1998 года, и хочется отметить, что благодаря ему, дети достаточно хорошо усваивают эту тему.

Приведу часть урока по теме «Части речи. Имя существительное». Ознакомление с новым материалом. Цель этого урока – познакомить детей с понятием «части речи», познакомить с частью речи – имя существительное, учить определять имя существительное.

В начале урока, перед самым объяснением нового материала, мы с детьми говорим о том, что люди общаются между собой с помощью речи – устной и письменной. Затем говорим, что речь наша удивительно красива, неповторима. Тут же привожу примеры о красоте нашей речи – читаю стихи русских поэтов.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной. (И. А. Бунин)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф. И. Тютчев)

Кто-то из детей также приводит примеры, подтверждающие, что наша речь необыкновенно красива.

После этого я предлагаю детям представить нашу речь в виде сказочного цветика-семицветика из сказки В. Катаева. И наш цветок тоже волшебный. На доске открываю, заранее прикреплённый, большой цветик-семицветик. Затем обращаю внимание детей на то, что цветок состоит из частей – лепестков. А мы сегодня знакомимся с новой темой – Части речи. На нашем цветке, изображающем речь, каждый лепесток будет представлять определённую часть речи. И первая часть речи, с которой мы знакомимся – имя существительное. (на доске – табличка «имя существительное»).

Теперь я ребятам называю слова (окно, табурет, рисунок, кошка, друзья) и попутно предлагаю к каждому слову поставить вопрос. А на доске появляется запись: что? – окно; что?-табурет; что? – рисунок; кто?-кошка; кто?-друзья… Далее мы выясняем, что эти слова обозначают предмет. На доске я объединяю слова фигурной скобкой и пишу, что они обозначают предмет. Затем я называю другие слова (гроза, утро, мороз, радость) и также предлагаю поставить вопрос к каждому слову. Здесь ко всем словам подходит вопрос что? Затем мы выясняем, что к предметам эти слова не относятся, и я говорю детям, что эти слова обозначают явления. На доске аналогичная запись. После этого я говорю детям, что все эти слова (на доске) относятся к части речи – имя существительное. Далее мы вместе составляем определение, что такое имя существительное. При этом на одном из лепестков цветка прикрепляем карточки (имя существительное, кто? что? предмет, явление.) Вместе с детьми даём определение: имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы: кто? что? (цветок с обозначениями является опорой для ответа некоторое время).

Во второй части урока мы делаем схематический рисунок «Части речи» в специальной тетради для правил. Рисунок выполняется в виде цветка, на одном лепестке дети пишут опорные слова (как на доске). В рабочей тетради и на доске, для закрепления, мы записываем имена существительные в два столбика: предмет, явления. Примеры дети приводят сами. Затем записываем под диктовку несколько предложений, решая орфографические задачи. В каждом предложении подписываем имена существительные.

В конце урока подводим итог.

На следующий день на уроке русского языка мы повторяем новый материал, я выявляю -- насколько хорошо дети усваивают тему. Если нужно, помогаю понять и запомнить.

Далее раздаю детям карточки из лото с изображением животных, игрушек, растений и так далее. Даю задание: каждый ученик по очереди должен при ответе сказать, что изображено на карточке и поставить к этому предмету вопрос. А также сказать: предмет изображён или явление.

После этого убираем все карточки с изображением явления (дождь, гроза), заменяем на карточки, обозначающие предметы. Ещё раз задаём вопросы: кто?, что? Выясняем, что предметы могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными. Таким образом, дополняем сведения об имени существительном. Далее выполняем упражнения для закрепления изучаемых понятий.

Знакомство с понятиями имя прилагательное и глагол происходит также с помощью волшебного цветка. В тетради для правил подписываем лепестки с названием частей речи, вопросы и что они обозначают.

Но перед этим я опять раздаю детям карточки из лото. Они называют, что изображено (с вопросом, что обозначает, одушевлённый предмет или нет). Затем прошу детей рассказать, какой это предмет. Дети подбирают подходящие прилагательные. Я сообщаю детям, что сегодня мы знакомимся с именем прилагательным, что оно обозначает признак предмета (беру примеры детей с вопросами). На доске и в тетради записываем: стол (какой?) высокий, письменный, обеденный; бабочка (какая?) красивая, лёгкая, маленькая и т. д. Обозначаем имена прилагательные. Выясняем, что они связаны (дружат) с именами существительными, т. к. они определяют их признак. На доске на одном из лепестков (рядом с им. сущ.) прикрепляем таблички: имя прилагательное, признак, какой? какая? какое? какие? Далее выполняем упражнения для закрепления.

Тема «Глагол» вводится аналогично теме «Имя прилагательное». Дети по карточкам называют предмет и что он умеет делать. При этом ставят к глаголу вопросы. Выясняется, что глагол обозначает действие. На лепестке волшебного цветка рядом с им. сущ. (с другой стороны) прикрепляются карточки: глагол, явление, что делать? что сделать? Выполняются упражнения для закрепления умения определять части речи по вопросам и по тому, что обозначает данная часть речи.

Таким образом, у детей абстрактное понятие « речи» конкретизируется, представляется в образе цветка, а части речи – в образе лепестков цветка. С его помощью можно изучать и другие части речи. Дети достаточно быстро усваивают эту тему, в дальнейшем хорошо видят связь частей речи в предложении и не путают, что является частью предложения, а что – частью речи.

Демонстрационные пособия, используемые при изучении темы «Части речи»

Источники:

  1. Бунин И. А. Поэзия и проза/ предисл., сост и примеч. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1986. – 384 с., ил. – (Шк. б-ка) с. 28
  2. Родная природа. Стихи русских поэтов /сост. Н. Боярская. – М.: изд. Детская литература, 1971. 192 с., ил. С. 155.

Имя числительное . Количество предметов, порядок при счёте. СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? (КАКОЙ?)

Имя прилагательное . КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Признак предмета.

Имя существительное . КТО? ЧТО? Предмет, явление .

Глагол

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Действие предмета

Местоимение указывает на предмет, явление, не называя его.

Наречие . Признаки действий, признаки признаков. КАК? КУДА? ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? В КАКОЙ СТЕПЕНИ?

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО ? или ЧТО ?

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович ).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака ).

Одушевленные и неодушевленные

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица ).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус ).

Число имён существительных

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок ). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция ).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети ). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы ).

Род имени существительного

РОД - постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль ).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля ).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо ).

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами - мяч (м. р.), на земле - земля (ж. р.), у моря - море (ср. р.).

  • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота ).

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь ).
  • Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода .

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть) кто? что?
  • Родительный падеж (нет) кого? чего?
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе ).

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам - СКЛОНЕНИЯМ .

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже единственного числа (линейкА, землЯ, мамА, папА, дядЯ ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О , а без ударения - гласная Е : врачОм - задачЕй, птенцОм - птицЕй.

Морфологический разбор

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

Бег - это какая часть речи? Имя существительное или, может быть, наречие? Или прилагательное? Нет, все-таки это глагол - решает, наконец, третьеклассник.

В русском языке всего 10 частей речи, но сколько мучений доставляют они школьникам. Как разобраться и запомнить, где существительное, а где наречие или прилагательное?

Несмотря на то, что знакомиться с частями речи мы начинаем уже в 1 классе, школьники, даже придя в старшую школу, могут назвать прилагательное числительным или существительное - глаголом. И сколько ни учи правила, ошибки все-равно остаются. Ведь правила - это правила, а слова - совсем другое и часто с правилами никак не состыковываются, по мнению многих школьников.

Почему так трудно даются детям части речи? Всё станет понятным, если мы вспомним, что у детей конкретно- образное мышление, а части речи - это абстрактное понятие. Чтобы ребенок понял и части речи, нужно, чтобы он понимал, что это такое.

"Понимание - это процесс создания в воображении пространственно организованной «картинки»". В.А.Козаренко

Вы когда-нибудь видели, чтобы книжка кряхтя, вылезала из ряда книг и сама прыгала в руки девочки? Конечно, не видели. Но, оказывается, такое бывает, если мы возьмем в руки книги . В этих книгах оживают все части речи. Вы увидите седого старичка, который может превращаться в любое слово, так как его зовут Имя Существительное . Следовательно, старичок может превратиться в любое слово, отвечающее на вопросы Кто? и Что?

А если вы продолжите путешествие по страницам книг, то узнаете еще много интересного не только об этом старичке, но и о его родных. Например, то, что у него есть очень послушная дочь. Настолько послушная, что она всегда всё делает как отец и ходит рядом с ним. Потому ее и зовут Имя Прилагательное. И, конечно, вы познакомитесь с тем, кого называют Доблестным победителем всех кусачих злодеев.

Путешествуя по страница книг, дети смогут помочь в обеззараживании страшного вируса. Узнают, что делал тапок на футбольном поле. Смогут поцарствовать за морского царя, но для этого придется потрудиться и придумать всем жителям морского царства много разных дел.

Вы легко запомните, чем отличается совершенный вид глагола от несовершенного и потренируетесь в определении вида глагола. И всё это запоминается и выполняется очень легко, потому что мы читаем и играем . В этих чудесных книгах-учебниках все важные части речи превращаются в знакомых нам персонажей, оживают и живут своей жизнью. Дети, как будто приходят в гости к частям речи и общаются с ними. В процессе общения они легко запоминают то, что так трудно даётся на уроках .