» » Тренинг по развитию лидерских качеств у детей. Тренинг по выявлению лидерских качеств студента

Тренинг по развитию лидерских качеств у детей. Тренинг по выявлению лидерских качеств студента
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одним из актуальных направлений политики правительства РФ в области образования является работа с одаренными детьми. Социально одаренных детей объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Найти своё место в жизни, самореализоваться, развить свои коммуникативные и лидерские качества им помогает детское общественное объединение. Одно из таких объединений, в рамках которого осуществляется работа по поиску, сопровождению и поддержке социально одаренных школьников находится при МОУ ДОД ЦДТ № 1.

Как и любой другой вид одаренности, социальная одаренность нуждается в психологическом сопровождении. В рамках объединения с детьми проводятся тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативных и лидерских качеств личности, развитее самосознания, умений и навыков самоанализа, рефлексии и активности, развитие креативности. Одно из таких тренинговых занятий, я хочу представить ниже.

Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Раздаточный материал: листы А4, ножницы, фломастеры, двусторонний скотч, ручки, листы ватмана, клей, маркеры, рекламные проспекты, журналы, газеты, энергичная музыка.

Продолжительность занятия: 3 часа, с перерывом 10 минут.

Ход занятия

I. Знакомство, разминка.

Упражнение “Аквариум”

Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.

На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.

Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

Упражнение “Нетрадиционный способ приветствия”.

Хаотично передвигаясь по залу, участники при встрече с кем-либо приветствуют его:

А) кивком головы;

Б) улыбкой;

В) глазами;

Г) через рукопожатие;

Д) плечом;

Е) спинами;

Ж) коленками.

Озвучивание ведущим правил работы в группе:

Доверительный стиль общения

Общение по принципу “Здесь и сейчас”.

Персонификация высказывания “от собственного имени”.

Недопустимость оценок в адрес другого.

Активное участие во всех упражнениях.

Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Обсуждение правил и принятие их на время тренинга.

II. Основная часть.

Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия - “Лидерство”. Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Упражнение “Лидер - это”

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

Обсуждение. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”. Затем получившиеся качества вырезаем и скотчем прикрепляем к человеку, который не считает себя лидером, но хотел бы развить в себе лидерские качества.

Тест “Лидер ли я?”

Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.

Тестовый материал

1. Что для вас важнее в игре?

А) Победа.

Б) Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

Обработка и интерпретация результатов теста:

  • Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
  • Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
  • Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Упражнение “Круг и Я”

Для этого упражнения требуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру. Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. Ему же даётся всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, обещания, комплименты), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплочённый круг, взявшись за руки. Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными силами? На старт. Начали!

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

В колонну по росту

В два круга

В треугольник

В шеренгу по росту

В четыре колонны с одинаковым количеством участников

В шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Обсуждение. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?

Кто из вас лидер по натуре?

Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?

Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?

Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

“Путешествие с дикими гусями”

Участники группы получают текст: “Дикие гуси летят особым “строем” - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта – почему?

Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, - в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.

Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время перлёта одна из птиц отклоняется от чёткой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на своё место, “подправить” линию полёта.

Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.

Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия… Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.

Что интересного вы видите в повадках гусей?

Чем объясняется эффективность гусиного клина?

Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае?

Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?

Кто по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?

III. Заключительная часть.

Упражнение “Герб”

Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который бы отразил его представление о собственных лидерских качествах, возможно, уже увиденных и проявленных в тренинге или желаемых. Ведущий напоминает, что герб может быть любой геометрической формы, а внизу девиз, который сопутствует вашей жизни, так называемый краткий слоган. Время на выполнение задания - 15 минут. После выполнения задания рисунки презентуются участникам занятия.

Упражнение “Свеча”

Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?”.

Литература

  1. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем. – М., 2009.
  2. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.
  3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

На шаг впереди!

(тренинговое занятие по лидерству)

А втор-составитель: Большакова С.Ю.,

Педагог-организатор

с. Панаевск, 2013

Ц ель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала старшеклассников, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать.

Задачи:

  1. Выявить ребят, обладающих лидерскими и организаторскими способностями.
  2. Отработать навыков групповой деятельности, развивать и реализовать творческих способностей.
  3. Психологическая разгрузка ребят.

Ход мастер-класса

Перед началом мастер – класса на каждого участника одевается «ожерелье», на котором закреплены несколько цветных ленточек. После выполнения определенных заданий, каждый вешает по одной ленте на ожерелье того человека, кто по его мнению в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества. Причем количество лент такого, что по завершению мастер – класса у каждого участника на ожерелье остается хотя бы одна ленточка.

Стихи под музыку


Первыми, кем бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями,
Из книг – лучшими книгами.

Первыми будьте, и только!
Пенными, как моря.
Лучше второго художника –
Первый маляр.

Спросят вас оробело:
- Что же тогда окажется:
Если все будут первыми,
Кто пойдет замыкающим?

А вы трусливых не слушайте,
А вы их сдуйте, как пену.
Если вы есть – будьте лучшими!
Если вы есть – будьте первыми!

Если вы есть – попробуйте
Горечь зеленых побегов.
Примериваясь, попробуйте
Великую ношу первых!

Как самое неизбежное,
Взвалите ее на плечи.
Если вы есть – будьте первыми!
Первым трудней и легче.

Добрый день уважаемые друзья! Сегодня встречу с вами я не случайно начала с этого замечательного стихотворения «Будьте первыми». Тема нашего сегодняшнего занятия – «Лидерство».

Цель : Выявление и развитие лидерских качеств.

Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.

Если кто-то из детей рождается лидерами, а кто-то рождается ведомым, значит ли это, что лидером нельзя стать, лидерству нельзя научиться? (ответы детей)

Нет, это не так. Многие люди стали в своей жизни сильными и уверенными лидерами, хотя в детстве лидерскими особенностями вовсе не отличались.

С чего же начать формирование лидерских качеств? Как показывает опыт, книги по лидерству приносят немного пользы. Будучи прочитанными, они вновь возвращаются на книжную полку, а жизнь течет своим чередом. И это неудивительно, поскольку лидерство, а тем более, формирование лидерских качеств - это практический навык, отрабатывать который качественно можно и нужно вместе с другими людьми.

Одной из задач педагога, воспитателя, классного руководителя является выявление лидеров в коллективе. Можно выявить лидера с помощью тестов, а можно с помощью игр.

В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, которые могут влиять на настроение и отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди - лидеры. Очень важно понять, кто будет лидером в Вашей организации или в классе. От того, каким будет этот лидер, во многом зависит, каким будет и весь класс и вся организация

Скажите, пожалуйста, а кто такой лидер? (Ответы детей)

Лидер (от англ. ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать лидер? (Ответы детей)

Видеослайды «21 качество лидера»

  1. Характер
  2. Харизма
  3. Преданность делу
  4. Умение общаться
  5. Компетентность
  6. Мужество
  7. Проницательность
  8. Сфокусированность
  9. Щедрость
  10. Инициативность
  11. Умение слушать
  12. Страсть
  13. Позитивная установка
  14. Решение проблем
  15. Взаимоотношение
  16. Ответственность
  17. Уверенность
  18. Самодисциплина
  19. Готовность слушанию других
  20. Способность к обучению
  21. Перспективное видение

Вот такими качествами должен обладать лидер.

А теперь я попрошу всех задуматься и ответить про себя на вопросы.

Хотите быть великим лидером?

Хотите знать, хороший ли вы лидер в данный момент?

Хотите улучшать свои навыки и саморазвиваться?

Если ответы на эти вопросы «да», то вы пришли в нужное место.

Сегодня мы с вами познакомимся с играми на развитие лидерских качеств и командообразование. Это такие игры, которые с одной стороны позволяют проявить себя лидером, с другой стороны служат для формирования умения работать в команде, синхронно с другими людьми, для повышения сплоченности в группе.

Для начала давайте все встанем в круг и возьмёмся за руки и сделаем упражнение «Импульс», чтобы настроиться на групповую работу. (Все участники становятся)

Упражнение «Импульс». .

Инструкция: «Сейчас по моей команде мы отправим импульс любви, доброты и активность на творческую работу. Я пожимаю руку моему соседу справа, он своему соседу справа и т.д., пока этот импульс не вернется ко мне. Очень важно делать это упражнение улыбаясь, представляя, что через Вас действительно проходит импульс, делающий Вас счастливее и Вы, приумножая, посылаете его дальше.

Теперь все закрыли глаза, и мы повторим это упражнение в обратную сторону. Молодцы! А сейчас самое главное! Импульс пойдет от меня одновременно сразу в обе стороны. И на ком он сойдется – будет самым счастливым человеком, по крайней мере, на сегодняшний день».

Кто у нас сегодня самый счастливый человек? Давайте мы его «искупаем» в лучах славы (дружные аплодисменты

Прошу всех сесть на свои места . (Участники садятся по кругу, ведущий встает в центр круга).

Игры на знакомства

Очень часто лидеры принимают участие в различных семинарах и фестивалях. Там собираются ребята, с активной жизненной позицией с разных районов и городов. В первые дни для них проводят разные игры на знакомства. Важно заинтересовать, увлечь детей интересной деятельностью. Для этого целесообразно, направить все усилия на знакомство, сплочение детей друг с другом.

Инструкция: Сейчас у нас будет возможность лучше узнать друг друга. Предлагаю поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, у кого есть сестра" и все, у кого есть сестра; должны поменяться местами

  1. у кого есть брат;
  2. у кого родители работают в школе;
  3. кто учиться в 7 классе;
  4. кто летом отдыхал на море;
  5. у кого одинаковый знак зодиака;
  6. у кого дома есть кошки;
  7. кто был на рождественских каникулах;
  8. кто активный член ДиМОО «МОРЖ»;
  9. Кто считает себя лидером

Используем эту игру для того, чтобы больше узнать друг о друге. Скажите, пожалуйста,

Как вы себя чувствуете?

Удалось ли вам узнать что-то новое о своих товарищах?

Вывод: Данное упражнение позволяет снять напряженность, активизирует внимание и мышление.

Игры на командную работу и сплочение коллектива

Вы, конечно же, хотите, чтобы ваша группа была дружной, сплочённой, чтобы все в ней были за одного, и один, несомненно, был за всех! В период адаптации очень важно создать настрой на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Этому способствуют увлекательные, но довольно сложные упражнения.

«Молекула».

Прошу всех встать так, чтобы вам было удобно. После того как я скажу фразу: «Молекулы - хаос» вы начинаете двигаться в произвольном направлении, перемешиваясь. Когда скажу: «Молекулы-четыре» вы должны быстро объединиться в группы по четыре.

3, 5, 7, 10.

«Дрозд»

Молодцы, а теперь встаньте в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Сейчас мы будем произносить следующие слова с соответствующими движениями: «Я – дрозд, ты – дрозд, (показывает на себя, потом на партнера) У меня нос, у тебя нос, (дотронуться до своего носа, потом до носа партнера) У меня щечки алые, у тебя щечки алые, (дотронуться до своих щек, потом до щек партнера) Мы с тобой два друга, любим мы друг друга!» (обнимаются) Затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг.

Вывод: Такие игры снимают психологические и физические барьеры. Способствуют сближению группы, ее работе как команда. При выполнении этих упражнений, необходимо научиться решать общую задачу, выработать тактику и стратегию ее выполнения. Преодолеть страх. Иногда выйти за свои воображаемые возможности. После проведения несколько игр на сплочение, вы увидите, как ребята сплотятся, чаще будут помогать друг другу, и чаще будут появляться улыбки на их лицах.

- А теперь, ребята, я вас попрошу, чтобы вы повесили по одной ленте на ожерелье того человека, кто по вашему мнению в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества.

Игры на выявления лидера

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Для этого существуют специальные игры на выявление лидера. Цель данных игр – выявление потенциальных лидеров в отряде группе.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

«Положи руку»

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

Вот еще один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого вам надо разделиться на две равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Условия игры: Сейчас вы будете выполнять задания после того, как я скомандую: «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание. Таким образом, вы создадите дух соревнования.

Итак, первое задание . Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. Вам на это 20 секунд. Начали! Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чем не договариваясь, быстро встали полкоманды. Начали! Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание . Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвертое. Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать фотографа. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается дедушка, он тоже может участвовать в расстановки членов семьи. Более никаких установок не дается, вы сами должны решить, кому кем быть и где стоять . После распределения ролей и расстановки членов семьи фотограф считает до трех. На счет три! все дружно и очень громко кричат сыр и делают одновременный хлопок в ладоши.

Обсуждение:

  1. Кто на ваш взгляд был лидером?
  2. По каким критериям вы это определяли?
  3. У лидера спросить: как сам оцениваешь - был ли ты лидером? Если был, что тебе помогало? Что мешало?

Роль фотографа и дедушек обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других членов семьи. Эта игра может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах.

Упражнение “Без командира”

Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

В колонну по росту

В два круга

В треугольник

В шеренгу по росту

В четыре колонны с одинаковым количеством участников

В шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос

В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.

Обсуждение:

  1. Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
  2. Подумайте и скажите кто из вас лидер по натуре?
  3. Легко ли вам было отказаться от руководящего стиля поведения?
  4. Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми?
  5. Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
  6. Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны?
  7. Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

А теперь, ребята, я вас попрошу, чтобы вы повесили по одной ленте на ожерелье того человека, кто по вашему мнению в данном испытании наиболее ярко проявил лидерские и организаторские качества.

Развитие лидерских качеств – это сложный и долгий процесс, над которым стоит очень хорошо потрудиться. Да, бывают люди, которым это дано от рождения, будем считать, что им крупно повезло. Если вы не лидер от природы – не отчаивайтесь, это всегда можно исправить, главное упорно следовать правилам.

Я подарю вам буклетики, где написано Программа развития для тех, кто желает стать лидером, кто хочет развивать свои лидерские качества.

Программа развития

Развивайте желание «Я хочу стать лидером».

Скажите себе и другим: «Я могу стать лидером».

Отвергайте сомнения в своих лидерских способностях, объясняйте себе: «Не могу не стать лидером».

Продумайте, с чего начнёте свою деятельность в качестве лидера.

Запишите в свою тетрадь, что не будете делать никогда в качестве лидера.

Как будете удерживать престиж в качестве лидера. На кого будете опираться.

С кем будете советоваться.

Как практически будете осуществлять свою лидерскую роль.

Видеофильм «Лидерство».

А сейчас проведём рефлексию:

Упражнение “Звезда”

Участники встают в круг и передают друг другу горящую звезду и при этом отвечают на следующие вопросы: “Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти игры?”.

По количеству ленточек на «ожерелье» определяются те ребята, которые наиболее ярко смогли продемонстрировать свои лидерские и организаторские качества в работе с группой.

. Под музыку стихи

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине,

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом,

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере.

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

Только найди своё дело

Если не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе.

Если не можешь быть высокой горой,

Будь твёрдым камнем.

Если не можешь быть камнем,

Будь мелкой песчинкой,

Отыщи свою раковину в море

И стань самой прекрасной жемчужиной.

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим!

Литература

  1. Кипнис М. Тренеруем умение вести за собой, быть лидером, “мотором” и вдохновителем. – М., 2009.
  2. Рудякова О. Н. Психокоррекционная работа со старшеклассниками. – Волгоград, 2008.
  3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002.

"Лидер - это прежде всего пример и ориентир!"

Тренинг лидерства помогает найти ответ на вопрос «Кто такой лидер?», и увидеть все многообразие подходов к лидерству, которое существует в бизнесе. В зависимости от того, какого уровня лидеров вы планируете обучать на тренинге лидерства, мы подбираем необходимые методы и приемы. Любой компании нужны лидеры! Но для каждой управленческой должности важны свои определенные сочетания одних граней лидерства, и не подходят другие.

Поэтому перед обучением лидерству очень важно правильно определить, какие именно параметры лидерства необходимо развить на тренинге, и для каких задач бизнеса они будут использованы. Например, если это лидер компании, то он должен быть прежде всего и первопроходцем, стратегом и дипломатом, политиком и коммуникатором.

Настоящие лидеры должны уметь сосредоточить свое внимание на общей картине, показать людям образ , и помочь им захотеть попасть туда в кратчайший срок наилучшим способом. Именно этим навыкам посвящен тренинг лидерства в компании Vision Trainings.

Мы проводим тренинги по следующим направлениям лидерства:

  • Функциональное лидерство (модель Дж.Адаира)
  • Ситуационное лидерство (Бланшард и Херси)
  • Эмоциональное лидерство (Д. Гоулмэн и П. Саулвей)
  • Экспертное лидерство
  • Харизматическое лидерство
  • Авторитарное лидерство
  • Лидерство в условиях изменений
  • Лидерство и наставничество
  • Командное лидерство (модель М.Белбина)
  • Лидерство в публичной речи

Преимущества тренинга лидерства для организаций:

Что дает лидерство?
Если у лидера есть высокие амбиции, мотивирующие и бросающие вызов цели, вера и настойчивость, то он сможет привести организацию из точки А в точку Б, согласно Видения и Миссии своей компании. Лидер знает, что препятствия - это те пугающие вещи, которые видят его люди, когда отводят взгляд от общей цели. Поэтому он мобилизует коллектив, и помогает сотрудникам концентрировать все свои усилия на достижении самого главного. Обучение этому - одна из главных задач тренинга по лидерству.

Лидер - не звание и не должность. Вести - значит действовать.

Проявлять лидерство можно будучи на любой позиции в организации, и помимо того, что важно быть хорошим руководителем, необходимо правильно проявлять лидерство в отношении коллег одинакового с Вами ранга, лидерство при взаимодействии с вышестоящим начальством, лидерство в отношениях с ключевыми партнерами Вашей компании.

Психология лидерства многогранна, и благодаря большому количеству исследований на эту тему, а также способам применения лидерства в менеджменте, которых на данный момент открыто очень много, лидером может стать практически любой человек, который поставил себе такую цель, прошел несколько тренингов по лидерству, и доработал элементы своего поведения, для проявления в нужный момент лидерских черт и качеств. Лидером можно быть, а можно казаться.

Многие персоны, которых нам показывают с телеэкрана, выглядят солидно, но вовсе не являются лидерами. Весь вопрос в целях, которые стоят перед Вами, в количестве проделанной работы, и в том, чего Вы хотите достигнуть благодаря тому, что разовьете в себе или в своих сотрудниках еще больше лидерства! Обращайтесь за консультацией - и мы с удовольствием Вам поможем!

Результаты тренинга по лидерству:

После прохождения тренинга по лидерству, в зависимости от задач обучения и существующих особенностей участников, они получат следующие результаты:

Получат представление о том, что такое лидерство, и как применять его в

Узнают о своих особенностях и зонах развития в области лидерства

Обретут большую уверенность и решительность в своих действиях

Смогут больше проявлять инициативу и брать на себя ответственность

Афоризмы о лидерстве:

Лидерство начинается с личных качеств лидера.

Задача лидера - настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь

Тренинг лидерства - это возможность раскрыть все грани своего лидерского таланта, и стать путеводной звездой для своих людей!

Управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом.

«Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает» Макиавелли
Если Ваши действия вдохновляют других людей мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы - лидер.

Человек — это то, во что он верит.
А. П. Чехов.

Человек устраивается на работу в компанию, а увольняется от руководителя!

Закон бизнеса:
Либо люди меняются, либо меняются люди….

Кто человечен, тот дает другим опору, желая сам ее иметь, и помогает им достичь успеха, желая сам его достигнуть. Конфуций.

Лидер действует открыто, а босс — за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет. Теодор Рузвельт

Лидерство - это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он еще и захотел.

Задача лидера - настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы.

Чтобы вести других за собой, будь львиной долей их идеалов!

Как я устал за ними ходить, но что поделаешь, я их лидер.

Побеждать, не уничтожая, повелевать, не унижая — вот, в чем суть Лидера!

Я использую не только те мозги, которые у меня есть, но и те, которые я могу позаимствовать.

Лидеры хвалят громко и при всех, а ругают тихо и наедине.

Не дано стать великим лидером тому, кто хочет все сделать сам или присвоить себе все заслуги за сделанное.

Лидерство - это выбор служить другим людям и представлять их интересы.

Лидерство - это помощь другим в том, чтобы они стали лучше, чем были!

Почему Вы преданы своему лидеру? Для меня важнее всего то, кем я становлюсь рядом с ним и благодаря ему!

То, что Петр говорит про Василия,
гораздо больше характеризует Петра, чем Василия.

Литература по лидерству:

  • Лидерство, основанное на принципах, Стивен Кови
  • Секрет. Что знают и делают великие лидеры, К. Бланшар
  • Методическое пособие к тренингу лидерства, Vision Trainings
  • Стратегии эффективного и успешного лидерства, Карлин Слоун
  • 21 неопровержимый закон лидерства, Д. Максвелл
  • Путь истинного лидера, Далай Лама, Л. Майзенберг
  • Психология лидера, А. Менегетти
  • Эмоциональное лидерство, Д. Гоулман
  • 21 обязательное качество лидера. Как стать человеком, за которым последуют другие, Д. Максвелл
  • Воспитай в себе лидера, Д. Максвелл
  • Личность лидера, Б. Трейси
  • Простое лидерство, Бодо Шефер
  • Психологическая школа молодежных лидеров, А. Чернышев
  • Уроки лидерства от Монаха, который продал свой Феррари, Робин Шарма
  • Лидер без титула, Шарма Робин Шарма
  • Моя жизнь, Ра Аки
  • 10 законов лидерства, Билл Ньюмен
  • Поднимись над толпой! Тренинг лидерства, И. Вагин
  • Бизнес-путь: Билл Гейтс. 10 секретов самого богатого в мире бизнес-лидера, Д. Деарлав
  • Нравственное лидерство. Путь формирования личности, А. Дианин-Хавард
  • НЛП: навыки эффективного лидерства, Р. Дилтс
  • Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика, О. Евтихов
  • Путь непринужденного лидерства, Д. Баум
  • 4 правила лидерства Джека Уэлча, К. Креймс
  • Менеджер с 24 "морковками". Замечательная история о том, как лидер может высвободить потенциал человека, Эдриан Гостик, Честер Элтон
  • Лидеры, шуты и мошенники. Эссе по психологии лидерства, К. Манфред
  • Основалидерства, Том Питерс
  • Имидж политического лидера, О. Потемкина
  • О лидерстве, Ф. Хессейльбайн
  • Психология лидерства в бизнесе, В. Шеклтон
  • Лидеры, Т. Шрайтер
  • Самурай без меча, К. Масао

ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА.

«Ехали цыгане»

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 – 5 минут. Интерпретация: кучер – на данный момент главный лидер – организатор в отряде, стены и крыша – те, на кого можно положиться, хорошие исполнители. Колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся “ехать”, и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок – “выпавший”, но с претензиями на лидерство. Пассажиры – основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

«Карабас»

Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы - куклы. Я произнесу слово «КАРА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции». В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного - проводить игру, второго - внимательно наблюдать за поведением ребят. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству, ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «совестливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Положи руку»

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет, кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

«Постройся по»

Участвуют 2 команды. По хлопку ведущего должны построиться по:1) цвету волос (от светлого к темному или наоборот),2) по размерам обуви (от меньшего к большему),3) алфавиту;4) длине волос, 5) цвету глаз (от светлого к темному или наоборот).

«Скульптура»

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течение 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.

«Сделай шаг вперед»

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры – организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

«Начали »

Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Ведущий предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!" Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то догово-риться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Здесь необходимо, чтобы ни о чем, не договариваясь, быстро встали пол-команды. "Начали!"

ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

ЧЕТВЁРТОЕ ЗАДАНИЕ. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один од-номестный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. "Начали!" Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо "отверженным". Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

ВЕРЁВОЧКА.

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.) Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник". Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Енотовы круги»

Всем ребятам вашего отряда предлагается встать в один круг, взяться за руки. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не отпуская руки, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Волшебный мячик»

У вожатого в руке мячик (сделанный из одного листа бумаги формата А4). Называя свое имя, он кидает мячик любому ребенку из круга, ребенок другому. Мячик должен пройти всех ребят. Затем вожатый дает следующие задание: «Теперь мячик должен пройти всех вас в том же порядке за 1 минуту». После того как у них это получилось, вы сокращаете время: 30 секунд, 3 секунды и 1. Знайте, что это возможно. Во-первых, ребята могут двигаться. Во-вторых, мячик должен пройти все руки. В-третьих, его нельзя взять одному ребенку и провести по ручкам остальных. Вам необходимо добиться того, чтобы ребята собственными, размышлениями и пробами дошли до следующего решения: Соединяя руки всех участников, построили колодец. Варианты могут быть и другие, придумайте.

«Карета»

Все ребята делятся на две команды. И каждой команде на ушко вы даете одинаковое задание – построить карету из людей. Время на подготовку 2 минуты. Очень важно следить за всем процессом, который происходит в командах: кто руководит, кто придумывает, кому все равно, кто строит всех членов команды. За время подготовки можно четко увидеть большую часть детей, выбрать лидеров.

«Фотограф»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

«Пчелка»

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидера, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.