» » Теоретические основы развития познавательных интересов средствами компьютерной техники. Большой психологический словарь - интерес В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окруж

Теоретические основы развития познавательных интересов средствами компьютерной техники. Большой психологический словарь - интерес В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окруж

от лат. - участвовать) пай, доля, привлечение к чему-либо, участие в чем-либо, склонность к чему-либо ("проявлять интерес"); ценность и значение, придаваемые нами вещи, которая соответственно этому занимает наши мысли и чувства; с материальной точки зрения также польза, выгода, корысть ("иметь свой интерес"). Того, у кого есть интерес к чему-либо, называют заинтересованным; того же, кто постоянно преследует определенные интересы или кому делается некоторое предложение в расчете на успех, называют интересантом. Интересное - то, что возбуждает и удерживает наше внимание (см. также Wesen), потому что оно имеет позитивное или негативное значение для наших практических или теоретических потребностей. В зависимости от предмета интереса говорят о материальных и духовных, о научных и художественных, о всеобщих и частных интересах. "Благоразумным интересом" называет Гельвеции связь бескорыстия с собственной пользой. С политической, особенно внешнеполитической точки зрения интерес означает известные притязания государства за пределами своих границ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНТЕРЕС (в психологии)

форма проявления познават. потребности, удовлетворение к-рой обеспечивает направленность на осознание целей деятельности и тем самым способствует восполнению пробелов в знаниях человека, ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, вообще более полному и глубокому отражению действительности. Филос. и психологич. понятие И. было широко использовано франц. сенсуалистами и материалистами 18 в. По Кондильяку, заинтересованность человека в переживании приятных чувств и избегании страданий превращает И. в причину, порождающую разум и волю. У Гельвеция И., наряду с нуждой, – единств. универсальный двигатель человеч. поступков. Такое понимание И. отвечает осн. идеям теории разумного эгоизма. Гербарт делает И. центр. понятием своей педагогики. Однако это понятие неопределенно и носит метафизич. характер, что выражается в трактовке И. как "духовной самодеятельности" и соответствует общему смыслу идеалистич. психологии Гербарта, в особенности его учению об апперцепции. Теория Гербарта оказала значит. влияние на бурж. психологию. Остерман, Штумпф, Кюльпе, Циген, Эббингауз рассматривали И. как эмоциональный процесс: как чувство удовольствия, побуждающее апперцепировать связанное с ним содержание (Кюльпе), чувственный тон ощущений (Циген), чувственный фактор, определяющий направление внимания (Эббингауз), и т.д. Вальземан, Наторп, Каптерев и др. видели в И. особое состояние воли. Мейман понимал под И. умственную деятельность, вызываемую чувством и направляемую вниманием. Джемс связывал И. с инстинктами и видел в И. врожденные реакции на определенные стимулы. Мн. совр. зап. психологи вслед за Джемсом, Дьюи, Торндайком и Фрейдом биологизируют И. человека, отождествляя их с инстинктами животных, утверждая врожденность и фатальную предопределенность возникновения и развития И. Советская психология в трактовке И. исходит из марксистской теории общественной сущности человеческой личности, ее потребностей и И. Генетически И. связаны с ориентировочной деятельностью высших животных. Такая связь обнаруживается в свойстве И., характеризующем его как общую, недифференцированную реакцию на новизну, и составляет генетич. преемственность между И. и ориентировочным рефлексом. Однако на этой эволюц. базе целеполагающий характер человеч. деятельности (труда) сформировал совершенно новое, качественно отличное от животных, предметное отношение к действительности, производными к-рого являются особенности человеч. психики вообще, познават. потребность и ее форма – И., в частности. Т.к. труд исторически представляет собой обществ. производство, а психика человека формируется совокупностью обществ. отношений, то указанная предметная направленность И. имеет обобщенный характер обществ.-личностного отношения людей к целям и результатам обществ. произ-ва. С этой т. зр. И. изучается историч. материализмом. Психология изучает И. в личностном плане, привлекая план общественный в меру его определяющего воздействия на формирование человеч. психики, поскольку возникновение и изменение И. определяются обществ.-историч. условиями существования человека и зависят от обучения и воспитания. Субъективно И. обнаруживается в положит. эмоциональном тоне, к-рый приобретает процесс познания, в желании узнать еще больше, глубже ознакомиться с объектом И. Роль И. в процессах человеч. деятельности исключительно велика, т.к. в качестве одной из форм проявления целенаправл. деятельности И. выражает побудит. силу объектов как предметов деятельности, отвечающей познават. потребности, и тем заставляет человека активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у него "жажды знания". Удовлетворение И., если он не носит случайного характера, как правило, не ведет к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых И., отвечающих более высокому уровню познават. деятельности. Т.о., И. выступают в качестве постоянного побудит. механизма познания. Познават. потребность, выраженная в И. как деятельности, превращаясь в динамике своего развития в потребность заняться конкретным видом деятельности, образует т.н. склонности. Наличие многообразных И. является необходимой стороной психологич. облика личности, существенным проявлением ее активности и направленности. И. направляет все психич. процессы по определенному руслу, что находит выражение прежде всего во внимании к объекту И. и физиологически объясняется возникновением в коре больших полушарий очага оптимальной возбудимости, или доминантного очага возбуждения. Связь И. с доминантным очагом дает объяснение тому факту, что все воспринимаемое человеком в состоянии И. усваивается им быстро и надежно. Изменение и перестройка И. сопровождаются перемещением очага оптимальной возбудимости по коре мозга и появлением новых доминантных очагов, возникновение к-рых обусловлено динамикой процесса удовлетворения потребностей. Различие И. по содержанию выявляет объекты И. и их относит. ценность для субъекта. Психологически и социально существенно, к чему по преимуществу проявляет И. человек и какова обществ. значимость объекта его И. Говоря об И. к тому или иному объекту, различают непосредственный и опосредствованный И., понимая первый как И., вызываемый непосредств. эмоциональной привлекательностью объекта, а второй – как И. к объекту как средству достижения цели деятельности. Не являясь абсолютно противоположными, две эти разновидности И. допускают связи и взаимопереходы: человек, понимающий смысл и значение дела, к-рым он занят, заинтересовывается им. У людей различно распределяются И. Концентрация И. в определенной области у одних людей противоположна разбросанности И. у других. Узость И. выступает как предпосылка и результат односторонности развития личности. Однако конечная оценка узости или широты И. определяется в конечном счете их содержанием. Устойчивость И. выражается в длительности сохранения относительно интенсивного И. Устойчивыми являются И., наиболее полно выявляющие основные потребности данного индивида и в силу этого становящиеся существ. чертами психологич. облика его личности. Совокупность И., характеризующая личность, находится всегда под прямым влиянием обществ. условий и отражает детерминированное отношение личности и общества. В социалистич. обществе И. людей характеризуются высоким идейно-политич. уровнем, обусловленным живой связью личных И. с общественными. О богатстве И. сов. людей свидетельствуют мн. факты: творч. характер труда рабочих, колхозников, интеллигенции, широчайшее развитие образования, массовое распространение таких форм коммунистич. воспитания, как народные университеты культуры, здоровья, широкий размах всех видов самодеятельности и т.д. Социалистич. общество всемерно стремится удовлетворить растущие И. людей и тем самым способствует их ускоренному росту и развитию. В сов. психологии уделяется большое внимание вопросам формирования И. детей (учебных, обществ.-политич., читательских, профессиональных и др.) в условиях обучения и воспитания, возрастным изменениям И., индивидуально-психологич. различиям в их развитии (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, М. Ф. Беляев, В. М. Мясищев и др.). См. также Личность, Мотивы, Потребность, Чувства. Об И. классовых, материальных, духовных и т.д. см. Общественные и личные интересы. Лит.: Ананьин С. ?., Интерес по учению современной психологии и педагогики, К., 1915; Гордон Л. ?., Потребности и интересы, "Советская педагогика", 1939, No 8–9; Беляев?. ?., Основные положения психологии интереса, "Уч. зап. Иркутского Гос. пед. ин-та", 1940, вып. 5; Добрынин?. ?., Интерес и внимание, "Уч. зап. Моск. Гос. пед. ин-та им. Либкнехта. Сер. педагогическая", 1941, т. 8, вып. 2; Цветков И. М., Интерес и динамика его развития у учащегося, "Уч. зап. Ярославского Гос. пед. ин-та", 1944, вып. 1; Божович Л. И., Познавательные интересы и пути их изучения, "Изв. АПН РСФСР", 1955, вып. 73; Иванов В. Г., Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека, "Уч. зап. ЛГУ No 214. Сер. филос. наук", 1956, вып. 9; Ананьев Б. Г., Познавательные потребности и интересы, там же, No 265, 1959, вып. 16; Lunk G., Das Interesse, Bd 1–2, Lpz., 1926–27; Fryer D., The measurement of interests in relation to human adjustment, N. Y., ; Guilfоrd J. P. , A factor analysis study of human interests, , 1954. А. Петровский. Москва

«Интерес» - один из тех терминов психологии, который мы чуть ли не каждый день употребляем в бытовом общении. Так же обстоит дело, например, с понятиями «личность», «фобия», «вдохновение», «чувство»…

В научном обороте эти привычные слова используются в несколько ином, уточненном значении, и порой мы с удивлением открываем для себя некоторые их характеристики, о которых раньше и не догадывались. Или даже догадывались, смутно помнили со школьных времен, но теперь забыли. Так, скажем, складывается ситуация с : мало кто сходу скажет, что, вообще-то, чаще всего это болезненное состояние, а не просто беспричинная радость…

Но вернемся к интересам. Как может расширить наука наше понимание этого термина? Как в психологии рассматриваются интересы личности?

Трудности определения

Прежде всего следует вспомнить, что интересы и склонности, а также и интересы человека тесно связаны. Иногда эти понятия даже употребляются как синонимы (особенно если речь идет о непрофессионалах), да и в специальной литературе существует так много трактовок, что часто четкую границу провести довольно трудно. Все-таки попробуем это сделать.

Различные авторы определяют интерес через разные опорные слова, в том числе и уже упомянутые: чувство, произвольное и непроизвольное внимание, наклонность, стремление, расположение, определенным образом окрашенное отношение… Сходятся исследователи в одном: интересующий объект или сфера в силу тех или иных обстоятельств представляется человеку привлекательным и потому имеет для него особую ценность.

Как же все-таки ответить на вопрос «Что такое интерес?» Варианты ответа могут быть самыми разными, и при этом имеющими одинаковые права на существование. Это направленность человека на познание тех или иных явлений действительности и одновременно более или менее устойчивая склонность к тому или иному виду деятельности.

Это отношение к предмету, которое выделяет его из всех других, обусловленное его особой значимостью и (или) эмоциональной притягательностью. Такое отношение возникает на основе потребностей. Потребности отражают необходимость, а интересы - предрасположенность к некой деятельности.

Это форма потребности к познанию, подталкивающая личность к более глубокому пониманию целей деятельности и тем самым способствующая более полному отражению действительности. Наконец, это эмоция и вытекающее из нее отношение к предмету или явлению, которые представляют для личности ценность.

Какие выводы можно сделать из существующего многообразия определений? Во-первых, за внешней простотой термина скрывается сложное психологическое явление, дать характеристику которому не так-то и просто. Во-вторых, прослеживается отчетливая его связь с потребностями и склонностями.

Интерес либо рассматривается как форма проявления потребности, либо утверждается, что он формируется на ее основе. Интерес пробуждает склонность или превращается в нее. В-третьих, интересы переплетаются с познанием. В-четвертых, для понимания термина важен эмоциональный компонент.

Разнообразие видов

Почему человеку становится что-то интересно? Здесь смыкается множество факторов: характер, особенности воспитания, культура, господствующая в обществе… Влияют, разумеется, и окружающие человека люди: учебный, а затем рабочий коллектив, отдельные значимые личности.

Мы ощущаем интерес субъективно - по тому особому приподнятому эмоциональному тону, который сопровождает познание в интересующей нас области. Когда же интерес удовлетворен, то он не угасает, а как бы переходит на более высокую ступень, заставляет познавательную деятельность активизироваться с новой силой и на более продвинутом уровне.

Бывает и так, что для удовлетворения интереса приходится выполнять не только привлекающую человека деятельность, но и ту, что вызывает неприязнь. Если человек преодолевает такое препятствие, это свидетельствует об устойчивости его интересов.

Круг интересующих человека областей, объектов или занятий позволяет довольно много сказать о нем как о личности. Скажем, можно судить о темпераменте: легкая переключаемость с одной области на другую выдаст , а вот стабильный, устойчивый комплекс интересов, скорее всего, будет свойственен .

Подтолкнуть к определенным выводам могут и узость, однообразие или, наоборот, широкий диапазон, неоднородность того, что интересует человека. Ну и, конечно, важен характер интересов. Какие они? Поверхностные или сильные, активные или пассивные?

Вообще, виды интересов - тема, которую нужно раскрыть подробно. Ведь тут, как и в ситуации с определением понятия, встречается множество подходов и интерпретаций. Например, распространена типология по содержанию.

1. Материальные - воплощаются в жажде всего вещественного: еды, одежды, предметов роскоши и так далее.

2. Духовные - отражают значимость нематериальных ценностей и, как считается, говорят о более высоком уровне развития личности. Они, в свою очередь, тоже делятся на подвиды.

  • Профессиональные.
  • Общественно-политические.
  • Эстетические.
  • Познавательные.

По объему интересы могут быть широкими (свидетельство разнообразных потребностей в познании) и узкими (человека занимают одна-две области, а к другим он равнодушен).

Какие бывают интересы по вовлеченности деятельности в них?

  • Активные - заставляющие овладевать интересующим объектом, выступающие как толчок к развитию навыков и способностей.
  • Пассивные (созерцательные) - в их удовлетворении участвует только восприятие интересующего объекта.

Как пример первого случая можно привести стремление заниматься живописью, а во втором случае человек просто будет посещать выставки и картинные галереи.

Также с деятельностью связана и классификация по признаку цели. Согласно ей, опосредованные интересы отличаются заинтересованностью в результатах деятельности, а непосредственные - в самом ее процессе.

Также выделяют личные и социальные интересы. Понятно, что личный интерес присущ одному конкретному человеку и отражает его потребности и стремления. Социальные интересы, что также довольно очевидно, отражают желания не одной личности, а их совокупности (например, когда представители какой-то профессии отстаивают свои права, выдвигая те или требования работодателю).

В реальности все указанные виды, конечно же, будут переплетаться и накладываться друг на друга. Таким образом, списки их комбинаций и сочетаний могут стать почти бесконечными. Автор: Евгения Бессонова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Введение
    • 1. Понятие и специфичность интереса
    • 2.Особенности интересов
    • 3 Виды интересов
    • 4 Сила и устойчивость интереса
    • 5 Интересы и эмоции
    • 6 Развитие и роль интересов в обучении и формировании личности
    • 7 Интерес как основной фактор направленности личности
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для продолжения себя и своего рода человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Таким образом, испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено. По мере того как тенденции опредмечиваются, т.е. определяется предмет, на который они направляются, они становятся все более осознаваемыми мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека. Поскольку тенденция обычно вызывает деятельность, направленную на удовлетворение вызвавшей ее потребности или интереса, с ней обычно связываются намечающиеся, но заторможенные двигательные моменты, которые усиливают динамический, направленный характер тенденций.

Проблема направленности - это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.

1. Понятие и специфичность интереса

Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую направленность на него личности.

Слово "интерес" многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы - интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интересах, - обусловливают "интерес" в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов .

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомитьсяс ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека .

Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направленности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса, сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же желание и интерес не совпадают.

2.Особенности интересов

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует.

"Опредмеченность" интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности . В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.

Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.

Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы - восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

3. Виды интересов

Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту - побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань.

Интересы различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность . У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимущества, которые может дать образовательный ценз... Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный .

Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности . Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

С охватом интересов связано их распределение . У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различных областях (например, один - в практической деятельности или науке, а другой - в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всестороннего развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности.

Различны е охват и распределение интересов , выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он возникает помимо его стараний. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения.

Известно немало примеров (М.В.Ломоносов, А.М.Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором - об активном интересе.

П ассивный и активный интересы - это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций количественные различия в их силе или интенсивности . Правда, это количественное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.

интерес эмоция обучение личность

4. Сила и устойчивость интереса

Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим. Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т.е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности.

Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов, при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, более частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым.

Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что данный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать желания ее слушать). Общие интересы - латентные интересы, которые легко актуализируются.

Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не означает их косности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, изменчивостью. В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, применительно к изменившимся конкретным условиям. Таким образом, интересы в общей направленности личности образуют систему подвижных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести .

5. Интересы и эмоции

Интерес, т.е. направленность внимания, помыслов, может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деле, которое нам дорого, на человеке, которого мы любим.

Формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле слова никак не ограничивается предметами, непосредственно связанными с потребностями. Уже у обезьян ярко проявляется любопытство, не подчиненное непосредственно пищевой или какой-либо другой органической потребности, тяга ко всему новому, тенденция к манипулированию с каждым попавшимся предметом, давшая повод говорить об ориентировочном, исследовательском рефлексе или импульсе. Это любопытство, способность обратить внимание на новые предметы, вовсе не связанные с удовлетворением потребностей, имеет биологическое значение, являясь существенной предпосылкой для удовлетворения потребностей.

Склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом превратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической деятельности по получению научного знания. Интерес может вызвать у человека все новое, неожиданное, неизведанное, неразгаданное, проблематичное - все, что ставит перед ним задачи и требует от него работы мысли. Будучи мотивами, побуждениями к деятельности, направленной на создание науки, искусства, интересы являются вместе с тем и результатом этой деятельности. Интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники, интерес к изобразительному искусству - с возникновением и развитием изобразительной деятельности, а интерес к науке - с возникновением и развитием научного знания .

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру.

6. Развитие и роль интересов в обучении и формировании личности

Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов - существеннейшая задача обучения.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются "сезонные" интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели .

Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.

В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это по большей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.

Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов . Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т.д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

Господствующие интересы проявляются в преимущественно читаемой литературе - в так называемых читательских интересах. У подростков наблюдается значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется характерным для этого возраста интересом к внутренним переживаниям, к личностным моментам. Интересы в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Так, обычно присущий подросткам интерес к технике особенно возрос у них в связи с индустриализацией страны.

Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т.п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учитывать и формировать.

Развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся .

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей. В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.

От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность. Таким образом, выявляется разветвленная система проявлений личности и их психологических понятий, благодаря которым сама личность из мертвой схемы, какой она нередко рисуется в курсах психологии, превращается в живое существо со своими потребностями и интересами, своими запросами и установками.

7. Интерес как основной фактор направленности личности

В отличие от интеллектуалистической психологии, все выводившей из идей, из представлений, мы выдвигаем, отводя ей определенное место, проблему тенденций, установок, потребностей и интересов как многообразных проявлений направленности личности. Однако мы при этом расходимся в ее разрешении с течениями современной зарубежной психологии, которые ищут источник мотивации лишь в недоступных сознанию темных "глубинах" тенденций, не меньше, если не больше, чем с интеллектуалистической психологией, которая эту проблему игнорировала.

Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетается с появлением, зарождением и развитием новых. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием .

Заключение

Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности - всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошел. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определенной деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живет, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий.

Первое, что характеризует с психической стороны человека, - это его интересы, в которых выражается направленность личности.

Сам факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определенный предмет называется вниманием.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание - скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы его мысли, зажигало бы его чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.

Характеризуя направленность человека, мы, прежде всего, обращаем внимание на содержательность и широту его интересов.

Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, то, как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.

Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Поражающее нас обилие знаний, отличающее многих выдающихся людей, имеет в основе своей такую широту интересов, а так же устойчивость интересов, сила и действенность.

Список литературы

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1986.

2. Гиппенрейтер Ю., Романова В. Психология индивидуальных различий - М: Московский Университет, 1982.

3. Крутецкий В.А. Психология - М: Просвещение, 1988.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1981.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Питер, Москва-Харьков-Минск, 1999.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема формирования и развития интересов в психологических исследованиях. Интерес как составляющая часть направленности личности. Методы формирования и развития познавательных интересов. Становление профессиональных интересов в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Характеристика интереса как составляющей части направленности индивида в юношеском возрасте. Тренинговая программа по развитию интересов, формирующихся на основе доминирующего профессионального типа личности. Методика проведения повторной диагностики.

    дипломная работа , добавлен 31.01.2012

    Понятие направленности личности в современной психологии. Потребности и мотивы. Специфичность и существенное свойство интереса человека. Ценностные ориентации личности, мотивация ее поведения. Роль направленности в человеческой жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Интерес-возбуждение: активация, выражение, переживание. Способы активации интереса, его мимическое выражение, физиологическое проявление. Субъективное переживание эмоции интереса-возбуждения, эволюционное значение эмоции интереса в развитии личности.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Ретроспективный анализ проблемы развития интересов детей. Психолого-педагогические основы современной теории интереса. Методы, применяемые для развития интереса детей к своей семье. Особенности формирования интереса к своей семье в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Определение, виды интересов и их характеристика. Особенности профессиональных интересов у медработников и условия формирования. Описание диагностических методов, используемых для изучения интересов. Экспериментальное изучение интересов медработников.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2009

    Включение ребенка в учебную деятельность как важное условие развития познавательной потребности. Роль диалога в учебной деятельности и его влияние на развитие интересов как фактор формирования способностей. Развитие познавательной потребности с возрастом.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2010

    Природа и значение эмоций, причина их возникновения как необходимость в средствах коммуникации между людьми. Позитивные и негативные эмоции: виды, влияние на тело человека и формирование личности. Характеристика, развитие и социализация эмоции интереса.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2011

    Обзор теоретических и экспериментальных работ по темам "память" и "интерес", включающий изучение представлений о памяти, исследований взаимосвязи памяти и интереса. Экспериментальное исследование влияния интереса на запоминание и успешность обучения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Профессиональное развитие личности как психолого-педагогическая проблема современности. Психолого-педагогические условия, благоприятно влияющие на профессиональное развитие личности педагога. Изучение методики определения профессиональных интересов.

Почему же эта тема так важна?

По мнению психологов, познавательная потребность заложена в ребенке самой природой. Будучи развитой, она начинает играть роль мотива, постоянно побуждая ребенка расширять свои знания.
Дошкольный возраст является особо благоприятным для формирования познавательной потребности. Именно в эти годы происходит переход от познания ближнего окружения к познанию всего окружающего мира. Как ребенок познает этот мир: он играет, конструирует, лепит, рисует — он действует. В деятельности происходит процесс формирования познавательных интересов детей.

Особенно важно активно поддерживать любые проявления естественной тяги детей 4-5 лет к познанию, поскольку отличительной чертой этого возраста является познавательная активность. В возрасти 5 лет начинается подготовка детей к школьному обучению, которая не сводится только к получению конкретных знаний, умений и навыков. Умение читать и считать, рисовать, физические навыки, несомненно, будут способствовать успешности обучения в школе. Всему этому ребенок может научиться в игре. Главное – пробудить у ребенка любознательность, интерес к решению проблемных задач, к участию в играх-исследованиях, предлагая ему конструировать цифры и буквы из бумаги, ниток, кубиков, моделировать слова и предложения в игре.

Сущность интереса

Как указывает этимологический словарь русского языка, это слово заимствовано через польский язык из немецкого или непосредственно из немецкого языка в Петровскую эпоху. До середины XVIII века первоначально означало «выгоду, дело» . Современное значение трактуется как «внимание к кому-либо, чему-либо; занимательность, увлекательность; важность, значение, выгода, польза» и возникло под влиянием французского interet.
В словаре русского языка XVIII века, кроме данного определения появляется объяснение интереса, как свойства: «Интерес, свойство, которое привязывает и заставляет брать участие в человеке, в деле или сочинении» .

Определение «интереса» в педагогике, психологии и в других источниках:

Другие источники В педагогике В психологии
«Интерес – франц. – польза, выгода, прибыль; проценты, рост на деньги. Сочувствие в ком или чем, участие, забота. Занимательность или значение, важность дела». (Толковый словарь В. Даля) «Интерес – стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает наиболее существенным стимулом приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. Существенную роль в качестве физиологической основы интереса играет ориентировочный рефлекс ». (Российская педагогическая энциклопедия) «Интерес употребляется для обозначения всех следующих понятий: внимание, любопытство , мотивация, сосредоточение, озабоченность, целенаправленность, осведомленность, желание ». (Большой толковый психологический словарь).
Интерес — (от лат. – участвовать) пай, доля, привлечение к чему-либо, участие в чем-либо , склонность к чему-либо («проявлять интерес»); ценность и значение, придаваемые нами вещи, которая соответственно этому занимает наши мысли и чувства; с материальной точки зрения также польза, выгода, корысть («иметь свой интерес»). Того, у кого есть интерес к чему-либо, называют заинтересованным; того же, кто постоянно преследует определенные интересы или кому делается некоторое предложение в расчете на успех, называют интересантом. Интересное – то, что возбуждает и удерживает наше внимание , потому что оно имеет позитивное или негативное значение для наших практических или теоретических потребностей. В зависимости от предмета интереса говорят о материальных и духовных, о научных и художественных, о всеобщих и частных интересах. (Этимологический словарь Фасмера
http://www.fasmer-dictionary.info/philosophy/Interes-915.html)
Интерес, форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. (Педагогический энциклопедический словарь). «Интерес – мотив или мотивационное состояние , побуждающее к познавательной деятельности…. Эмоциональный и волевой моменты интереса выступают специфично – как интеллектуальная эмоция и усилие , связанное с преодолением интеллектуальных трудностей». (Психологический словарь).

Понятие «интерес» — многозначно!

Как видно, понятие «интерес» — многозначно. «Интерес» обозначает и любую форму направленности субъекта к овладению тем или иным видом деятельности, или же обозначает те формы активности, которые связаны с процессом познания. Иногда понятие «интерес» сужается до следующих понятий: внимание, любопытство, стимул и т.п. В определении интереса присутствуют эмоциональный и волевой моменты — эмоция и усилие.
Современная философия, психология рассматривает интерес не как изолированное психологическое явление, а в тесной связи с потребностями и мотивами, которые оказывают влияние на все сферы жизни общества и жизнедеятельности человека. Содержание этих понятий раскрывается в работах Б.Г.Ананьева, Е.П.Ильина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других авторов. .
При всем многообразии суждений феномена «интерес», существует несколько основных подходов при определении психологической характеристики этого понятия. Интерес понимается:

  • как отношение;
  • как потребность;
  • как познавательная направленность.

Кроме того, интерес рассматривают как любопытство, внимание и позитивная эмоция.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А.А.Бодалева. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Ленинград: Лен.универ. — 1968, — 339с.
4. Большой толковый психологический словарь / Ребер А. Том 1 (А – О): Пер. с анг. – М.: Bere АТС, 2000. – 592 с.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том II. И – О. – М.: Гос-е из-во иностр. и национальных словарей, 1956. – 779 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). — ISBN 5-272-00028-5
7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I – М.: Педагогика, 1983. – 392 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
10. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, М.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Астрель, АТС, Транзиткнига, 2004. – 479 с.
11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 с., Т.1 – А-М – 1993.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. -713 с.
13. Словарь русского языка XVIII века. Выпуск 9 (Из – Каста). – С.- Петербург: Наука, 1997. – 270 с.
14. Этимологический словарь русского языка. Том II И. Выпуск 7 под ред. Н.М.Шанского. – М.: из-во Моск-го универ-та, 1980. – 146 с.