» » Свод правил пунктуации. Свод пунктуационных правил По тропинкам по гористым по болотам

Свод правил пунктуации. Свод пунктуационных правил По тропинкам по гористым по болотам

ние, - но из какого чудесного материала... 3) «Здорово, парнище!»

- «Ступай себе мимо.» - «Уж больно ты грозен, как я погляжу...

Откуда дровишки?» - «Из лесу, вестимо. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу...» 4) Гроза прошла... Как небо ясно! Как воздух звучен и душист! Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист! 5) Тогда она спросит: «Так ты не забыл меня? Это правда?» 6) Как ветви сладостно шептали... 7) «Эй, ямщик! - закричал я. - Смотри: что там такое чернеется?»

№ 439. I. 1) По тропинкам, по гористым, по болотам и кустам пробираются туристы к неизведанным местам. 2) Смутно поблескивает река в предрассветной дымке, журчит по прибрежным камешкамголышам. 3) Темная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. 4) На опушке молодого дубового леса вырос красивый серый дом. 5) Я хочу пойти позвонить по телефону товарищу. 6) Не по словам судят, а по делам. 7) Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. 8) Мал язык, да всем телом владеет. 9) Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. 10) Не все же гулять пешком по невскому граниту, иль на балу лощить паркет, или скакать верхом в степи киргизской. 11) Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь. 12) В знакомой сакле огонек то трепетал, то снова гас. 13) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. 14) Собака, лев да волк с лисой в соседстве как-то жили.

15) Этот ветер принесет нам дождь либо снег.

II. 1) На земном шаре есть не только леса, но и степи, и пустыни,

и горы, и тундры, и моря, и озера. 2) Расступись, о старец-море, дай StudyPort приют моей волне! 3) Старик стоял ни жив ни мертв. 4). С другимиru я с тобою говорю несмело. 5) Профессор мне тут же пока-

зал все нужные инструменты как для ловли бабочек, так и для раскладывания их. 6) Отколе, умная, бредешь ты, голова? 7) К прискорбью моему, я не мог участвовать в уженье. 8) Мальчик всматриваетсяи так и сяк в, гремящее небо и, по-видимому, не замечает своей беды.

9) Дениска перегнал Егорушку и, должно быть, этим был доволен.

10) К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу. 11) С Швабриным, разумеется, виделся я каждый день. 12) Вы, верно, недавно на Кавказе? 13) Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? 14) Тьфу, Господи, прости. Пять тысяч раз твердит одно и то же! 15) Да полноте-с.

16) Да, дурен сон, как погляжу. 17) Ах нет, надеждами я мало избалован. 18) Нет, нынче свет уж не таков. 19) Ах ты, утешеньишко мое милое!

№ 440. I. 1) Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. 2) Окруженное легкой мутью показалось громадное багровое солнце. 3) Ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем. 4) В стороне звонко куковала кукушка. Осторожная и пугливая, она не сидела на месте, то и дело шныряла с ветки на ветку и в такт кивала головой, подымая хвост кверху. 5) Изодранные и окровавленные, мы добрались до лесистого бугра и упали на теплую землю

в заросли ландышей. 6) Из избушки вышел человек, старый, но крепкий, с сивой бородой, крепкими морщинами, с сердито взлохмаченными бровями. 7) Прилетел белый лунь, большой любитель птичьих яиц. 8) Эта картина нарисована акварелью, то есть водяными красками. 9) Кучер, молодой краснощекий парень, остриженный

в скобу, в синеватом армяке и низкой бараньей шапке, подпоясанный ремнем, почтительно сидел с ним рядом.

II. 1) Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся, кивнул головой капитану. 2) Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал. 3) Давыдов стоял не шевелясь, то хмурясь, то удивленно подымая выгоревшие брови. 4) Голос глухо отдавался в подземелье и, дробясь, затихал где-то в дальних, невидимых углах. 5) В школе, несмотря на вечернюю прохладу, было нестерпимо душно. 6) В чайной, кроме меня, пили за столиком чай две женщины. 7) На другой день в восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес. 8) Поезд мчал его на юг, к морю, увозя от сырой, дождливой осени к теплым берегам Крыма. 9) Тайны умирают, как ночные бабочки, обоженные огнем дуговых фонарей. 10) Будто весной, с утра до самой темноты орали в старых вязах суетливые галки.

StudyPort № 441. 1) Приближалась осень , и в старом саду было тихо . , грустно r u , и на аллеях лежали темные тени . , и , и . 2) Последние тени

сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная, да за курганом тускнело мертвое зарево. 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал медленно стихать. 4) Совсем свечерело , и бледная луна осветила голубую великолепную ночь. , и . 5) Быт этого темного царства уж так сложился, что вечная вражда господствует между его обитателями. 6) Там, где глаз уже не мог отличить в потемках поле от не-

ба, ярко мерцал огонек . [ , (где…), ]. 7) Где река глубже, там она

меньше шумит. 8) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день... 9) Она [Наташа] расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная графиня, против воли засмеялись. 10) Лодка уплыла на ту сторону, но не может вернуться , так как дует сильный ветер и по реке ходят высокие валы.

, (так как.…) и (…). 11) Парило невыносимо, и через час мы бы-

ли так мокры от пота, что хоть выжимай . , и , (что…). 12) Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает, напротив, ее лицо стало неестественно и оттого неприятно. Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный; то, что она сказала, было справедливо и уместно, но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.

№ 442. I. 1) Приятные думы, пестро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе, как белые гребни волн на море. 2) В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.

3) Подъехали тачанки – небольшие тележки на железном ходу.

4) Хотел рисовать - кисти выпадали из рук. Пробовал читать - взоры его скользили над строками. 5) Любишь кататься, люби и саночки возить. 6) Лишь один раз, да и то в самом начале, произошел неприятный и резкий разговор. 7) Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переслава, от Батурина, от Глухова, от низовий стороны днепровской и от всех верховий и островов. 8) Оглянулся Андрий - перед ним Тарас! 9) Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки. 10) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез. 11) Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя. 12) Я слышу: у ворот, тихо журча, останавливается автомобиль. 13) Ми-

StudyPort нуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил. :ru «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

II. 1) Мой собеседник – офицер. 2) На всем еще лежат тени полусвета, и нигде: ни внутри домов, ни на площадях и улицах не заметно никаких признаков пробуждения. 3) В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: почти вся она пожелтела. 4) Долго я не мог заснуть и все прислушивался к ночным звукам: коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали, перепела кричали в росистых овсах, скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. 5) Выйдешь на лыжах – такая засверкает вокруг нестерпимая белизна! 6) Берег все ближе и ближе, гребцы работают веселее, мало-помалу с души спадает тяжесть, и, когда до берега остается не больше трех сажен, становится вдруг легко, весело.

№ 443. Как-то давно, темным осенним вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки впереди, под темными горами, мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...

Ну, слава Богу! - сказал я с радостью. - Близко ночлег. Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апа-

тично налег на весла.

Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.

Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своей близостью. Кажется, вот-вот, еще два-три удара веслом, и путь окончен... А между тем, далеко.

И долго еще мы плыли по темной, как чернила, реке. Ущелья и скалы выплывали, надвигаясь, и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня, все так же близко и все так же далеко...

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, этот живой огонек. Много огней и раньше, и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла...

Но все-таки... все-таки впереди огни!..

План: StudyPort 1) Секрет прелести спектаклей чеховских пьес. .ru

2) Попытки поставить Чехова на сцене.

3) Новый подход, найденный Художественным театром, и его успех.

Я не берусь описывать спектакли чеховских пьес, так как это не-

возможно. Их прелесть в том, что не передается словами, а скрыто под ними или в паузах, или во взглядах актеров, в излучении их внутреннего чувства. При этом оживают и мертвые предметы на сцене: и звуки, и декорации, и образы, создаваемые артистами, и самое настроение пьесы и всего спектакля. Все дело здесь в творческой интуиции и артистическом чувстве.

Линия интуиции и чувства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутренней сущности его произведений необходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конечно, того же требует всякое художественное произведение с глубоким духовным

содержанием. Но к Чехову это относится в наибольшей мере, так как других путей к нему не существует. Все театры России и многие Европы пытались передать Чехова старыми приемами игры. И что же? Их попытки оказались неудачными. Назовите хоть один театр или единичный спектакль, который показал бы Чехова на сцене с помощью обычной театральности. А ведь за его пьесы брались не кто-нибудь, а лучшие артисты мира, которым нельзя отказать ни в таланте, ни в технике, ни в опыте. И только Художественному театру удалось перенести на сцену кое-что из того, что дал нам Чехов, и, притом в то время, когда артисты театра и труппа находились в стадии формации. Это случилось благодаря тому, что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он особенный. И эта особенность является нашим главным вкладом в драматическое искусство.

№ 445. Недолго думая, я высмотрел место в тени, притащил туда новую циновку, вид которой, кажется, подал мне первую мысль спать здесь, и с громадным удовольствием растянулся на ней. Закрыть глаза, утомленные солнечным светом, было очень приятно. Пришлось, однако, полуоткрыть их, чтобы расстегнуть штиблеты, распустить пояс и положить что-нибудь под голову. Я увидел, что туземцы стали полукругом в некотором отдалении от меня, вероятно, удивляясь и делая предположения о том, что будет дальше.

Одна из фигур, которую я видел перед тем, как снова закрыл глаза, оказалась тем самым туземцем, который чуть не ранил меня. Он стоял недалеко и разглядывал мои башмаки.

Я припомнил все происшедшее и подумал, что все это могло бы

кончиться очень серьезно; у меня промелькнула мысль, что, может StudyPort быть, это только начало, а конец еще впереди. Проснулся. , чувствуяru себя очень освеженным. Судя по положению солнца, должен был

быть, по крайней мере, третий час. Значит, я проспал два часа с лишком. Открыв глаза, я увидел несколько туземцев, сидящих вокруг циновки шагах в двух от меня, они разговаривали вполголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо.

Притащил, растянулся, утомленные, расстегнуть, отдалении.

№ 446. I. Море смеялось. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение,

полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило, море – тем, что отражало его ликующий свет.

II. В песок косы, усеянной рыбьей чешуей, были воткнуты деревянные копья; на них висели невода, бросая от себя паутину теней. Несколько больших лодок и одна маленькая стояли в ряд на песке, волны, взбегая на берег, точно манили к себе. Багры, весла, корзины и бочки беспорядочно валялись на косе; среди них возвышался шалаш, собранный из прутьев ивы, лубков и рогож. Перед входом в него на суковатой палке торчали подошвами в небо валяные сапоги. И над всем этим хаосом возвышался длинный шест с красной тряпкой на конце, трепетавшей от ветра. В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев, караульщик на косе.

Дуновением – сущ.

1. Н.ф. – дуновение.

2. Пост. признаки: нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.

3. Непост. признаки: тв. пад., ед. ч.

4. Под (чем?) дуновением.

Взбегавших – прич.

1. От глагола взбегать .

2. Н.ф. – взбегавший.

3. Пост. признаки: действит., прош. вр., несов. вид.

4. Непост. признаки: род. пад, мн. ч.

5. Волн (каки х ?) взбегавших .

Гармонично – наречие.

1. Наречие образа действия.

2. Сливались (как?) гармонично.

StudyPort Счастливо – прил. .ru 1. Н.ф. – счастливый.

2. Пост. признаки: качественное.

3. Непост. признаки: краткое, им. пад., ед. ч. 4. Солнце было счастливо .

Паутину – сущ.

1. Н.ф. – паутина.

2. Пост. признаки: нариц., неодуш., жен. р., 1 скл.

3. Непост. признаки: вин. пад, ед. ч.

4. Висели, броса я паутину теней .

Беспорядочно – наречие.

1. Наречие образа действия.

2. Валялись (как?) беспорядочн о . Суковатой – прил.

1. Н.ф. – суковатый.

2. Пост. признаки: качественное.

3. Непост. признаки: полное, пред. пад., ед. ч.

4. На палке (какой?) суковато й .

Этим – мест.

1. Н.ф. – этот.

2. Пост. признаки: указательное.

3. Непост. признаки: тв. пад., муж. р., ед. ч.

4. Над хаосом (каким?) этим .

№ 447. I. Чичиков в довольном расположении сидел в своей бричке, катившейся давно по столбовой дороге. Из предыдущей главы уже видно, в чем состоял главный предмет его вкуса и склонностей, а потому не диво, что он скоро погрузился весь в него и телом, и душою. Предположения, сметы и соображения, блуждавшие по лицу его, видно, были очень приятны, ибо ежеминутно оставляли после себя следы довольной усмешки. Занятый ими, он не обращал никакого внимания на то, как его кучер, довольный приемом дворовых людей Манилова, делал весьма дельные замечания чубарому пристяжному коню, запряженному с правой стороны.

II. Так рассуждая, Селифан забрался, наконец, в самые отдаленные отвлеченности. Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы много подробностей, относившихся лично к нему, но мысли его так были заняты своим предметом, что один только сильный удар грома заставил его очнуться и посмотреть вокруг себя: все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Громовой удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул как из ведра. Сначала, принявши косое на-

правление, хлестал он в одну сторону кузова кибитки, потом в дру- StudyPort гую, потом, изменивши образ нападения и сделавшись. совершенноru

прямым, барабанил в верх кузова.

№ 448. В палате было уже темно. Доктор поднялся и, стоя, начал рассказывать, что пишут за границей и в России и какое замечается теперь направление мысли. Читая и потом, ложась спать, он все

время думал об Иване Дмитриче, а проснувшись на другой день утром, вспомнил, что вчера познакомился с умным и интересным человеком, и решил сходить к нему еще раз при первой возможности.

Иван Дмитрич лежал в такой же позе, как вчера, обхватив голову руками и пожав ноги. Лица его не было видно.

- Здравствуйте, мой друг! - сказал Андрей Ефимыч. - Вы не спите?

Во-первых, я вам не друг, - проговорил Иван Дмитрич в подушку, - а, во-вторых, вы напрасно хлопочете: вы не добьетесь от меня ни одного слова.

- Странно, - пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. - Вчера мы беседовали так мирно, но вдруг вы почему-то обиделись...

Вероятно, я выразился как-нибудь неловко или, может быть, высказал мысль, несогласную с вашими убеждениями...

- Да, так я вам и поверю! - сказал Иван Дмитрич, приподнимаясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. - Я еще вчера понял, зачем вы приходили.

№ 449. Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи, - все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Все это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить: жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» - жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привя-

занности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, StudyPort умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых.ru люне имеющие всего этого, - несчастные, живущие скуч-

ной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких низменных «скоропортящихся» наслаждениях. (дей Публицистический . Люди, стиль. )

Нажмите, чтобы прослушать

По тропинкам по гористым, по болотам и кустам. None. 27 сентября – Международный день туризмаПробираются туристы к неизведанным местам... «Песня туристов» Василия Лебедева-Кумача, написанная в 1937 году, гремела от Москвы до самых до окраин. Спустя несколько десятилетий жизнь добавила к популярному маршу особо полюбившийся россиянам «берег турецкий», Египет с Таиландом, страны Европы – Америки. И пошел-поехал-полетел по городам и весям дальнего зарубежья русский турист, а родную страну да ближнее зарубежье он и раньше неплохо знал благодаря пятидневным поездкам и всевозможным круизам. У человека в крови страсть к перемене мест, стремление узнать, что там, за горизонтом. Еще в IX веке княгиня Ольга побывала в Византии. А какие увлекательные путешествия предпринимали купцы! Достаточно вспомнить путевые записки Афанасия Никитина «Хожение за три моря» («Хождение за три моря»). В длительные и сложнейшие путешествия в Иерусалим, Палестину, на Афон отправлялись паломники. Заядлым путешественником и примером для подражания стал царь Петр I. В XVIII веке родилась идея наладить организованный выезд за границу: в приложении к газете «Московские ведомости» был опубликован «План предпринимаемого путешествия в чужие края» для молодых дворян. Стали появляться первые турфирмы, например, в 1885 году предприятие Леопольда Липсона в Санкт-Петербурге, различные кружки и общества. До революции наиболее массовой организацией был Русский туринг-клуб, впоследствии Российское общество туристов. Издавался журнал «Русский турист», сыгравший огромную роль в истории туризма. Цитата из статьи январского выпуска за 1901 год: «Обширна наша Русь, велики ее разнообразные сокровища, богата событиями история, многочисленны живописные места, интересен и симпатичен народ. Знаем ли мы ее, нашу Родину, изучаем ли ее? Но мы не только не изучаем ее, мы даже не стараемся узнать подробнее те места, на которых живем. Это непростительно. Это непатриотично. А между тем как нетрудно сделаться участником в общей работе, которая была бы прилична верным сынам своей Родины!» За сотню лет статья, пожалуй, начинает терять свою актуальность. Добавим, что по числу объектов, составляющих туристические культурные ресурсы, Тюменская область входит в первые семь регионов России и сопоставима с такими странами, как Германия, Канада, Норвегия. С апреля текущего года на Цветном бульваре в Тюмени заработал туристическо-информационный центр, где можно получить информацию о турмаршрутах региона и наиболее интересных местам. В добрый путь!

27 сентября – Международный день туризма

Пробираются туристы к неизведанным местам... «Песня туристов» Василия Лебедева-Кумача, написанная в 1937 году, гремела от Москвы до самых до окраин. Спустя несколько десятилетий жизнь добавила к популярному маршу особо полюбившийся россиянам «берег турецкий», Египет с Таиландом, страны Европы – Америки. И пошел-поехал-полетел по городам и весям дальнего зарубежья русский турист, а родную страну да ближнее зарубежье он и раньше неплохо знал благодаря пятидневным поездкам и всевозможным круизам.

У человека в крови страсть к перемене мест, стремление узнать, что там, за горизонтом. Еще в IX веке княгиня Ольга побывала в Византии. А какие увлекательные путешествия предпринимали купцы!

Достаточно вспомнить путевые записки Афанасия Никитина «Хожение за три моря» («Хождение за три моря»). В длительные и сложнейшие путешествия в Иерусалим, Палестину, на Афон отправлялись паломники. Заядлым путешественником и примером для подражания стал царь Петр I.

В XVIII веке родилась идея наладить организованный выезд за границу: в приложении к газете «Московские ведомости» был опубликован «План предпринимаемого путешествия в чужие края» для молодых дворян. Стали появляться первые турфирмы, например, в 1885 году предприятие Леопольда Липсона в Санкт-Петербурге, различные кружки и общества. До революции наиболее массовой организацией был Русский туринг-клуб, впоследствии Российское общество туристов. Издавался журнал «Русский турист», сыгравший огромную роль в истории туризма. Цитата из статьи январского выпуска за 1901 год: «Обширна наша Русь, велики ее разнообразные сокровища, богата событиями история, многочисленны живописные места, интересен и симпатичен народ. Знаем ли мы ее, нашу Родину, изучаем ли ее? Но мы не только не изучаем ее, мы даже не стараемся узнать подробнее те места, на которых живем. Это непростительно. Это непатриотично. А между тем как нетрудно сделаться участником в общей работе, которая была бы прилична верным сынам своей Родины!»

За сотню лет статья, пожалуй, начинает терять свою актуальность. Добавим, что по числу объектов, составляющих туристические культурные ресурсы, Тюменская область входит в первые семь регионов России и сопоставима с такими странами, как Германия, Канада, Норвегия. С апреля текущего года на Цветном бульваре в Тюмени заработал туристическо-информационный центр, где можно получить информацию о турмаршрутах региона и наиболее интересных местам. В добрый путь!

1. Точка

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения: В мёртвом молчании лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий ветер шевелил рыжую выгоревшую траву. (Шол.)

В том числе и перед союзами и, а, но , если ими начинается самостоятельное предложение: Самые рискованные операции удаются подчас лучше самых тщательно подготовленных в силу неожиданности. Но чаще самые крупные дела проваливаются из-за одного неверного шага. (Ф.)

2. В конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи): Напиши письмо. Пойдём.

2. Восклицательный знак

Восклицательный знак ставится:

1. В конце повествовательных и побудительных предложений, сопровождаемых выражением сильного чувства, например: 1) Как широки просторы пашен! (Сурк.); 2) Глупое сердце, не бейся! (Ес.)

2. После: а) обращений: Каждый труд благослови, удача! (Ес.); б) междометий: 1) Бух! Ухнуло где-то в лесу. (А. Н. Т.); 2) Ага! Увидел ты. (П.); 3) Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет. (Г.); в) слов да и нет, стоящих перед предложением: Нет! Никогда я зависти не знал. (П.)

Примечание. Восклицательными бывают и вопросительные предложения, что на письме может передаваться употреблением двух знаков - вопросительного и восклицательного, например: Если юность нельзя воротить, то зачем же она вспоминается?! (Исак.)

3. Вопросительный знак

Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения: 1) Чей конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.); 2) О чём жалеть? (П.)

Примечание. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: 1) Выясните у него, что нам делать; 2) Я не знаю, будет ли завтра спектакль; 3) Меня часто спрашивают, как я стал писателем. Исключение представляет тот случай, когда вопросительным является всё сложное предложение в целом: Неужели вы не знаете, когда это было?

4. Многоточие

Многоточие ставится:

1. Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения: Мне придётся с вами проститься. Помогите мне собраться... А потом посидим напоследок вместе, как сиживали когда-то... Давно... (Ф.)

2. Для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений: Хлынули потоки дождя... запрыгал угловатый град... крутятся, вьются, мечутся деревья, столпились тучи... Молния! Ждёшь удара... Загрохотал и прокатился гром. Сильнее дождь... (Т.)

3. В цитатах - для указания на пропуски слов и предложений: Белинский писал: «Из этих стихов мы ясно видим по крайней мере то, что Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств, что... вообще он был не из числа обыкновенных, дюжинных людей».

5. Запятая

Запятая ставится:

1. Для разделения однородных членов предложения:

а) если они не соединены союзами: 1) На пороге избы встретил меня старик, лысый, низкого роста, плечистый и плотный. (Т.); 2) Комната Пульхерии Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сундучками. (Г.)

Примечания: 1. Не являются однородными два определения, если первое относится ко всему последующему словосочетанию из определения и существительного, например: Шёл длинный товарный поезд. (Ч.)

2. Не являются однородными и не разделяются запятой два глагола, одинаковые по форме и следующие один за другим, если они образуют одно смысловое целое, например: Пойду узнаю, в чём дело. Пойти посмотреть на ребят.

б) если они связаны противительными союзами а, но, да (= но) : 1) И растёт ребёнок там не по дням, а по часам. (П.); 2) Она говорила мало, но толково. (Т.); 3) Мал золотник, да (= но) дорог. (Посл.);

в) если они соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами и... и, ни... ни, да... да, или... или, либо... либо, то... то, не то...не то : 1) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. (П.); 2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну. (П.)

Примечания: 1. Перед одиночными соединительными и разделительными союзами и, да (= и), или, либо , стоящими между однородными членами, запятая не ставится: 1) Дни стояли тёплые и ласковые. (Ф.); 2) Мы сидели на ступеньках крыльца или на куче брёвен. (М. Г.); 3) С весны до поздней осени дед брал грибы да (= и) ягоды. (Н.)

2. Если однородные члены соединены попарно, запятая ставится между парами однородных членов: На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. (Тютч.)

3. Не разделяются запятой застывшие дельные выражения, образовавшиеся из слов с противоположным значением, соединённых повторяющимися союзами и... и, ни... ни , например: ни то ни сё, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни рыба ни мясо;

г) если однородные члены соединены двойными союзами, то запятая ставится перед второй частью союза (т. е. между однородными членами): Он хорошо знает как русский, так и немецкий язык.

2. Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Кр.)

Примечание. Частица о , стоящая перед обращением, не отделяется запятой от обращения: О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.)

3. Для выделения вводных слов и вводных предложений: 1) Это показалось ему, по-видимому, странным. (П.); 2) Ты, я вижу, славный малый. (Т.)

4. Для выделения междометий: 1) Ах, как скоро ночь минула! (Гр.); 2) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.)

Примечание. От междометий надо отличать усилительные частицы ну, ну и, ах, ох и т. п. Они при произнесении не отделяются от последующего слова, как междометия, а, наоборот, сливаются с ним; после этих усилительных частиц знаки препинания не ставятся, например: 1) Ну что ж, Онегин? Ты зеваешь? (П.); 2) Ох ты гой ecu, царь Иван Васильевич! (Д.); 3) Ну и жара!

5. Для выделения слов да, конечно, ладно и т. п., обозначающих утверждение, слова нет , обозначающего отрицание, и слова что , употребляемого для вопроса, например: 1) Да, были люди в наше время. (Л.); 2) Нет, рано чувства в нём остыли. (П.); 3) Вы помните Катюшу у тётушки Марии Ивановны? - Как же, я её шить учила. (Л. Т.); 4) «Что, испугался давеча?»-спросил отец, толкнув меня. (М. Г,)

6. Для выделения обособленных второстепенных членов:

а) определений, особенно причастных оборотов: 1) Мазепа, в думу погружённый, взирал на битву, окружённый толпой мятежных казаков. (П.); 2) Небо, золотое и багровое, отражалось в воде. (Ч.); 3) Я погрузился в размышления, большей частью печальные. (П.); 4) Усталая, она замолчала. (М. Г.); 5) Ободрённый знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился. (Т.); 6) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.); 7) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.)

б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. (Кр.)

Примечание. Приложения могут вводиться словами по имени, именем, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.: Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.);

в) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастными оборотами: 1) Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон. (П.); 2) Я выехал из Симбирска, не простясь с моим учителем. (П.); 3) Его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь. (П.);

г) распространённых обстоятельств, выраженных существительными с предлогами: 1) Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.); 2) Старый и седобородый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.);

д) уточняющих обстоятельств: 1) Недалеко от нас, выстрела за два, был аул Хунзах. (Л. Т.); 2) Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить снегирей. (М. Г.);

е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением и др.: 1) Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять человек солдат моего взвода. (Л. Т.); 2) Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. (Т.)

7. Для выделения сравнительных оборотов: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.); 2) Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. (М.-С.)

8. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой. (П.)

Примечание. Если в сложносочинённом предложении с союзами а, да (- и), или, либо имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим предложениям, или общее придаточное предложение, то запятая не ставится: 1) В задумчивых, тоскующих полях веет пустынный ветер да темнеет тень от кочующих туч. (Бун.); 2) Несмотря на разбушевавшуюся грозу, путешественники продолжили идти вперёд и никто не пожелал остановиться. (Арс.)

9. Для отделения придаточных предложений от главного: 1) Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем было просторно. (М. Г.); 2) Кто живёт без печали и гнева, тот не любит отчизны своей. (Н.); 3) Тому, что было, уж не бывать. (П.)

Примечание. Соподчинённые (однородные) придаточные предложения, соединённые союзами и, или, запятыми не разделяются: С затаённым дыханием дети слушали, как отворились ворота, как колёса шуршат по двору и как кто-то подъезжает к крыльцу. (Кор.)

10. Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения, если они обозначают одновременно или последовательно происходящие события и если они не содержат внутри себя запятых; такие предложения произносятся тоном перечисления, как однородные члены: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (П.)

6. Точка с запятой

Точка с запятой ставится:

1. Для разделения распространённых однородных членов без союзов, особенно если внутри них уже есть запятые: 1) Каждый день надо было раза два побывать в роще и осведомиться, как сидят на яйцах грачи; надо было послушать их докучных кликов; надо было посмотреть, как развёртываются листья на сиренях и как выпускают они сизые кисти будущих цветов... (Акс.); 2) Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не вела. (П.)

2. Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных сочинительными союзами (но, а, и и др.) или без союзов, если они сильно распространены, если внутри них есть уже запятые или если они достаточно самостоятельны по значению: 1) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.); 2) В тихие июльские дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательности и нежности. (Т.);

3. Для разделения очень распространённых соподчинённых (однородных) придаточных предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

7. Двоеточие

Двоеточие ставится:

1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: 1) Нас было двое: брат и я. (П.); 2) Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс.); 3) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи. (Пауст.)

Примечание. Двоеточие перед перечислением ставится и при отсутствии обобщающего слова, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-нибудь перечень: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё кое-ка-кие привлекательные узелки и коробочки. (Л. Т.) Двоеточие при отсутствии обобщающего слова чаще встречается в деловой прозе, например: На собрании выступили: фрезеровщик Фёдоров, инженер Кубарев и директор завода Кузьмин.

2. Перед предложением, обозначающим причину, доказательство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: 1) Сержусь-mo я на самого себя: сам кругом виноват. (П.); 2) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчёных столба, была полна народа. (Л.); 3) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.)

3. Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами и т. п., когда они следуют за словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: 1) Швейцар поразил его словами: «Не приказано принимать». (Г.); 2) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пушкину портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

8. Тире

Тире ставится:

1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено именем существительным, числительным, неопределённой формой глагола и связка отсутствует (нулевая):

1) Книга - источник знания; 2) Трижды три - девять; 3) Учить - ум точить. (Посл.); 4) Наша задача - учиться.

Примечания: 1. Если между подлежащим и сказуемым (существительным без связки, числительным или неопределённой формой) вставлено слово это или вот , тире ставится перед ним:

1) Поэзия - это огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел.); 2) Романтизм - вот первое слово, огласившее пуш кинский период. (Бел.)

2. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не или сравнительный союз (как, как будто, словно и т. д.), то тире обычно не ставится, например: 1) Бедность не порок; 2) Наш сад как проходной двор. (Ч.); 3) Небо точно саван. (Т.)

2. После однородных членов предложения перед обобщающим словом: 1) Надежду и пловца - всё море поглотило. (Кр.); 2) В поле, в роще, в воздухе - всюду царствовало безмолвие.

3. Для выделения вводных слов и предложений, а также вставных конструкций, вставляемых в середину предложения с целью пояснения или дополнения его: 1) Как вдруг - о чудо, о позор! - заговорил оракул вздор. (Кр.); 2) Тут - делать нечего - друзья поцеловались. (Кр.); 3) Я слышал - правда ль? - будто встарь судей таких видали. (Кр.)

4. Перед сказуемым, между сказуемыми или между предложениями (в бессоюзном сложном предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: 1) Левей, левей и с возом - бух в канаву. (Кр.);

2) Шагнул - и царство покорил. (Держ.); 3) Проснулся - пять станций убежало назад. (Г.)

5. Для выражения резкого противопоставления: 1) Я царь - я раб, я червь - я Бог. (Держ.); 2) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (М. Г.)

6. В бессоюзном сложном предложении:

а) если первое предложение обозначает условие или время: Много снегу - много хлеба. (Посл.);

б) если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с содержанием второго: 1) Молвит слово - соловей поёт; 2) Посмотрит - рублём подарит;

в) если второе предложение заключает в себе результат того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Кр.)

7. Для выделения слов автора, когда они включены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: 1) «Выслушайте меня, - сказала Надя, - когда-нибудь до конца». (Ч.); 2) «Что вы тут делаете?» - промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т.)

8. Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?» - «Да наши предки Рим спасли». - «Всё так, да вы что сделали такое?» - «Мы? Ничего!» - «Так что ж и доброго в вас есть?» (Кр.)

9. Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает «от... до»: На линии Нижний Новгород - Москва ходят комфортабельные теплоходы.

9. Скобки

В скобки заключаются вводные слова и предложения, а также вставные конструкции, приводимые в качестве добавочного замечания, и вообще различные пояснения или дополнения высказываемой мысли: 1) В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного. (Акс.); 2) Печально (как говорится, машинально) Татьяна молча оперлась, головкой томною склонясь. (П.); 3) Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охоту. (Т.)

10. Кавычки

Кавычки ставятся:

1. Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» (П.)

2. Для выделения слов, употребляемых в необычном или ироническом значении; впервые предлагаемых или, наоборот, устаревших: Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «путь истины». (Т.) Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (Акс.)

497. Спишите, ставя вместо || точку, многоточие, вопросительный или восклицательный знак. Устно объясните постановку этих знаков (см. свод правил, разделы 1-4).

1) «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран||» (П.) 2) Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо|| Прелесть|| Точно изваяние, - но из какого чудесного материала||» (Ф.) 3) «Здорово, парнище||» - «Ступай себе мимо||» - «Уж больно ты грозен, как я погляжу|| Откуда дровишки||» - «Из лесу, вестимо|| Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»|| (Н.) 4) Гроза прошла|| Как небо ясно|| Как воздух звучен и душист|| Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист|| (Т.) 5) Тогда она спросит: «Так ты не забыл меня|| Это правда||» (Кав.) 6) Как ветви сладостно шептали|| (Од.) 7) «Эй, ямщик|| - закричал я. - Смотри: что там такое чернеется||» (П.)

498. Спишите, расставляя недостающие запятые. Объясните постановку знаков препинания.

I. 1) По тропинкам по гористым по болотам и кустам пробираются туристы к неизведанным местам. (Л.-K.) 2) Тёмная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 3) На опушке молодого дубового леса вырос красивый серый дом. (Мак.) 4) Я хочу пойти позвонить по телефону товарищу. 5) Не по словам судят а по делам. (Поел.) 6) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. (Тютч.) 7) Мал язык да всем телом владеет. (Посл.) 8) Нет пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон. (П.) 9) Не всё же гулять пешком по невскому граниту иль на балу лощить паркет или скакать верхом в степи киргизской. (П.) 10) Либо ткать либо прясть либо песенки петь. (Пог.) 11) В знакомой сакле огонёк то трепетал то снова гас. (Л.) 12) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то тихие ласково зовущие крики. (М. Г.) 13) Собака лев да волк с лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 14) Этот ветер принесёт нам дождь либо снег.

II. 1) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и тундры и моря и озёра. (Ильин) 2) Расступись о старец-море дай приют моей волне! (Л.) 3) Старик стоял ни жив ни мёртв. 4) С другими я так и сяк с тобою говорю несмело. (Гр.) 5) Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. (Акс.) 6) Отколе умная бредёшь ты голова? (Кр.) 7) К прискорбью моему я не мог участвовать в уженье. (Акс.) 8) Мальчик всматривается в гремящее небо и по-видимому не замечает своей беды. (Ч.) 9) Дениска перегнал Егорушку и должно быть этим был доволен. (Ч.) 10) К счастью Печорин был погружён в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу. (Л.) 11) С Швабриным разумеется виделся я каждый день. (П.) 12) Вы верно недавно на Кавказе? (Л.) 13) Но может быть вы хотите знать окончание истории Бэлы? (JI.) 14) Тьфу Господи прости. Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.) 15) Да полноте-с. (Гр.) 16) Да дурен сон как погляжу. (Гр.) 17) Ах нет надеждами я мало избалован. (Гр.) 18) Нет нынче свет уж не таков. (Гр.) 19) Ах ты утешеньишко моё милое! (М. Г.)

499. Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните постановку знаков препинания.

I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М. Г.) 2) Окружённое лёгкой мутью показалось громадное багровое солнце. (Ч.) 3) Ярко зеленели озимь и яровые охваченные утренним солнцем. (Ч.) 4) В стороне звонко куковала кукушка. Осторожная и пугливая она не сидела на месте то и дело шныряла с ветки на ветку и в такт кивала головой подымая хвост кверху. (Арс.) 5) Изодранные и окровавленные мы добрались до лесистого бугра и упали на тёплую землю в заросли ландышей. (Пауст.) 6) Прилетел белый лунь большой любитель птичьих яиц. (Пришв.) 7) Эта картина нарисована акварелью то есть водяными красками. 8) Кучер молодой краснощёкий парень остриженный в скобу в синеватом армяке и низкой бараньей шапке подпоясанный ремнём почтительно сидел с ним рядом. (Т.)

II. 1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул головой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов стоял не шевелясь то хмурясь то удивлённо подымая выгоревшие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отдавался в подземелье и дробясь стихал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.) 5) В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестерпимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за столиком чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день в восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес. (Л. Т.) 8) Словом невзирая ни на какие трудности нужно было суметь унаследовать квартиру племянника. (Булг.) 9) Тайны умирают как ночные бабочки обожжённые огнём дуговых фонарей. (Пауст.) 10) Будто весной с утра до самой темноты орали в старых вязах суетливые галки. (Пауст.)

500. Спишите, расставляя знаки препинания (см. свод правил, раздел 5, п. 9, 10). Составьте схемы 1, 4, 6, 10, 11-го предложений.

1) Приближалась осень и в старом саду было тихо грустно и на аллеях лежали тёмные тени. (Ч.) 2) Последние тени сливались да мгла глядела слепая необъятная да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сераф.) 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. (Ч.) 4) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую великолепную ночь. (Леек.) 5) Быт этого тёмного царства уж так сложился что вечная вражда господствует между его обитателями. (Добр.) 6) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.) 7) Где река глубже там она меньше шумит. (Посл.) 8) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день... (П.) 9) Она [Наташа] расхохоталась так громко и звонко что все даже чопорная графиня против воли засмеялись. (Л. Т.) 10) Лодка уплыла на ту сторону но не может вернуться так как дует сильный ветер и по реке ходят высокие валы. (Ч.) 11) Парило невыносимо и через час мы были так мокры от пота что хоть выжимай. (Купр.) 12) Но улыбка не украсила лица Веры как это обыкновенно бывает напротив лицо её стало неестественно и оттого неприятно. Старшая, Вера, была хороша была неглупа училась прекрасно была хорошо воспитана голос у неё был приятный то что она сказала было справедливо и уместно но странное дело все, и гостья и графиня, оглянулись на неё как будто удивились зачем она это сказала и почувствовали неловкость. (Л. Т.)

501. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания (тире, двоеточие, запятую, кавычки). Объясните (устно) употребление каждого поставленного знака (см. свод правил, разделы 5, 7, 8, 10).

I. 1) Приятные думы пёстро одетые воспоминания ведут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.) 2) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 3) Подъехали тачанки небольшие тележки на железном ходу. (А. Н. Т.) 4) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его скользили над строками. (Л.) 5) Любишь кататься люби и саночки возить. (Посл.) 6) Лишь один раз да и то в самом начале произошёл неприятный и резкий разговор. (Фурм.) 7) Отовсюду поднялись казаки от Чигирина от Переслава от Батурина от Глухова от низовий стороны днепровской и от всех его верховий и островов. (Г.) 8) Оглянулся Андрий перед ним Тарас! (Г.) 9) Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 10) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 11) Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпирайтесь. (П.)

II. 1) Мой собеседник офицер. (М. Г.) 2) На всём ещё лежат тени полусвета и нигде ни внутри домов ни на площадях и улицах не заметно никаких признаков пробуждения. (Леск.) 3) В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за ночь пожелтела. (Пауст.) 4) Долго я не мог заснуть и всё прислушивался к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали перепела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. (Купр.) 5) Выйдешь на лыжах такая засверкает вокруг нестерпимая белизна! (С.-М.) 6) Берег всё ближе и ближе гребцы работают веселее мало-помалу с души спадает тяжесть и когда до берега остаётся не больше трёх сажен становится вдруг легко весело. (Ч.)

502. Прочитайте. Объясните смысл заглавия текста. В каких значениях выступает в нём слово огоньки? Найдите в тексте тропы, определите их роль в произведении. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Огоньки

Как-то давно тёмным осенним вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки впереди под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко сильно совсем близко...

Ну слава Богу сказал я с радостью близко ночлег.

Гребец повернулся посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла.

Я не поверил огонёк так и стоял выступая вперёд из неопределённой тьмы. Но гребец был прав оказалось действительно далеко.

Свойство этих ночных огней приближаться побеждая тьму и сверкать и обещать и манить своей близостью. Кажется вот-вот ещё два-три удара веслом и путь окончен... А между тем далеко.

И долго ещё мы плыли по тёмной как чернила реке. Ущелья и скалы выплывали надвигаясь и уплывали оставаясь позади и теряясь казалось в бесконечной дали а огонёк всё стоял впереди переливаясь и маня всё так же близко и всё так же далеко...

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река затенённая скалистыми горами и этот живой огонёк. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла...

Но всё-таки... всё-таки впереди огни!.. (В. Короленко)