» » Сущность и особенности процесса социализации молодёжи. Этапы социализации молодёжи

Сущность и особенности процесса социализации молодёжи. Этапы социализации молодёжи

Социализация молодежи

Общество – это единство социальности и культуры, с которыми неразрывно связана личность. При этом:

  • общество – совокупность субъектов, взаимодействующих между собой;
  • личность – субъект взаимодействия;
  • культура – совокупность ценностей и норм, значений и т.д., которые объективируют и раскрывают эти значения и которыми владеют субъекты.

Молодежь – это социально-демографическая общность, осформированная на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения.

Замечание 1

Социализация молодежи – процесс установления взаимодействия и взаимоотношений между обществом и молодым человеком. Это взаимодействие является соотношением в личности индивидуального и социального, ориентацией на приоритет общественных или личных интересов, которые формируются во время социализации личности.

Социально-психологические особенности и социальный статус молодежи имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и характерных для данного общества закономерностей социализации.

Успешная социализация молодежи невозможна без института семьи, который должен обладать чертами здоровой, полноценной, стабильной структуры. При отсутствии одного из условий социализации социализирующая функция семьи не реализуется в полном объеме, что ведет к росту девиантных и деструктивных явлений в обществе.

Современные виды социализации молодежи

В современной науке выделяют несколько видов социализации молодого поколения:

  1. Эйкуменная социализация. Становление молодежи в определенной природной среде, усвоение и реализация определенных программ взаимодействия с природой, формирование определенного типа сознания, и, соответственно, форм и методов жизнедеятельности.
  2. Мезосоциализация. Конкретно-исторический процесс становления и развития молодежи в инфрасферах родительской семьи, охраны здоровья, быта, воспитания и образования, свободного времени, собственной молодой семьи, в которой поэтапно реализуются определенные программы, соответствующие формы и методы жизнедеятельности.
  3. Экономизация. Овладение молодежью определенными профессиями и специальностями, участие в производстве духовных и материальных ценностей.
  4. Политическая социализация. Процесс вхождения молодежи в политическую жизнь общества, подразумевающее овладение определенными политическими нормами, ценностями, образцами поведения.
  5. Этнокультурная социализация. Формирование способностей к сохранению национальной культуры, поддержание межнационального общения, возобновление традиций.

Особенности социализации молодежи в современном мире

Специфика молодежи проявляется в том, что она находится в процессе перехода от детства к взрослой жизни, переживает этап семейной и внесимейной социализации, интериоризации норм и ценностей, формирования социальных статусов и ролей, профессиональных ожиданий.

Данный процесс проявляется в:

  • специфических молодежных формах поведения и сознания,
  • понятиях молодежной музыки, моды, языка;
  • формировании молодежной субкультуры.

В последнее время заметно оттеснены такие важные составляющие преемственности поколений, как образование и воспитание. Их место занимают институты и ценности культуры массового общества.

Характерные особенности социализации молодежи:

  1. В приоритете становится престижное статусное потребление. Личность все более отчуждается от духовных ценностей, деформируется структура их освоения, средство становится целью. Массовая культура определяет культурную самоидентификацию молодежи, социализацию каждого отдельного индивида.
  2. Цивилизационный, или мировой кризис идентичности, сопровождающийся культурной фрагментарностью, дезорганизацией больших структур и сообществ, разрушением традиций, глобализацией мировых процессов, постмодернизацией, разрушением традиций и ценностей, разрушение идеологических установок.
  3. Предоставление социумом возможностей для формирования и развития индивидуальных особенностей молодого поколения повышает динамику развития общества, однако, иногда дестабилизирует общество, ведет к снижению ресурса его жизнеспособности, нарушает системные связи.

Социокультурное становление молодежи наблюдается при одновременном взаимодействии разных социоприродных факторов и процессов, таких как:

  • самовоспитание;
  • профессиональное педагогическое воздействие;
  • большие и малые группы людей;
  • семья;
  • культура;

Проблемы социализации молодежи

В современном мире молодое поколение сталкивается с рядом трудностей:

  • многообразие социальных связей, ограничивающих возможности целостного восприятия окружающего мира;
  • возрастающая скорость жизненных ритмов;
  • «средства жизни», подменяющие духовные жизненные цели;
  • гедонистическая направленность на получение удовольствия;
  • скорость и непредсказуемость современных социальных преобразований;
  • культурная неоднородность общества;
  • политический плюрализм.

В отношении процесса социализации, молодёжь нельзя рассматривать как пассивное отражение действительности, своеобразное зеркало социальных условий и взаимодействий. Такое понимание роли молодёжи было бы примитивным, так как задача сводилась бы к выработке механизмов адаптации, конформизма, исполнительского послушания, повторения в каждом новом поколении одних и тех же свойств. Это исключало бы прогресс, движение вперёд, поэтому столь важно развивать в молодом человеке чувство нового, инициативу, творчество. Исходя из этого, следует охарактеризовать некоторые особенности социализации молодёжи, которые обусловлены её переходным статусом .

Основная особенность социализации молодых людей состоит в том, что на этапе молодости завершается первичная и начинается вторичная социализация. Индивид начинает осваивать нормы и ценности социального окружения с учетом того, что он успел воспринять на этапе первичной социализации. Молодой человек ориентируется уже не столько на конкретных «других», сколько на обобщенного «другого», либо отождествляя себя с ним, либо противопоставляя себя ему. На этом этапе часто возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями, поскольку в ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе.

К особенностям социализации молодежи относится также большая значимость так называемых барьеров перехода – границ между различными этапами жизни или жизненными ситуациями. Преодолевать такого рода барьеры помогают так называемые ритуалы перехода (термин, введенный А. ван Геннепом) – институционализированная и формализованная система коллективных действий, принятая в данной культуре. Ван Геннеп сконструировал универсальную модель таких ритуалов, которая состоит из трех этапов: фаза отделения от группы, пограничная фаза и фаза реинтеграции. Выражением таких ритуалов в традиционных обществах являются обряды инициации, которые в той или иной степени существуют и в современных обществах.

Существенным отличием социализации молодежи от социализации ребенка является то, что на этом этапе более существенную роль играют так называемые агенты вторичной социализации.

Рассматривая социализацию молодежи, как сложный и многосторонний процесс, А.И. Ковалева предлагает несколько критериев для ее классификации. Во-первых , по критерию, отражающему условия осуществления социализационного процесса, можно выделить его следующие типы: естественный, примитивный, сословный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный. Во-вторых , содержание социализационного процесса, позволяющее различить следующие его типы: познавательный, профессиональный, правовой, политический, трудовой, экономический и др., фактически, соответствующие основным типам человеческой деятельности. В-третьих , критерий, связанный с результативностью социализации дает возможность выделить успешную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию .

К основным факторам социализации молодежи, определяющим ее ход и результативность, следует отнести:

    характер и особенности социального контроля в обществе и группе. На характер социального контроля влияют: соотношение формальных и неформальных регуляторов, обязательность или необязательность следования социальным (в том числе, правовым) нормам, неотвратимость санкций за их нарушение, плотность социального контроля и т.д.;

    степень согласования или рассогласования между микрогрупповыми и макрогрупповыми ценностями и нормами, степень гетерогенности, субкультурности общества и окружения индивида;

    особенности системы образования, сосредоточенность ее только на обучении или на воспитании, в том числе идеологическом, индивида;

    особенности семейно-демографической ситуации в обществе, наличие конфликта поколений либо относительно сбалансированное взаимодействие различных когорт; наличие в обществе эйджизма;

    дискретность, прерывность линейного развития общества, кризисы в его развитии;

    экономическая ситуация в обществе, востребованность молодежи на рынке труда;

    политическая ситуация в обществе, распространение экстремистских настроений и практик;

    информационная политика государства и характер деятельности СМИ, их сосредоточенность на определенных темах; степень многообразия источников информации и др. Значимость СМИ в процессе социализации обусловлена тем, что они являются не только каналами распространения норм и ценностей. Они также способны уводить массовое сознание от реальных проблем, замещая их ложными, концентрировать внимание массовой аудитории на определенном круге явлений, навязывать оценки и установки и др;

    характер референтных групп – тех, которые являются для молодежи образцом для подражания.

Каждое общество исторически по-разному и в различных формах приобщало новые поколения к основным социальным ценностям и нормам. Необходимость исследования специфики социализации молодого поколения в условиях переходного общества, которым в настоящее время является Россия, вызвана изменениями в индивидуальном и массовом сознании, сопровождающими закономерно обусловленную модернизацию экономической, политической системы, а также системы управления социальной структурой общества. За кратчайший, по историческим меркам период времени (с середины 1980-х гг. и до настоящего времени) в России осуществляется смена тоталитарной формы государственного правления на демократическую; политическое и экономическое единообразие уступило место многопартийности, многообразию форм собственности; воинствующий атеизм – свободе вероисповедания; однообразие духовной жизни и творчества, ориентировавшее индивидуальное и массовое сознание, поведение и деятельность индивидов на следование догмам революционного марксизма, – плюрализму; информационная и культурная изолированность от внешнего мира – гласности, открытости, добровольному и равноправному сотрудничеству представителей многочисленных этносов, конфессий, культур и т.д.; идеология революциионного мессианства, аскетизма и самопожертвования ради победы мировой коммунистической революции, классовой ненависти к ее реальным и потенциальным врагам, как за пределами своего социума, так и внутри его – признанию приоритета общечеловеческих ценностей, чести и достоинства личности, человеческой индивидуальности, политической, религиозной, этнической толерантности в отношениях между индивидами, социальными группами, государствами.

Сложность и непредсказуемость процесса модернизации современного российского социума вызвана целым рядом причин, среди которых одну из доминирующих ролей играет деятельность трех поколений россиян, преднамеренно или неосознанно с разной степенью активности участвующих в создании новой для России социально-политической системы.

К первому поколению относятся те, кто вырос, получил воспитание и образование в советское время и в силу указанных обстоятельств сформировал свое мировоззрение под воздействием революционной марксистско-ленинской идеологии тоталитарной системы, характерной особенностью которой был страх человека за свою жизнь и судьбу своих близких, причем страх этот носил массовый характер. Жесткий полицейский контроль над человеком и обществом тормозил развитие самобытного мира личности, заставлял индивида адаптироваться к существующей реальности политического насилия и совершать неблаговидные поступки. От такого страха человек становился "немым" и позволял вершить над собой любой произвол. Как следствие сложился определенный статус человека, детерминированный спецификой тоталитарной системы, сводившейся к следующим особенностям:

    между индивидом и государством не существовало такого опосредующего звена, как социально-групповые идентификации;

    советское (коммунистическое) общество было построено не из индивидов, а из коммун. Поэтому носителем личностного начала выступал именно целостный коллектив, посредством которого человек осуществлял коммуникацию с государством;

    само Советское государство по своей сути являлось криминогенным и правонарушающим фактом общественной жизни.

Живя в столь специфических условиях, советские люди стали носителями, так называемой идеологической морали, которая, в отличие от морали традиционной, предусматривающей добровольное решение людей ограничивать свои действия по отношению к другим, руководствуясь в поведении законами коммунальности, избавляет людей от внутренних самоограничений. Идеологическая мораль оправдывает любые преступления руководства страны, как в отношении своего населения, так и в отношении других народов. Руководство действует во имя «прогресса», «освобождения трудящихся от эксплуатации и колониализма», построения самого «справедливого» общества, т.е. во имя самых благородных целей. И если ради этих целей потребуется стереть с лица земли миллионы людей, это будет делаться (и делалось) без всяких колебаний. Низшие слои населения, в свою очередь, вынуждены правдами и неправдами приспосабливаться к условиям жизни, платя ложью, ленью, воровством, пьянством, халтурой и пр. за потоки лжи и насилия, обрушивающиеся на них сверху. Устав от жизни в обществе с двойными моралью и стандартами, хроническим товарным голодом и тотальным контролем за всеми сторонами своей жизни, от бесплодных социальных экспериментов, советские люди с большой надеждой восприняли происходящие в стране перемены, но в основной своей массе оказались неготовыми к ним, ибо, как и их лидеры, несли на себе груз утопических иллюзий и идей, в частности веру в возможность одномоментной и безболезненной трансформации их жизни после ее реформирования сверху.

Ко второму поколению, представляющему собой наиболее социально, экономически и политически активную часть населения современной России, относятся представителей той возрастной группы, которая вошла в период гражданской зрелости в 1980-е гг., когда коммунистическая власть в СССР в поисках средств вывода общества из состояния «застоя» инициировала политику перестройки, декларировала цели: создания эффективного механизма ускорения социально-экономического развития общества; всестороннего развития демократии; укрепления дисциплины и порядка; уважения к ценности и достоинству личности; отказа от командования и администрирования; поощрения новаторства; решительного поворота к науке; соединения научно-технических достижений с экономикой и др., предполагая возможность реконструкции социализма и сохранения целостности коммунистической системы, а значит, и собственной власти. Однако попытка ограничить процессы, протекающие в стране, рамками перестройки оказалась неудачной, обнаружив как утопичность возможности преобразования общества в соответствии с определенными планами, так и глубину кризиса советского общества, который перестройка еще более усилила. Завершающий ее этап ознаменовался новой социальной иллюзией о возможности выхода агонизирующей коммунистической системы из исторического тупика посредством репродуцирования моделей экономического, социально-политического управления обществом наиболее развитых государств планеты, чему способствовало и то обстоятельство, что нередко из конъюнктурных, политических соображений реформационный порыв в гуманитарных науках оказывался направленным на отрицание позитивного опыта в историческом развитии нашей страны в советское время и переоценку перспектив его досоветского периода, на фетишизацию западных моделей социального развития. Таким образом, представители второго поколения, пытаясь критически осмыслить опыт советского прошлого страны, оказались жертвами наивной веры в непогрешимость рецептов западной демократии, в приемлемость для нее стандартов западного образа жизни и мысли.

Третье поколение вошло в социальную реальность в период вторичной социализации, имея отличные от первых двух поколений представления о ней самой и о перспективах общественного развития. Формирование мировоззрения этого поколения происходило в условиях болезненного отрезвления массового сознания, его избавления от мифа закономерной обусловленности построения коммунизма по советской модели в отдельно взятой стране (СССР) с последующим ее репродуцированием во всем мире. Такое отрезвление сопровождалось критическим осмыслением истории страны, роли в ней отдельных личностей. В результате представители третьего поколения в основной массе обладают устойчивым иммунитетом к идеям достижения материального благополучия, высокого социального статуса за короткий временной отрезок под влиянием внешних факторов (государственной власти, счастливой случайности, чьей-то помощи). В отличие от второго поколения, для которого в конце 1980-х – начале 1990-х гг. среднее и высшее профессиональное образование имело столь низкий рейтинг в структуре социальных ценностей, что в эти годы российские ссузы и вузы испытывали хронический дефицит студентов, третье поколение возвело профессиональное образование в ранг неотъемлемого условия успешной самореализации личности. Именно этим обстоятельством мы объясняем взрыв в нашей стране в последние годы интереса населения к высшему образованию, что привело к росту количества вузов, появлению негосударственных учебных заведений, численность которых достигает в настоящее время 40 % от общего количества вузов.

Отличительной особенностью третьего поколения является и то, что его первичная социализация проходила в весьма специфических условиях: невостребованности большей части социального опыта старшего поколения, накопленного им в условиях иной, уже не существующей системы социально-экономических отношений. Это обстоятельство вынудило его перенимать единственно доступный ему через средства массовой информации и интерпретированный ими опыт общества массового потребления, которое в российском варианте характеризуется как общество западноцивилизационного типа, но в виде уже исчерпавшей свою историческую перспективу формации, отличающейся коррумпированной властью; могуществом олигархии; многоукладностью экономики; преобладанием в его структуре социально незащищенного населения; невозможностью для основной массы населения использовать декларированные российской Конституцией права в целях позитивного саморазвития личности; моральной деградацией личности; развитием социальных аномалий в форме безработицы, проституции, детской беспризорности и т.п.; угрозой духовного распада личности; отсутствием идейно-политической целостности социума; утратой личностью веры в способность государственной системы обеспечить ей достойный социальный статус и защитить ее интересы; утратой личностью чувства собственного достоинства; массовой деполитизацией граждан при растущей партийной дифференциации политической системы общества в виде преимущественно «карликовых» политических объединений с узкой социальной базой; возрастанием деструктивной активности малочисленных экстремистских групп; ростом попыток использования этнонационального, межконфессионального контекста в борьбе за сферы политического и экономического влияния; организованной преступностью.

Отличие условий жизни третьего поколения от двух предыдущих заключается также в том, что именно в этот исторический отрезок времени во взаимоотношениях человека и общества, существенной является тенденция сдвига приоритета в сторону индивида. С одной стороны, указанная тенденция является позитивной, так как с отмиранием старого коллективизма и старого индивидуализма происходит возрождение личности. Это значит, что свободный человек может построить сообщество, чтобы вносить свой вклад в свое дело. Благодаря функционированию свободной ассоциации индивид получает возможность обретения ценности и самоактуализации, т.е. можно говорить о коллективной индивидуализации. Здесь сознательная активность человека, принимающего участие во всемирном объединении, снова возвращается на коллективный уровень. Индивид больше не оторван от социального мира, как это было на стадии старого индивидуализма, но становится зрелой личностью, способной использовать полностью, раскрыть все свои возможности, удовлетворить самую высшую свою потребность в самоактуализации. С другой стороны, указанная тенденция заключает в себе ряд негативных моментов, поскольку связана с изменением структуры ценностных ориентации представителей третьего поколения, для которого все большую ценность приобретают такие понятия, как «богатство», «индивидуализм», «личное достоинство», «предприимчивость» и «свобода». Симптоматично, что возглавляет иерархию ценностей третьего поколения «личное достоинство» .

Предпринятая выше попытка создания обобщенных социально-психологических образов трех поколений наших соотечественников, принимающих наиболее деятельное участие в трансформации российского общества, позволила нам выделить у каждого из них свой вектор социализации.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что первое (старшее) поколение, еще сохраняющее высокую социальную активность и стремление удержать достигнутый социальный статус, вынуждено проходить болезненный процесс ресоциолизации, адаптации к крайне сложным для себя условиям существования, не смоделированным до конца, а, следовательно, и не апробированным в условиях модернизируемого социума. Осознанно ориентируя себя на совместное участие со вторым и третьим поколениями в создании нового опыта, оно в то же время остро переживает как личную трагедию свою невостребованность со стороны общества, включая аккумулированный им опыт предшествующих поколений, а также созданный на пике его социальной, функциональной активности новый опыт. Второе (среднее) поколение, пройдя период вторичной социализации, переживает крайне дискомфортное для себя психологическое состояние, которое мы характеризуем как перманентную ресоциолизацию. Наиболее специфичными ее признаками являются необходимость постоянной ревизии знаний и опыта, обретенных этим поколением в ходе первичной социализации, а также в результате его личного участия в трансформации динамично развивающегося российского социума. Это поколение вынуждено постоянно импровизировать, заниматься информационной селекцией, находиться в поиске наиболее эффективных для России путей социального прогресса, одновременно решая и другую, не менее сложную социальную задачу создания моделей деятельности, поведения, социальных отношений, востребуемых не только им самим, но и более молодым поколением. Третье (младшее) поколение проходит тернистый путь усвоения опыта предшествующих поколений в ходе инкультурации и на начальном этапе вторичной социализации. Специфика этого процесса заключается в невостребованности большей части отечественного практического и теоретического социального опыта старших поколений в связи с завершением советского периода истории нашей страны. Требующий же скрупулезного и системного анализа зарубежный опыт социализации личности в условиях модернизации социума воспринимается и трактуется у нас противоречиво и весьма специфически из-за крайней субъективности источников информации по самым различным причинам, в том числе и их ангажированности, некомпетентности, политической наивности, безответственности и т.д. В результате, доходя до объектов этой информации в деформированном виде, чужой опыт весьма усложняет протекание процессов социализации поколений, прежде всего третьего, не имеющего достаточно четких нравственных, ценностных ориентиров, моделей деятельности. Эти обстоятельства вынуждают его нарабатывать новый опыт собственного существования в столь непростых условиях .

Таким образом, в период трансформации российского общества мы можем наблюдать социальный феномен, заключающийся в том, что все три поколения его граждан вынуждены участвовать в создании нового опыта из-за невозможности эффективно использовать позитивный опыт прежних поколений. Востребованность же негативного опыта старшего поколения в данном случае крайне ограничена следующими рамками: овладение им позволяет избежать прежних ошибок, утопических заблуждений, дабы не репродуцировать их на новом этапе общественного развития. Поэтому он не является генератором новых знаний и опыта, но служит именно тем катализатором, без которого немыслим процесс создания новых социальных отношений, моделей общественного развития.

Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами социализации. Основное противоречие в сфере социализации молодежи – это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспита-тельными средствами воздействия на человека.

Социализация молодежи осуществляется на фоне полуразвалившейся экономики, коррумпированности властей, нищенского существования большинства молодых людей, нарастания криминального беспредела и т. д. Основные противоречия в сфере социализации - это противоречия между:

      объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить ее ресурсами, средствами;

      старыми ценностями общества и новыми. На молодежь оказывают влияние как идеи социализма, так и либерализм – ценности рынка, частной собственности, свободы, демократии, а также религии, церкви;

      нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным потенциалом молодежи. Ныне в стране отчетливо проявляется отчуждение молодежи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем суровые реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т.п.) побуждают определенную часть молодежи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий и знаний;

      потребностями молодежи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребности;

      декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищенностью детей и молодежи;

      формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию. В России ныне наблюдается политическая индифферентность молодежи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т.п. .

Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является несоответствие слова и дела. Принятые законы и программы не реализуются, демократия часто является прикрытием для бюрократии и криминалитета. Такая социально-политическая, информационная обстановка в России требует новой стратегии и методов работы с молодежью. Управление процессами социализации может стать достаточно эффективным, но для этого необходимы следующие условия:

      объективный учет особенностей предшествующего и современного состояния процессов воспитания, менталитета и поведенческих характеристик молодежи;

      своевременное блокирование и устранение факторов, тормозящих процесс социализации молодежи;

      наличие научно обоснованной государственной молодежной политики и эффективных механизмов ее реализации .

Социализация молодежи есть важный фактор стабильности общества, нормального функционирования общественной системы.

Концепция К. Маркса , в частности, его учение о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, оказала большое влияние на развитие теорий социализации. Согласно К. Марксу, человека формирует социальная среда, которая одновременно выступает и как условие, и как результат его деятельности. В процессе своей деятельности люди изменяют и внешние обстоятельства, и самих себя. Изменяя мир, люди изменяют самих себя (К. Маркс. Тезисы о Фейербахе). Свободное развитие каждого есть условие и смысл развития всех (К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии).

Особенность концепции К. Маркса заключается в переосмыслении основ человеческой субъектности. На первый план выдвигается предметно-чувственная, материально-продуктивная активность.

Э. Дюркгейм исходил из двойственной природы человека: биологической (способности, биологические функции, импульсы, страсти) и социальной (нормы, ценности, идеалы). Основная функция социализации - приобщение индивидов к «коллективному сознанию» (установление однородности, целостности в обществе). Социализированная личность - это личность, которая наделена умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных.

Г. Тард рассматривал социализацию как процесс подражания молодых взрослым. Выделил три основных социальных процесса: повторение (подражание), противоположение (оппозиция), приспособление (адаптация). Основной закон всего сущего - всемирное повторение. Подражательность есть проявление этого закона. Отношение «учитель-ученик» рассматривается им в качестве типового. Г. Тард первым попытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие.

М. Вебер выделяет два аспекта социализации - субъективный смысл и направленность на другого. По Веберу, социальное действие предполагает субъективную мотивацию индивида (или группы) и ориентацию на других («ожидание»), без которых действие не может рассматриваться как социальное. В основе социализации - понимание индивидом других людей и окружающего мира как социальной реальности.

Фрейд: его учение о человеке, формировании, развитии и структуре личности оказало значительное влияние на развитие теории социализации. Личность представляет собой противоречивое единство трех элементов:

«Оно» (бессознательное), «Я» (сознание индивида), «Сверх-Я» (коллективное сознание). Социализация - противоречивый процесс (инстинкты, влечения, стремление остаться самим собою, с одной стороны, требования общества, законы, запреты, направленные на подчинение социальным нормам - с другой стороны). Важнейшая задача - достижение компромисса, который бы принес счастье индивиду и группе. Огромное значение для понимания процессов развития личности имели разработанные Фрейдом «защитные механизмы».

Э. Эриксон: его подход обращен к социокультурному контексту становления личности, является развитием концепции 3. Фрейда. В качестве определяющего момента развития личности выделял идентичность (субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности , соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми).

Юность - период «нормативного кризиса», для нее характерно усиление конфликтов, происходит колебание силы Я. С обретением идентичности, подросток становится как бы жертвой этого процесса, поэтому важно сформировать чувство идентичности, избежав при этом ролевой и идентификационной диффузности. Молодому человеку важно научиться оценивать и использовать свои сильные и слабые стороны, чтобы получить представление о себе и о том, каким он хочет стать в будущем.

Главная задача для индивида : переходя с одного жизненного этапа на другой, обрести позитивную самоидентичность.

Каждая стадия жизни личности характеризуется специфической задачей, которая выдвигается обществом (определяет содержание развития на каждом этапе).

Основные положения теории социализации в современной отечественной социологии

1. Социальное не противосто

ит биологическому и не проистекает из него.

  • 2. Социальная жизнь не создает в каждом человеке заново человеческую природу.
  • 3. Человек - общественный деятель: продуцирует условия и обстоятельства своей собственной и общественной жизни.
  • 4. Личность - объект и субъект социального взаимодействия.
  • 5. Общество влияет на личность, индивид оказывает влияние на общество.

Исходя из этих положений, социализация определяется как процесс становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

И.С. Кон занимается проблемами социологии личности, развития личности в юношеском возрасте, изучает проблему «Я». По И.С. Кону, социализация - совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация включает в себя осознанные, контролируемые воздействия и стихийные, спонтанные процессы. Уникальный внутренний мир каждого человека воплощает в себе общечеловеческие ценности, обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим.

При анализе проблем социализации важным является понятие «социализационной нормы». А.И. Ковалева определяет социализационную норму как:

  • 1) результат успешной социализации, позволяющий индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие;
  • 2) многомерный эталон социализированного человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик;
  • 3) устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

Типы социализационных норм:

идеальные - определяются общественными идеалами, на их основе строятся ориентиры развития личности; это декларативный вариант желаемой модели социализации, отражается в политических программах, целях воспитания;

нормативные - формализованные положения о том, каким должен стать человек, что должны делать соответствующие социальные институты (для интеграции индивида в общество); малоподвижны, ориентированы на всеобщие траектории жизненного пути (образование, трудовая деятельность, участие в политике) и идентичности личности;

реальные - отражают статистическое большинство результатов социализации индивидов данного общества в конкретный период его развития; имеют много сходства с нормативным типом.

Социальные изменения в России в XX веке сказались на социализационной норме. Произошли изменения модели социализации. Советская и современная российская социально-экономическая системы задают определенные модели поведения, ориентированы на разные типы личности, развивают разнонаправленные социальные качества человека.

Социалистическая система ориентирована на приоритет общественного интереса, коллективизм, патернализм, контроль над личностью, исполнительность, социальные гарантии, ограничение потребностей, унификацию и т.д.

Рыночные ориентиры - приоритет частного интереса, индивидуализм, расчет на собственные силы, расширение свободы личности, инициатива, предприимчивость, ориентация на богатство (цель), максимальные достижения в труде, личный успех.

Советская модель социализации молодежи - реализация социалистических общественных отношений; коммунистический идеал - основной ориентир развития личности. Важнейшие черты личности «советского» человека: идейная убежденность, преданность идеалам коммунизма, гражданственность, политическая активность, патриотизм, интернационализм, любовь к труду, коллективизм, социальный оптимизм и др.

Советская модель социализации сложилась как устойчивая система преимущественно организованной, целесообразной и упорядоченной деятельности. Ее отличала относительная стабильность основных институтов социализации с присущим им единообразием, авторитарными формами деятельности.

Новая социализационная модель в корне отличается от советской. Новая российская реальность определяется новым общественным строем, распадом экономической системы, трансформацией социальных институтов и организаций, особой российской культурой. Произошла трансформация модели социализации молодежи:

  • 1) отсутствуют четкие эталоны социализированности (утрата идеалов советского общества и размытость ориентиров будущего);
  • 2) нормативы социализации изменились с принятием новых законодательных и других нормативных актов;
  • 3) реальная модель социализации изменилась.

Но, несмотря на это, социализация продолжает осуществляться в основном по сложившимся прежде правилам и моделям.

Понятие социализации молодежи

Молодежь – это особая социально-демографическая группа и возрастная группа, изучением которой занимаются в течение многих десятилетий.

Молодость – это, прежде всего, период формирования идеалов, освоения основных социальных норм, установок, приобретение новых навыков и знаний, развитие своего творческого потенциала, а также самореализация. Все это помогает молодым людям существовать и успешно функционировать в обществе.

Замечание 1

Молодежь – это люди, чей возраст примерно 18-25 лет. В этот период происходят наиболее значимые для молодых людей события: совершеннолетие, вступление во взрослую жизнь, выбор специальности и будущем профессии, вуза для обучения. По окончании высшего учебного заведения (примерно 21-22 года) человек также принимает решение относительно своего трудоустройства. Юноши в этот период проходят обязательную военную службу, что также влияет на их мировоззрение и сознание, воспитывает в них такие качества, как толерантность, патриотизм, любовь к Родине, ценность человеческой жизни. Многие в этом возрасте вступают в брак, принимая на себя новые, ранее неизвестные роли: жена, муж, отец, мать.

Таким образом, можно сказать, что это – наиболее насыщенный период в жизни человека, где ему постоянно приходится менять свои социальные роли, статус, делать выбор в пользу одних аспектов жизни и отказываться от других. Самая главная характеристика этих действий – обязательная обдуманность, а затем ответственность за свой выбор.

Рассмотрим подробнее этот процесс, который в современном мире называется социализацией молодежи.

Социализация имеет несколько основных определений, мы перечислим три особенно интересных, которые отражают специфику этого процесса:

  1. Процесс усвоения индивидом на протяжение его жизни социальных норм и культурных ценностей именно того общества, к которому он принадлежит;
  2. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта;
  3. Процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм и установок, присущих данному обществу или отдельной социальной группе.

Социализация молодежи, так же, как и любая другая социализация любой другой социально-демографической группы, - это двусторонний процесс. Во-первых, это постоянная передача обществом, а во-вторых, это освоение индивидом, который относится к возрастной группе «молодежь», всего множества социальных норм, культурно-исторических ценностей, традиций и образцов поведения. Все эти помогают молодому человеку успешно функционировать в обществе, не нарушая общепринятые нормы и правила и не получая за это нарушение соответствующего наказания.

Специфика социализации молодежи

Замечание 2

Основная специфическая черта, которая отличает социализацию молодежи от всех основных видов – это возрастные особенности. По сути, молодой человек и его социализация – это переходный этап от первичной социализации к ее второй стадии – вторичной социализации, соответственно.

Особенность первичной социализации – это начальное освоение индивидом норм и ценностей, правил, традиций. Таким образом, индивид, как губка, впитывает в себя все общие ценности в процессе общения в семейном кругу, а также с друзьями и другими значимыми людьми, которые стоят на несколько ступеней выше их самих (в силу возрастных особенностей и определенного уровня накопленного социального опыта). На этой стадии у индивида нет права на собственный выбор, за него этот выбор делается другими: родителями.

Вторичная социализация принципиально отличается от первичной тем, что для индивида его окружение, как и он сам для остальных, проявляется в других чертах, отличных от тех, которые он воспринимал во время первичной социализации. Это приводит к тому, что молодой человек начинает видеть мир, других людей исходя уже из собственных соображений, а не тех, что ему прививались в процессе первого этапа социализации.

Динамика молодежной социализации

Замечание 3

В российском обществе ежегодно проводятся реформы, которые оказывают влияние на все слои общества, и в особенности на молодежь. Реформирование обусловило изменение не только структуры общества, но и некоторых эталонов социализации молодежи. Изменилась и совокупность передачи социальных норм и культурных ценностей, которые изначально транслировались из поколения к поколению – от старших к младшим.

Особенности социализации российской молодежи (с учетом перехода от бывшей советской системы к современной) выразились следующим образом. В основном, изменения произошли из-за того, что единообразная по нормативности, с равными стартовыми возможностями, некоторой монополизацией и предсказуемостью сменилось на вариативную и стратифицированную модель социализации. К тому же можно отметить следующие черты:

  1. Трансформация основных институтов социализации (дошкольной, школьной, вузовской и послевузовской);
  2. Деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля. Это происходит в связи с динамичными и стихийными изменения в социальной структуре, возникновения большого количества новых социальных организаций (в том числе неформальных объединений, которые влияют на мировоззрение и сознание молодых людей);
  3. Дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности – также влияние оказывает большой выбор организаций, течений и направлений. Зачастую молодой человек сам до конца не догадывается, что ему действительно нужно, поэтому, вырвавшись из под родительской опеки, он стремиться использовать все возможности своей независимости и свободы, что иногда может носить неконтролируемый и стихийный характер;
  4. Изменения соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующейся личности, пространства для самодеятельности и самореализации себя в творчестве.

Человек – существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, дабы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения – детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе – стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

С начала 90-х годов ХХ века ситуация социализации молодых людей существенно изменилась. Эти перемены были вызваны переориентацией развития общества, экономическими кризисами, развенчание старых ценностей и невозможностью формирования адекватных новых. Особенности социализации молодежи в переходный период, который и по сей день переживает наше общество, заключаются в отсутствии единой линии. Направления социализации нового поколения отличаются от тех, которые были актуальны в нашей стране долгие десятилетия, а также между собой – это отражается в различиях уровня и образа жизни, образования, доступа к информации. Именно в этой неоднозначности заключаются и основные проблемы социализации молодежи.

Особое внимание социологов на современном этапе привлекает политическая социализация молодежи. В условиях индифферентности гражданской позиции подавляющего большинства населения очень важно формировать в молодых людях политическую грамотность и способность к собственной субъективной оценке происходящего.

Под влиянием современных тенденций западноевропейских стран значительное внимание в школах и других институтах образования уделяется гендерным аспектам социализации молодежи. Чаще всего речь идет о равноправии полов, гендерной толерантности и повышении конкурентоспособности женщин на рынке труда.

Этапы социализации молодежи

  1. Адаптация – длится с рождения до подросткового возраста, когда человек усваивает общественные законы, нормы и ценности.
  2. Индивидуализация – приходится на подростковый период. Это выбор человеком норм поведения и ценностей, приемлемых именно для него. На этом этапе выбор характеризуется изменчивостью и неустойчивостью, поэтому его называют «переходной социализацией».
  3. Интеграция – характеризуется желанием найти свое место в обществе, происходит успешно, если человек соответствует требованиям своего социума. Если нет, возможны два варианта: агрессивное противостояние обществу и
  4. Изменение себя в сторону конформизма.
  5. Трудовая социализация молодежи – охватывает весь период молодости и зрелости, когда человек является трудоспособным и может своим трудом приносить пользу обществу.
  6. Послетрудовая стадия – заключается в обобщении накопленного трудового и общественного опыта и передаче его последующим поколениям.

Факторы, влияющие на социализацию молодежи

Одним из важнейших мезофакторов является влияние интернета на социализацию молодежи. Именно интернет в целом и социальные сети в частности являются основными источниками информации для современных молодых людей. Через них на молодежь легко воздействовать и управлять.