» » Роль дополнительного образования в современной модели образования. Роль дополнительного образования в формировании личности и ее социализации на примере деятельности мбоу дод "центр детского творчества г.дубны московской области"

Роль дополнительного образования в современной модели образования. Роль дополнительного образования в формировании личности и ее социализации на примере деятельности мбоу дод "центр детского творчества г.дубны московской области"

Л. Д. Маршунова

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ключевые слова: образование, обучение, дополнительное образование, образовательная парадигма, направленность образования, социология образования, контекстное обучение, мотивации образования, духовность, общее и профессиональное дополнительное образование.

Требования к содержанию дополнительного образования в современном обществе детерминированы личностно-ориентированной образовательной парадигмой. Этим определяется недопустимость противопоставления естественно-научной, технической и гуманитарной направленности дополнительного образования. Оптимальное решение данной проблемы предлагает концепция контекстного обучения. Эффективность перехода к контекстному обучению обусловлена динамикой формирования позитивной мотивации получения дополнительного образования на основе развития духовности граждан.

Keywords: education, teaching, extended education, educational paradigm, the aim of the education, social science, context training, motivation of education, spirituality, basic and professional extended education.

Specification to subject matter of extended education in modern society is determined by personal model of education. This counters with scientific, technical and humane dimension of extended education. Optimal decision of the problem can be solved via context teaching. Efficiency of context teaching provides positive motivation of getting extended education on the base of spirituality of the people.

Исследование дополнительного образования предполагает, прежде всего, определения основных понятий.

«Обучение» - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями и навыками. Это - всегда двусторонний процесс .

«Образование» определяется Законом РФ «Об образовании» как целенаправленный процесс воспитания и обучения .

«Дополнительное образование» - «образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам: оно осуществляется, как правило, после изучения основных образовательных программ. Согласно Закону РФ «Об образовании», основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в рамках каждого уровня профессионального образования» .

Для выявления взаимосвязи этих понятий, отражающей соотношение самих явлений и процессов, и определения места и роли дополнительного образования исключительно важную роль играет парадигма современного образования как целенаправленного процесса интеграции обучения, воспитания и развития индивида в интересах общества и самого человека.

Современная парадигма образования ставит перед образованием следующие основные

1) выявление проблемности и смыслов в окружающем человека мире;

2) формирование условий для свободного выбора человеком сфер жизнедеятельности в соответствии с развивающимися интересами личности и общества;

3) обеспечение партнерства субъектов образования;

4) развитие их творческой активности.

Для достижения этих целей предполагается решение таких задач как

Развитие способностей разрешать жизненные проблемы;

Формирование чувства ответственности как за собственную деятельность, так и за развитие ее социального контекста;

Овладение средствами, обеспечивающими возможность свободного развития личности, ее самоопределения в социуме.

Основным средством осуществления этих целей и задач является развитие творческой потенции человека.

Поэтому новая образовательная парадигма получила название личностно-ориентированной . Она требует выхода за пределы прагматического подхода к образованию, рассчитанного на формирование функционера определенной социальной системы. Новая парадигма носит личностно-развивающий характер: формирование специалиста-функционера предполагает в качестве необходимого условия развитие личности.

Однако было бы неверно сводить сущность новой парадигмы исключительно к ориентации на личность обучаемого. Такой подход противоречит сущности образования как целенаправленного процесса интеграции обучения и воспитания, направленного на развитие личности, учитывающее интересы не только индивида, но и общества. Современная парадигма предполагает новое видение функций образования, которое органически включает в его структуру институты дополнительного образования.

Для понимания этой связи важно отметить, что образование органично связано с обеими сторонами предмета социологии - с социальным поведением и с социальными структурами .

Действительно, объективно заданная местом и ролью образования в развитии общества цель - обеспечение усвоения человеком знаний, умений и навыков, необходимых ему в жизни. Эта цель ориентирована на социальное поведение, его принципы, нормы, смысл. При этом образование как целенаправленный процесс непосредственно направлено на «поведение, сформировавшееся как социальное». Но субъект образования включен в самые разнообразные общественные связи и отношения. Поэтому на результаты образования не может не влиять и спонтанный социальный обмен. Тем самым образование оказывается неразрывно связанным и с «социально направленным поведением».

В то же время, образование, с одной стороны, опирается на известные «социальные признаки субъектов», а, с другой стороны, направлено на формирование и развитие соответствующих «социальных признаков». А как один из основных социальных лифтов оно не только не существует вне «социальных образований», но и ставит воспроизводство и развитие «социальных образований» в качестве своей задачи. Таким образом, оно оказывается связанным как с обоими типами социального поведения, так и с обоими типами социальных структур, в своем взаимодействии и представляющих предмет социологии.

Из этого следует, что функции образования как бы пронизывают все сферы жизни общества и по самой сущности исследуемого феномена не могут быть сведены к узко прагматическому пониманию.

Конечно, основой жизни любого общества был, есть и остается труд . Но он является именно основой, - основой для всех остальных сфер жизнедеятельности человека и общества.

В этом плане правы авторы совместного российско-американского исследования «Современная социология образования», которые рассматривают функции образования «как наиболее устойчивые направления воздействия образования на основные сферы общественного развития» . Они выделяют следующие основные сферы развития общества и реализуемые в них функции образования.

Очевидно, что реализация этих функций и ведет к формированию не просто технически и технологически грамотного профессионала, но и личности, обладающей гражданской ответственностью. Иначе говоря, сами функции образования, направленные на обеспечение человека необходимыми для жизни в современном мире знаниями, умениями и навыками, предполагают все более широкое понимание предмета образования, включения в

него расширяющегося объема обобщенного продукта предшествующей общественной деятельности.

Таблица 1 - Функции образования

Экономическая Социальные Культура Социально-

сфера отношения политическая сфера

1. Формирование 1. Гомогенизация 1. Воспроизводство 1. Политико-

профессионально- общества через социальных типов правовая

квалификационного организованную культуры. социализация.

состава населения. социализацию 2. Формирование и 2. Формирование и

2. Формирование индивидов. воспроизводство поощрение

потребительских 2. Активизация общественного правового

стандартов. социальных интеллекта поведения.

3. Привлечение перемещений. (менталитета, 3. Воспроизводство

экономических 3. Социальная отраслей и идеологии.

ресурсов для целей селекция. социальных 4. Формирование и

образования. 4. Воспроизводство технологий). развитие

4. Внутреннее социальных групп и патриотизма.

распределение слоев.

экономических 5. Замещение

ресурсов. родителей, социальная поддержка субъектов образования.

Причина в том, что общественное разделение труда в современном обществе требует от компетентного профессионала не только умения разбираться в проблемах отраслевой техники и технологии, но и умения определить свой статус и роль в социуме. Иначе он просто не сможет выстроить оптимальную систему отношений с партнерами.

Несомненно, нельзя противопоставлять естественно-техническую и гуманитарную направленности образования: даже профессиональный гуманитарий сегодня, в эпоху компьютеризации, должен быть технически грамотным. Но и современный биолог или инженер не смогут добиться успеха, не владея хотя бы в той же мере, в какой гуманитарии овладевают современными информационными технологиями, современными социальными технологиями.

Понятно, что с изменениями общества, развитием самих социальных субъектов, содержание и взаимосвязи функций не остаются неизменными.

В таких условиях никакая образовательная программа не способна раз и навсегда решить все стоящие перед образованием задачи. Соответственно дополнительное образование становится неотъемлемым элементом современного образования в целом.

Другой фактор, детерминирующий изменение роли дополнительного образования в современном обществе, - особенности последнего.

Исследуя современные реалии, Э. Гидденс выделяет три основные черты, определяющие характер современности. Это - крайний динамизм, неимоверно возросшая скорость изменения всех процессов в обществе (имеются в виду темпы изменений в социальных практиках, образцах поведения людей). Второе - глобальность пространства, на котором происходят изменения, что несопоставимо со сферой изменения во всех досовременных обществах, так как практически все регионы мира социально и информационно втянуты во взаимодействие друг с другом. И, третье, это - качественно иная внутренняя природа современных институтов . Английский исследователь отмечает, что

современность существенным образом трансформирует характер взаимодействия людей, разделяя их во времени и пространстве. Для модерна характерно освобождение межличностных связей от зависимости внешних факторов - традиций, родства, материального обеспечения; традиционные родственные связи, персональное доверие разрушаются под давлением глобализации, в результате конфликта между локальными и глобальными явлениями.

Одной из причин возникновения такой социальной системы является изменение системы ценностей человека, их переориентация с внешних на внутренние, с материальных на нематериальные. Традиционные жизненные ориентиры мало работают при разрешении и преодолении субъективных кризисов, однако это не означает абстрагирование индивида из контекста социальной жизни, напротив, индивид, чтобы не стать заложником ситуации, должен в большей степени, чем ранее, овладевать социальными отношениями и обстоятельствами.

Модерн и сопутствующая ему культура высоких рисков порождают у современного человека целый ряд противоречивых психологических состояний, обусловленных утратой внешних опор, детерминировавщих его поведение (авторитет, традиции, вера); разрывом преемственности в организации институциональной системы модерна, а также кризисом социальных и культурных традиций. В результате дезориентация в социальном пространстве, дезадаптация к социуму, неуверенность, тревоги становятся спутниками жизни современного человека, а субъективные кризисы превращаются в норму.

По мнению социолога опасности и риски, существующие в рассмотренном обществе, можно просчитывать и минимизировать путём совершенствования процесса модернизации. Отправным моментом для подобных рассуждений является «идея рефлексирующей организации и реорганизации социальных отношений» , где под рефлексивностью понимается постоянный пересмотр социальной реальности в свете новой информации или знания.

При таком подходе дополнительное образование становится уже необходимостью для нормального социального самочувствия современного человека.

Возникает вопрос о границах дополнительного образования, и, прежде всего, о его соотношении с основным образованием и профессиональной деятельностью (будущей или уже осуществляемой) обучаемого.

Этот вопрос находит своеобразное теоретико-методологической решение в рамках концепции контекстного обучения.

Эта концепция сформировалась к началу нового тысячелетия на основе осмысления связей в процессе обучения теоретических знаний и практических умений и навыков.

Под контекстным обучением понимается «профессионально ориентированное обучение, в процессе которого знания, умения и навыки усваиваются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью» .

Изначально авторы концепции задавались вопросом: как слить в общий поток общее образование и профессиональную подготовку. Они полагали, что общее образование не является самоцелью, обретая социальный смысл только тогда, когда функционирует и, соответственно, рассматривается как часть более общей системы обучения. Общее образование должно обеспечивать развитие способностей, интеллекта, эрудиции обучаемых, расширять их кругозор. С одной стороны, оно служит базой для профессиональной подготовки, но с другой, - обеспечивает в процессе обучения формирование и развитие не только функционера, то есть специалиста, являющегося функцией определенного технологического процесса, а и личности. Уже в средней общеобразовательной школе существуют элементы политехнического обучения. Там они подчинены

общеобразовательным стандартам. В системе профессионального образования общее образование сохраняется уже как компонент профессиональной подготовки. Однако его связь с последней часто оказывается формальной. В результате общество нередко получает или эрудитов, не способных решить ни одной практической задачи, или профессионалов, считающих все, не имеющее прямого отношения к их профессиональной деятельности, не заслуживающим внимания. По мере углубления разделения общественного труда, человек, не сформировавшись как специалист, терял статус достойного члена общества, а, напротив, сформировавшись как специалист, становился, по меткому выражению Козьмы Пруткова, подобен флюсу. Такому специалисту было присуще ощущение не только самодостаточности, но и превосходства: считая свои профессиональные знания, умения и навыки самыми важными для всего общества, он полагал, что все остальное, - раз оно менее существенно, -является более простым, понятным и доступным по сравнению с теми задачами, которые приходится решать ему. Поэтому любые мнения, не совпадающие с его пониманием ситуаций, даже тогда, когда речь шла о проблемах очень далеких от его профессиональных интересов, воспринимались и оценивались как некомпетентные и непрофессиональные. Разумеется, такая позиция противоречила объективным тенденциям развития производительных сил и общественных отношений, требовавшим формирования и укрепления партнерских отношений. Взаимодействие общего и профессионального образования становилось серьезнейшей социальной проблемой.

Исторически сложилось два подхода к ее решению.

Первый: сначала изучается общее, теоретическое, и на его основе строится обучение профессии.

Второй: общее и профессиональное образование происходят параллельно и одновременно.

Оба подхода имеют свои достоинства и недостатки.

В первом случае глубокое знание обобщенного результата предшествующей деятельности человечества не всегда когерентно цели обучения - подготовке человека к будущей активной жизнедеятельности в обществе. Общее и профессиональное образование отрываются друг от друга. Утрачивается связь между ними: обучение теряет системный характер.

Во втором - профессиональное образование происходит не на основе общего, а параллельно ему: отсутствие основы препятствует целостному восприятию специальных знаний и умений, - их смысл обусловливается конкретными обстоятельствами места и времени. Обучаемый становится незаменимым специалистом на данном рабочем месте, не способным исполнять свои профессиональные функции в изменившихся условиях.

Выход сторонники концепции контекстного обучения видят в развитии межпредметных и междисциплинарных связей в профессинальном контексте.

Здесь тоже возможны и используются два пути.

Первый путь: программа любого учебного предмета ориентирует свое теоретическое содержание на практические запросы конкретной профессии на основе профессиограмм и квалификационных характеристик..

Второй: программы теоретических предметов формируются, исходя из практических потребностей производства на основе экспертных оценок практических работников.

В обоих случаях теоретический материал, представляющий обобщенный результат предшествующей деятельности не отдельного специалиста, и даже не коллектива, а всего человечества, достаточно однозначно подчиняется практическим запросам конкретной социальной общности, группы или отдельно взятого работодателя. Обучение принимает прагматическую направленность и возникает необходимость переучивания или доучивания каждый раз, когда происходят более или менее существенные изменения условий деятельности. Таким подходом к обучению обосновывается создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК, ФПК, ЦПиПК и т.д.).

Несомненно, оба отмеченных пути решения задачи укрепления связи теории с практикой актуальны. Однако их абсолютизация приводит к хроническому отставанию обучения от запросов практики. В современном мире требования к профессиональной подготовке быстро меняются. Это происходит в условиях неопределенностей и рисков, затрудняющих прогнозирование динамики содержания профессиограмм. Эксперты-практики тоже ориентируются на запросы профессиональной деятельности, проявляющиеся здесь и сейчас. В результате обобщенный результат предшествующей деятельности подчиняется имеющему тенденцию устаревать в ходе его исполнения образование социально-профессиональному заказу. Пока учили, все было хорошо; оказалось, выучили не тому. То, что сегодня воспринимается, - и действительно является, - не имеющим отношения к той или иной конкретной социальной деятельности, включая и профессиональную деятельность, завтра может стать ее необходимым компонентом. Кроме того, рост стрессов в современном обществе постоянно требует умения переключаться: отдых становится исключительно важным фактором трудового процесса. И в этом плане актуальна проблема - как сделать так, чтобы отдых, переключение с одного вида или типа деятельности на другой, не уводили человека в мир грез и иллюзий, а участвовали в формировании и развитии его активной жизненной позиции, не сводимой к активизации потребления материальных благ.

Все эти обстоятельства требуют расширения границ образования, тогда как углубление разделения общественного труда предполагает развитие специализации профессиональной подготовки.

Дело не только в том, чтобы создать систему дополнительного образования, включающую в себя не только разнообразные формы профессиональной подготовки и переподготовки. Сегодня система дополнительного образования в России включает и многочисленные учреждения общего образования - музыкальные и спортивные школы, центры творчества и пр.

Но необходимо формировать позитивную мотивацию для занятия дополнительным образованием.

Конечно, сама жизнь вынуждает все большую часть населения стремиться к получению дополнительного образования. Однако эта «вынужденная» мотивация ориентирует именно на учреждения дополнительного профессионального образования. Подчиняя все запросам практики эти учреждения часто минимизируют затраты труда и времени на изучение предметов и дисциплин, не имеющих непосредственного отношения к формированию профессиональных качеств или, в лучшем случае, проводят селекцию содержания этих учебных курсов под узко прагматическим углом зрения. Раз образовательный стандарт требует отвести столько-то часов на предметы социально-гуманитарных циклов, придется их выделить; но, поскольку толку от них все равно мало, не будем обременять себя заботами о качестве и направленности преподавания и даже о какой-либо системности преподавания.

Позитивная мотивация дополнительного образования как внутренняя потребность в получении дополнительных знаний, т. е. упорядоченной, систематизированной информации, не относящейся непосредственно к профессиональной деятельности субъекта, может сформироваться только в результате развития духовности личности.

Действительно, духовность - это тот феномен, который соединяет объективное и субъективное, личное и общественное.

«Духовность - выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других» .

Человек не может жить, не познавая мир. Результаты познания он применяет в практической деятельности. И познавательная, и предметная деятельности носят социальный характер. То есть духовность заложена в природе человека.

Вопрос только в том, что, когда потребность познания ограничена, например, рамками профессиональных интересов, то, вследствие ограниченности понимания других людей,

происходит деформация социальной потребности жить и действовать для других, соотнося свои замыслы и поступки с интересами других людей. Человек не понимает интересов других, приписывая им свое понимание жизни: дворнику кажется, что все люди руководствуются только одной целью - мусорить. Таким образом, он соотносит свои чувства, мысли и поступки не с интересами других людей, а с самим собой, своим ограниченным внутренним миром. Утрачивается источник развития - личность становится самодостаточной в данном состоянии. Тем самым утрачивается интерес к познанию. Так деформация социального компонента духовности приводит к стагнации и отмиранию ее идеального компонента: происходит деградация духовности, выражающаяся в прекращении развития личности. Но результатом оказывается не только деградация конкретной личности. Снижается эффективность ее взаимодействия с другими людьми, что не может не сказываться отрицательно на процессе и результатах профессиональной деятельности человека. Он деградирует как член социума.

Все это коренным образом противоречит цели образования. Более того, узко профессиональный подход к образованию противоречит цели и собственно профессионального образования. В то же время, подчеркнем еще раз то, что динамика современного общества обусловливает углубление специализации образования. Итак, возникают две взаимосвязанные задачи:

Развитие системы образования, включающей в себя общедоступные и разнообразные образовательные учреждения;

Формирование мотиваций/установок на непрерывное дополнительное образование, в принципе не сводимое только к повышению квалификации, совершенствованию и развитию профессиональных качеств в том их виде, в котором они осмыслены здесь и сейчас.

При этом создание и развитие системы дополнительного образования, не подкрепляемое формированием соответствующих устойчивых мотиваций/установок, не обеспечивает реализации целей обучения - образования.

Если концепция контекстного обучения в педагогической интерпретации сводится к подчинению теории запросам практики, т.е. обучению теории в профессиональном контексте, то в социологическом видении она предполагает обучение профессиям в широком социальном контексте, когда максимально широкий круг знаний, умений и навыков не непосредственно соотносится с запросами конкретной практики, а только с тенденциями развития профессиональных деятельностей, на основе интересов социально компетентной личности. Очевидно, что такой подход не только не исключает дополнительного профессионального образования, но предполагает его в качестве необходимого элемента общей системы образования.

Литература

1. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Минск: ИООО «Современное слово», 2005. - 720с.

2. Асп Э.К. Введение в социологию / Пер. с финского М.Аалто и П.Саари; Ред. русс. пер. А. Рябова; Под ред. А.О. Бороноева. - СПб.: Алетейя, 1998. - 250 с.

3. Чангли И. И. Труд: социологические аспекты теории и методологии исследования / И. И. Чангли. -М. : Центр социального прогнозирования, 2002. - 451с.

4. Социология образования: учебное пособие для вузов по спец. 020300 "Социология" / Д. Баллантайн, Е. Г. Луковицкая, В. В. Матвеев и др.; отв. ред. А. М. Осипов, В. В. Тумалев; Рос. социол. ассоц. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 319 с. - (Alma Mater).

5. Гидденс Э. Последствия современности. // Социология. Реферативный журнал. Серия Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. №2. - М., 1994.- с.4.

6. Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2003. -528с.

© Л. Д. Маршунова- спец. по профессиональной переподготовке кадров Альметьевского госуд. нефтяного института, [email protected].

Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Коммуникативная революция конца XX века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом - «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования.

Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования.

Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной.

Дополнительное образование - особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются: Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. - М. 2006. С. 159

  • · в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;
  • · в учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;
  • · посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направленно на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, представлены следующими типами: учреждения дополнительного образования детей, учреждения дополнительного образования взрослых, учреждения дополнительного образования смешанного типа.

Дополнительное образование детей - «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях».

При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально-экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом преимуществ по сравнению с основным. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //»Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. - Вып. 4 (28). С. 105-109

  • 1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей.
  • 2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.
  • 3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.
  • 4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 - 12 учащихся - это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.
  • 5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное содержание дополнительного образования детей - практико-ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания.
  • 6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества.
  • 7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
  • 8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями.
  • 9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
  • 10. Возможность развития дистанционной формы обучения.
  • 11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.

Анализ работ А.П. Асмолова, Н.Л. Буйловой, В.А. Березиной и других, а также вышеуказанные особенности системы дополнительного образования детей позволяют выявить ее основные функции: Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. - М.: АНО «Диалог культур», 2007. С. 122 образовательная (получение новых знаний); воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров); развивающая (развитие познавательной сферы); функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка); функция социализации (освоение социального опыта); функция самореализации (самоопределение и саморазвитие); креативная (раскрытие творческих способностей); компенсационная (углубление и дополнение основного образования); профориентационная (предпрофессиональное самоопределение); рекреационная (организация досуга); интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности).

В. А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности». Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. - М.: АНО «Диалог культур», 2007. С. 123

Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И.А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована». Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие. /.А.И. Щетинская - Оренбург: ОЦДЮТ, 2007. С. 211

В постановлении Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» определены следующие виды образовательных учреждений дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, спорта, культуры и т.д.; центры дополнительного образования детей, развития детей и юношества, оздоровительно-образовательные центры и т.д.; дома детского и юношеского творчества; станции юных натуралистов, детского и юношеского творчества; школы искусств, спортивные школы; студии. До 2006 года в этот перечень также входили: музеи литературы и искусства; клубы юных натуралистов, туристов и т.д.; детские оздоровительно-образовательные лагеря.

Анализ исследований Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, В. А. Березиной, О. Е. Лебедева и других ученых позволяет определить принципы построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //»Новые ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. - Вып. 4 (28). С. 105-109 принцип гуманизма - утверждение ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры; принцип детоцентризма - приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса; принцип демократизма - право каждого ребенка на выбор своей траектории развития; принцип культуросообразности - ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества; принцип природосообразности - учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности; принцип дифференциации и индивидуализации образования - выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами; принцип творчества - развитие творческих способностей детей; принцип системности - преемственность знаний; принцип сотрудничества - признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Дополнительное образование - это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности: в сфере познавательной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; в сфере гражданско-правовой деятельности; в сфере культурно-досуговой деятельности.

В условиях становления информационного общества доминируют следующие компетентности: Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: - М.: 2007. С. 150 компетентности познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, принятие нестандартных решений в проблемных ситуациях); компетентности практической деятельности (умение наблюдать, рефлексировать, навыки опытно-исследовательской деятельности, проектирование, моделирование); компетентности владения информационными технологиями (преобразование информации, информационная культура).

Таким образом, современное дополнительное образование - это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.

система дополнительный образование дети

Важнейшей составляющей образовательного пространства России является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве.

Развитие системы дополнительного образования в России началось с конца XIX века. Сначала стали возникать кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные лагеря. На государственном уровне развитие системы дополнительного образования начинается с ноября 1917 года.

Бурное развитие системы дополнительного образования позволило создать к 1940 году 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведение министерств культуры, путей сообщения, просвещения. После окончания Великой Отечественной войны Советское правительство также уделяло особое внимание развитию системы дополнительного образования. Постоянно увеличивалась численность Домов пионеров, станций юных техников, натуралистов и туристов, пионерских лагерей и детских спортивных школ.

Развитие системы дополнительного образования показало, что она является эффективным преемником внешкольной и внеклассной работы и воспитания. Система дополнительного образования является базисом, на котором основывается дополнительное образование детей.

Дополнительное образование является важным звеном в воспитании личности ребенка. Система дополнительного образования помогает учащимся в выборе будущей профессии, способствует их самореализации.

Система дополнительного образования не ограничена государственными образовательными стандартами. Сейчас развитие системы дополнительного образование вышло на новый уровень и переживает новый виток развития. Современная система дополнительного образования включает три составляющие:

Создание территориальной сети учреждений дополнительного образования;

Систему подготовки и переподготовки педагогических кадров;

Эффективная интеграция всех этих трех составляющих создаст условия для дальнейшего развития системы дополнительного образования.

Система дополнительного образования позволяет создать учащимся условия для эффективного обучения и отдыха. Основная цель системы дополнительного образования – создание технических и методических возможностей получения знаний, условий для творчества ребенка.

Учреждения дополнительного образования решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, решая задачи адаптации детей к жизни в обществе, способствуя формированию общей культуры, позволяя организовать содержательный досуг.

Основными среди них являются:

· художественно-эстетическое;

· научно-техническое;

· спортивно-техническое;

· эколого-биологическое;

· физкультурно-оздоровительное;

· туристско-краеведческое;

· военно-патриотическое;

· социально-педагогическое;

· культурологическое;

· экономико-правовое.

Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах.

Задачи в системе дополнительного образования детей, решение которых требует особого внимания:

Обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, адаптивного спорта, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;

Развитие системы поддержки одаренных детей;

Повышение социального статуса и профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

Повышение эффективности управления системой дополнительного образования региона;

Создание современной инфраструктуры системы дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений.

Об актуальности дополнительного образования и необходимости тесного взаимодействия основного и дополнительного образования сегодня говорится достаточно много. Приведу еще несколько примеров.

В одной из работ, оценивающих современную систему образования, приводится отрывок из сочинения десятиклассницы. В нем девушка, уже почти получившая общее среднее образование, поднимает проблему практической результативности этого образования. Да, пишет она, я училась рисованию, но не умею рисовать; я училась пению, но не умею петь; меня учили шить, но сшить что-нибудь самостоятельно я не могу; я изучала английский язык, но не могу на нем общаться. И так же многие из ее одноклассниц. Причем, все они имеют только положительные оценки. Понятно, что нельзя по одному случаю судить о системе образования в целом. Но задуматься это заставляет. Многие из студентов, которым на занятиях приводился этот пример, с ним соглашались и подтверждали подобную результативность основного образования, по крайней мере, в практико-деятельностной сфере.

В настоящее время наблюдается тенденция к дальнейшему развитию системы дополнительного образования. Дополнительное образование отличает от основного образования по ряду признакам:

Профильность;

Личностная ориентация;

Строгая практическая направленность;

Многоуровневость.

Дополнительное образование, ориентированное на практическое освоение разных образовательных областей, способно компенсировать приведенный выше недостаток основного образования. Кроме того, практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается и в том, что ребенок пытается самостоятельно решать жизненно важные для себя проблемы, что, безусловно, оказывает влияние на его развитие.

Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.






Значение дополнительного образования в образовательных учреждениях.

Педагог дополнительного образования Хубулова М.В.

МКОУ ДОД СЮН с. Эльхотово Кировского района РСО-Алания

12.11.2013

"Ни один воспитатель, какой бы неусыпной ни была его деятельность, не может руководить всей душевной деятельностью даже немногих воспитанников, поэтому он должен окружить их такой атмосферой, в которой они легко могли сами найти себе деятельность."

(К.Д.Ушинский)

Основное значение дополнительного образования - развитие мотиваций личности, реализация дополнительных программ в интересах личности.

Дополнительное образование создает условия для личностного роста учащегося, помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности.

Именно в системе дополнительного образования легко создать условия для достижения основной цели воспитательной работы школы «раскрытие, развитие и реализация способностей учащихся».

Заполняя свободное временное пространство Вашего ребёнка, мы тем самым хотим оградить его от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания, преступных группировок, наркомании и т.д. Мы хотим увлечь его делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем.

Особенностью процесса дополнительного образования учащихся является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.

Программы дополнительного образования в школе направлены на творческое развитие личности. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).

Цели , стоящие перед дополнительным образованием:

создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения стандарта общего образования; выравнивать стартовые возможности личности;

предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности, опираясь на его склонности, интересы, личностные особенности;

компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов; содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации; обеспечивать ребенку «ситуацию успеха».

1. Основные ценности и функции дополнительного образования детей.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.

При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

2. Внеурочная работа и дополнительное образование детей.

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессемногоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Такая трактовка внеурочной работы условна, но ее выделение из системы дополнительного образования детей представляется целесообразным, т. к. позволяет лучше понять ее границы и специфику.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Очень важно создавать режим благоприятствования для воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, создавать условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления и др.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний.

3. Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения.

Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:

Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

Определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

Формирование условий для создания единого образовательного пространства;

Расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

Создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

Обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Дополнительное образование детей в школе - совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная деятельность. Долгое время рядом с системой общего образования существовал набор разрозненных воспитательных мероприятий, кружки, секции, факультативы, работа которых, как правило, никак не связывалась друг с другом. Теперь появилась возможность выстроить целостное образовательное пространство.

Собственно опора на содержание основного образования и является главной специфической чертой развития дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях любого вида. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Другая важная особенность дополнительного образования детей - его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит, и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.

Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного «поля» школы, т. к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

С этим положением тесно связана еще одна отличительная черта системы дополнительного образования детей - компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Ее важность объясняется необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у школьников в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ОТРАДНЕНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

РЕФЕРАТ

Тема: «Система дополнительного образования детей как наиболее благоприятная среда для раскрытия личностного потенциала ребенка»

Реферат подготовила:

Ищенко Екатерина Евгеньевна, воспитатель

Станица Попутная

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………...3

1. Особенности дополнительного образования детей в условиях

развития современной системы образования……………………….5

2. Дополнительное образование как средство гармоничного

включения человека в социальную деятельность……...................9

2.1. Система дополнительного образования детей как наиболее

благоприятная среда для раскрытия личностного потенциала

ребенка………………………………………………………………..9

2.2. Система дополнительного образования детей – это вариативная,

опирающаяся на собственные рефлексивные возможности ребенка,

социально – культурная среда……………………………………….12

2.3. Реализация дополнительного образования детей в условиях

социально-реабилитационного центра…………………………….18

Заключение…………………………………………………………...21

Список литературы……………………………………………….....22

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас в эпоху быстрой смены технологий, в вопросе о формировании гармонично развитой личности, должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, Как раз здесь, в вопросе формирования творческих компетентностей, готовности к переобучению, надо обратить внимание на систему дополнительного образования. Ее, на первый взгляд, второстепенная роль не раз показала свою значимость.

Двадцатый век – век появления и развития особого института – дополнительного образования. Современное дополнительное образование призвано комплексно решать задачи обучения и воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации молодежи. Система дополнительного образования обладает колоссальным опытом по созданию условий для личностного, творческого развития, самореализации обучающихся, разностороннего воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный феномен системы образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов, основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Способность творчески подходить к новому делу закладывает именно дополнительное образование. Занимаясь в творческих объединениях дети в процессе работы могут относительно свободно общаться как со сверстниками, так и с педагогом, а это, как правило, повышает интерес к самостоятельной деятельности и раскрепощает мозговую активность, позволяя искать новые нестандартные пути решения вопроса. Да и если данный вид деятельности окажется неинтересен ребенку, он может попробовать другой, ничего при этом не теряя.

Отсюда можно сделать вывод, что дополнительное образование раскрывает человеческую культуру во всем многообразии, формирует свое особое мироощущение, закладывает основы нравственности и духовности, способствует формированию творческой личности, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.

1. ОСОБЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях образование становится важнейшим фактором общественного развития. Становление информационного общества неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования.

Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования. Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ.

Дополнительное образование целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Под «дополнительным» понимается мотивированное образование, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

К дополнительным образовательным программам относятся те программы различной направленности, которые реализуются:

В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, находящихся за пределами основных образовательных программ;

В учреждениях дополнительного образования, имеющих соответствующие лицензии;

Посредством индивидуальной педагогической деятельности.

В зависимости от цели дополнительное образование может быть общеобразовательным и профессиональным. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. Профессиональное дополнительное образование в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами направлено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, которые уже имеют профессиональное образование, и способствует развитию их деловых и творческих способностей.

Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение- удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско - краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Произошли важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал. /3, с. 43-45/

В качестве компонентов системы дополнительного образования можно выделить:

Цели дополнительного образования;

Субъекты процесса дополнительного образования;

Содержание дополнительного образования;

Система учреждений дополнительного образования;

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

Создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;

Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

Личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

Личностно – ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;

Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

Признание ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

Применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка. /3, с. 46-47/

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАК НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА

На фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Ощущается острая необходимость снижения напряженности, среди детей и подростков. Для этого необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Оно органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами , как следствие, сокращает пространство , решая проблему занятости детей.

Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы.

Дополнительное образование детей – один из социальных институтов, который создан и работает для детей, их обучения, воспитания, развития, социального становления. Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социального развития города, региона, страны. Необходимость социальной работы в дополнительном образовании в настоящее время обуславливается тем, что дополнительное образование сегодня – это универсально необходимый компонент общественной жизни, жизни детей.

Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи и государства, создавать устойчивую социальную и культурную среду развития, формировать осознанную гражданскую и личностную позицию ребенка. Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению социально значимого результата, развивает социальную инициативу ребенка.

В дополнительном образовании детей есть условия для творческого развития личности и для этого сохраняется приоритет бесплатности дополнительного образования детей, равного доступа детей к дополнительному образованию; развивается сеть учреждений дополнительного образования детей и их услуг в общеобразовательных учреждениях. В системе дополнительного образования детей есть единое информационное поле, ежегодно проводится мониторинг состояния системы дополнительного образования, расширяется взаимодействие основного и дополнительного образования в рамках реализации профильного обучения, также происходит предоставление сельским детям равных возможностей в получении дополнительного образования, создание на базе сельских школ детских творческих объединений различной направленности, внедрение новейших информационных технологий для дистанционного обучения и реализации коллективных телекоммуникационных проектов. Происходит расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей «группы риска» через развитие клубных объединений по месту жительства, программы каникулярного отдыха и занятости в системе дополнительного образования детей.

Глубокие социальные перемены, происходящие в обществе, резко обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система реабилитационной, социально-правовой поддержки детей. В этих условиях одним из приоритетных направлений социальной политики государства является защита прав детства. Обновляется содержание образования в дополнительном образовании детей, внедряются новые формы и методы воспитания, осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в развитии.

В учреждениях дополнительного образования ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе, овладевает деятельностью, общением, усваивает нормы поведения и социальный опыт, накопленный предшествующими поколениями, активно воспроизводит систему социальных связей. Учащимся предлагаются специализированные, интегрированные и комплексные программы обучения, которые способствуют приобретению качеств, необходимых для жизни в обществе.

2.2. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ - ЭТО ВАРИАТИВНАЯ, ОПИРАЮЩАЯСЯ НА СОБСТВЕННЫЕ РЕФЛЕКСИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА.

Каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. А для этого необходимо создавать для каждого ребенка «ситуацию успеха» (Л.С. Выготский). Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность. С одной стороны, данное утверждение несколько категорично - воспитание словом, поступком, примером и т.д. С другой - заслуживает самого пристального внимания, так как эффективность воспитания через созидательную деятельность, сотворчество взрослого и ребенка трудно переоценить. Большинство детей действительно испытывают огромную потребность в активной творческой деятельности, хотят участвовать в объединениях по интересам, клубах и кружках, овладевать основами будущей профессии, стремятся к самостоятельности, развитию своих способностей, самоопределению. В процессе общения с окружающими людьми ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него определенного выбора, принятия конкретного решения, переоценки ценностей, что активно влияет на его воспитание, становление, самоопределение. И во многом именно от нас, взрослых, зависит - сможем мы помочь ему в этом на каждом из возрастных этапов жизни или нет. Совершенно очевидно, что эта задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении наряду с семьей, окружением, средствами массовой информации, играет дополнительное образование детей - целенаправленный непрерывный процесс воспитания, обучения, развития. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе воспитания и обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки. В результате индивидуального жизненного пути у ребенка формируется на основе задатков индивидуально своеобразный склад способностей, требующий и индивидуализированного подхода к каждой конкретной личности. Именно этот принцип является основополагающим в системе дополнительного образования детей. Традиционно понятие «дополнительное» идет по семантике слова. Так, в Словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь, «дополнить» - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. К сожалению, в российском образовании долгие годы понятие «дополнительное» было связано исключительно с дополнительными учебными занятиями в школе как одним из средств помощи отстающим и неуспевающим учащимся. Наряду с дополнительными учебными занятиями с отстающими с 1918 г. существовала внешкольная работа – образовательно-воспитательная деятельность с детьми, которая проводилась внешкольными детскими и культурно-просветительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями. В 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» эта форма образования была включена в более широкую область – дополнительное образование детей как вариативная часть общего образования, целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «по душе». Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в общении (низкий уровень коммуникативности), отсутствие усидчивости, сложности в учебе. В данной ситуации есть два пути решения проблемы: либо махнуть на такого учащегося рукой, навесив на него соответствующий ярлык: («трудный ребенок», «неуспевающий» и т.п.), либо постараться увлечь его интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к знаниям, активной творческой деятельности. Не стоит думать, что попытки вовлечь ребенка в общественно-полезную деятельность, разумно организовать его свободное время, найти дело по душе всегда дают столь положительный эффект. Конечно, нет. Но стремиться к тому, чтобы владеть объективной информацией о ребенке с помощью анкетирования, метода включенного наблюдения, тестирования, диагностики, которые проводят педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители с целью оказать ему своевременную помощь и поддержку, бесспорно, необходимо. В последние годы в ряде школ на каждого ребенка стали заводить «Карту личного роста учащегося», куда на протяжении всех лет обучения заносится информация не столько об успеваемости, сколько об общественно-полезной деятельности ребенка, его творческих успехах в дополнительном образовании, отличительных чертах, становлении характера и т.д. Думается, эта форма работы позволит педагогам совместно с родителями своевременно вносить коррективы в воспитание ребенка, его гражданское становление. Бесспорно, имеет значение и то, какие знания и оценки получат школьники, но гораздо большее - то, каким человеком станет каждый из выпускников школы, какие ценности он привнесет в свое окружение, общество в целом, насколько он готов к вступлению во взрослую жизнь. Очень важно относиться к ребенку как субъекту жизнедеятельности и собственного развития.

Система дополнительного образования детей - это не предлагаемая ребенку готовая социально культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности, социально-культурная среда. Дополнительное образование детей на современном этапе осуществляется как в учреждениях, специально для этого созданных, так и в образовательных учреждениях других типов (детских садах, школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования). Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствующий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества, умение выразить себя.

Организация научно-технического творчества приобщает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и космонавтами, моряками и автомобилистами, изобретателями и радистами и т.п. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Изучая мир флоры и фауны, исследуя окружающую среду, ребенок учится искусству ощущать себя частью природы, нести ответственность за все, что происходит вокруг. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни. А эта задача является приоритетной как для школы, так и для семьи.

Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. Свыше миллиона детей и подростков участвуют в реализации целевой программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество - все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.

В последние годы заметно возросло число «школ выживания», где ребята приобретают необходимые знания и практические навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки.

Все вышесказанное позволяет констатировать, чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложения творческой активности; чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу; чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в развитии творческих способностей и самоопределении; чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определивших на данном этапе выбор, как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.

Суть педагогической поддержки в данном случае состоит в создании воспитывающей среды, в которой происходит развитие творческой личности ребенка, в обеспечении личностно - деятельностной и практико-ориентированной направленности дополнительного образования детей, являющегося своего рода механизмом выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Эффективность педагогической поддержки учащихся в большей степени зависит от того, насколько программы дополнительного образования детей, реализуемые педагогом, адекватны запросам, целям и ценностям учащихся с учетом их потенциальных возможностей; насколько они помогают ребенку определять собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют самообразование, саморазвитие, самовоспитание в соответствии с имеющимися у ребенка личностными ресурсами.

Используя результаты диагностики, педагог призван помочь определить темп продвижения в усвоении знаний, индивидуальный и, что немаловажно, оптимальный для каждого ребенка. Таким образом, педагог способствует тому, что каждый ребенок учится определять и сопоставлять личные интересы, склонности со своими творческими способностями и возможностями, а также с социальными запросами.

Единство деятельности, познания и общения - необходимое условие для воспитания ребенка. «Работа воспитателя достигает своей цели только тогда, - подчеркивал В.В. Давыдов, - когда он со знанием дела направляет собственную деятельность ребенка как активного участника и субъекта воспитательного процесса».

2.3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Устойчивость, самоосуществимость, состоятельность выросшего ребенка напрямую зависит от заданной индивидуальной траектории, определяющей уровень его развития. Успешно выбранная образовательная траектория, обеспечивающая преемственность и непрерывность различных этапов реабилитации и образования, будет основой полноценности развития ребенка.

Подготовка воспитанников социально-реабилитационного центра к самостоятельной жизни, вооружение их необходимыми умениями и навыками представляют сложную задачу, прежде всего потому, что эти дети помещены в искусственную социальную среду, ограниченную стенами специального учреждения. Находясь на полном государственном обеспечении, не видя нормальных семейных взаимоотношений, эти дети лишены очень важного социального опыта, приобретать который им приходится самостоятельно и нередко с большими трудностями только после выпуска из учреждения.

Перед педагогами социально-реабилитационных центров стоит очень важная задача преодоления этой ситуации, исключая особенных детей из «группы риска». Они создают условия для успешной социализации своих воспитанников и реализации комплексной программы воспитания и дополнительного образования детей в рамках специальных образовательных учреждений.

В учреждении дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявлении и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительное образование в нашем социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних - целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних посредством реализации педагогами центра дополнительных общеразвивающих образовательных программ различной направленности за пределами основных программ социальной реабилитации.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ, продолжительность занятий и их количество определяется образовательной программой педагога, утвержденной директором организации, а также требованиями СанПиН.

Программы реализуются в течение всего учебного года, включая каникулярный период.

Педагоги реализуют программы в соответствии с индивидуальными учебными планами, в объединениях по интересам, сформированных в группы воспитанников одного возраста или разных возрастных категорий.

Занятия в объединениях проводятся по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: художественной, социально - педагогической, физкультурно - спортивной, краеведческой и т.д.

Примером такого опыта могут служить дополнительные общеразвивающие образовательные программы по социальной реабилитации несовершеннолетних «Рукодельница», «Юный художник», «В мире моих увлечений», «Семейная гармония» и др.

Дополнительное образование предоставляет ребенку максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний, получения непрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для многих детей из группы необучаемых, неспособных преодолеть общего среднего образования, система дополнительного образования - это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки, допрофессиональную подготовку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно утверждать, что система дополнительного образования детей сегодня - это достояние России и «золотой фонд», без наличия которого детство останется обездоленным и беззащитным.

Лишенный возможности саморазвития ребенок может попасть в зону риска, когда наиболее вероятной для него окажется дорога, в мир зла, так как возникает «социальный вакуум», который будет быстро заполнен криминальными структурами.

Главной целью дополнительного образования детей можно назвать создание условий для полноценного развития личности, как можно более полной реализации всех ее способностей, а также для реабилитации, социальной адаптации и интеграции в жизни.

Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей является приоритетным и проявляется, как минимум, в двух аспектах:

Во-первых, это принятие каждого конкретного ребенка как индивидуальности. В данном понимании образование ставит цели выявления и развития всех задатков ребенка, его самореализации и самоактуализации. Для реализации целей выдвигается задача создания условий для самовыражения и саморазвития ребенка, а принцип создания ситуации успеха любому воспитаннику является основополагающим

Во-вторых, личностно-ориентированное образование рассматривает особенного ребенка как субъекта совместной деятельности детей и педагога, уникальную личность, индивидуальность, человека, который должен уметь принимать решения самостоятельно, уметь жить в обществе, строить отношения, адаптируясь, но, не теряя собственной индивидуальности, оставаясь личностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития. // Внешкольник. – 1997. – № 9. – С. 9-11.

2. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей. // Директор школы. – 1995. – № 2. – С. 56-59.

3.Дополнительное образование детей: Учебник. – С.Пб., 2017. - С. 40-47

4. Золотарева А.В. Некоторые подходы к социальному воспитанию детей в учреждении дополнительного образования детей. // Педагогический калейдоскоп. – 1998. – № 3. – С. 20-22.

5. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. – М.: «Академия развития», 2004. – 304 с.

6. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2007. – 256 с.

7. Майорова Н.Г. Воспитание творческой личности. // Дополнительное образование и воспитание. – 2009. – № 2. – С. 22.

8. Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования. // Дополнительное образование детей. – 2001. – № 24. – С. 37-39.

9.Реализация индивидуального подхода в работе с обучающимися в условиях дополнительного образования детей. Личностно-ориентированное обучение: АНО ДПО «Институт управления и права». – С.Пб., 2017. – 11 с.