» » Презентация на тему "педагогическое проектирование". Презентация "педагогическое проектирование" Презентация на тему теоретические основы педагогического проектирования

Презентация на тему "педагогическое проектирование". Презентация "педагогическое проектирование" Презентация на тему теоретические основы педагогического проектирования











Этапы проектирования: Этапы проектирования: 3. Ядро проекта (модель, понятийный аппарат, ресурсы: аналитические, интеллектуальные, информационно-коммуникативные, рекламные, кадровые, научно-методические, материально- технические, финансово-экономические и др.); 4. Сопутствующие средства (участники; помощники, сроки, этапность, управление, критерии оценки);


Ожидаемые результаты: способы представления результатов (конкретный продукт, приобретенные качества, выставка, видеофильм и т.п.), р 5. Процесс реализации: выбор методов (теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, «мозговой штурм», «синектика», педагогический эксперимент и др.), средств, содержаний, план реализации проекта); 6. Ожидаемые результаты: способы представления результатов (конкретный продукт, приобретенные качества, выставка, видеофильм и т.п.), рефлексия, критерии оценки проекта; Этапы проектирования:




1. Исследовательская работа предусматривает гипотезу и ее доказательство в работе. Проектная работа может только выдвинуть гипотезу, но доказательство будет уже в иной отчетной работе. 2. Экспериментальная или пилотная работа предусматривает описание эксперимента и научный отчет по его осуществлению: 3. Реферат – это выражение собственной оценки, позиции по отношению к какому-либо исследованному источнику (работе) Отличие проекта от исследовательской, пилотной, экспериментальной, реферативной и др. форм педагогических работ:


Приоритетное направление - педагогика фасилитации (сотрудничества, эффективности человека при взаимодействии): Приоритетное направление - педагогика фасилитации (сотрудничества, эффективности человека при взаимодействии): 1. ·Основной акцент делается на организацию активных видов деятельности; 2. Преподаватель не просто передает учебную информацию, а выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить минимально необходимый комплект средств обучения; 3. Приоритетное внимание уделяется организации самостоятельности обучающихся; 4. Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности 5. Ассертивное поведение - принятие на себя ответственности за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим


Структура проекта Вводная часть или пояснительная записка 1. Вводная часть или пояснительная записка (актуальность, краткое описание проблемы, необходимость вводимого новшества, анализ существующих в наличие средств и ресурсов для осуществления проекта, история вопроса, нормативно-правовая база, и др.); Основная часть: основные понятия, 2. Основная часть: основные понятия, цели, задачи, направления деятельности, описание инновационной модели (через функции, содержание и др. составляющие), механизмы осуществления проекта, ресурсное обеспечение создания и реализации проекта, план реализации, сроки и этапность; Итоговая часть: 3. Итоговая часть: предполагаемые результаты, формы и методы отслеживания результатов, используемая литература, прилагаемые документы и положения для иллюстрации каких-либо проектных материалов, (отзывы)


Примерные темы проектов: 1. Охрана и укрепление здоровья обучающихся и педагогов в …. 2. Психолого-педагогическое диагностирование личностных качеств обучающихся (класса, группы и т.п.).. 3. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося Компьютеризация педагогического мониторинга Развитие самостоятельности обучающихся через Развитие универсальных способностей обучающихся в рамках....


Примерные темы проектов: 7. Формирование комфортной образовательной (воспитательной) среды в классе, детском объединении (на уроке, занятии) Развитие творческих способностей обучающихся в процессе преподавания предмета, курса Дистанционное обучение Интегративные уроки (занятия): механизмы, особенности, проблемы Работа с одаренными детьми на уроке (в рамках предмета, курса)... поддержка детей с особыми образовательными потребностями


Примерные темы проектов: 12. Внедрение технологии (развивающего обучения, компетентностного образования, проектных и исследовательских умений, здоровьесберегающей образовательной среды, «кластери», метода кейсов, профильного обучения, поликультурного образования и др.) в образовательный процесс ….предмета.... возраста обучающихся для … 13. Создание системы: - предшкольного (дошкольного) образования; - гражданско-патриотического воспитания; - экологического образования и др. 14. Использование накопительной системы оценки (достижений) обучающихся (портфолио)


Слайд 2

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Слайд 3

В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики. Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты

Слайд 4

Объекты педагогического проектирования: педагогические системы педагогический процесс педагогические ситуации Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования.

Слайд 5

Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

Слайд 6

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него - в рамках определенной подсистемы. Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Слайд 8

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Слайд 9

3 этапа проектирования

моделирование проектирование конструирование

Слайд 10

Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Слайд 11

Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Слайд 12

Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений

Слайд 13

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Педагогическое проектирование
1.Функции, виды, уровни, принципы, объекты
педагогического проектирования. Этапы проектирования.
2. Компетентностный подход в проектировании
образовательных программ
Проектирование результатов освоения ОП.
Универсальные и профессиональные компетенции.
Требования EUR AGE к профессиональным и личностным
компетенциям выпускников инженерных вузов.
Междисциплинарно – интегрированные требования к
результатам освоения ОП.
3. Проектирование программ учебных дисциплин

1. И.А. Колесникова, М.П. ГорчаковаСибирская Педагогическое
проектирование: учеб. Пособие для
высш.учеб. заведений
2. Б.С. Гершунский. Образовательно –
педагогическая прогностика. Теория,
методология, практика: учебное
пособие.
3. Гура В.В., Василовский В.В., Роль
педагогического проектирования при
создании вузовской системы открытого
образования

Центральные идеи проектирования:

Идея опережения, перспективы,
Идея разности потенциалов между
актуальным состоянием предмета
проектирования и перспективным,
Идея пошаговости, поэтапного достижения
планируемых результатов,
Идея совместимости, кооперации,
объединения ресурсов и усилий в ходе
проектирования,
Идея «разветвляющейся активности»
участников по мере следования плану
выполнения совместных действий.

Автодидактизм проектной деятельности проявляется в способности обеспечить:

1.
2.
3.
4.
Усвоение новых знаний,
формирование новых
представлений;
Освоение новых видов активности;
Развитие проектировочных
способностей и личностных
структур человека;
Стимул к совершенствованию.

Виды проектов
1.
Природные
2.
Технические (инженерные)
3.
Социальные

Преподаватель – участник проектной деятельности

Организатор
учебного проекта
Исполнитель образовательного
проекта
Эксперт образовательного проекта
Оцените специфику собственного
опыта проектной деятельности
?

Педагогическое проектирование.

Педагогическое проектирование
предопределяет создание новых и
преобразование имеющихся условий
обучения и воспитания.
Проектная деятельность – конструктивна,
ориентирована на создание социально
значимого продукта.

Педагогическое проектирование. Функции

Исследовательская
Аналитическая
Прогностическая
Преобразующая
Нормирующая

Педагогическое проектирование. Виды
Социально - педагогическое
проектирование
Психолого – педагогическое
проектирование
Образовательное проектирование

Уровни педагогического
проектирования
1.
2.
3.
4.
Концептуальный
Содержательный
Технологический
Процессуальный

Принципы проектной деятельности
Принцип прогностичности
Принцип пошаговости
Принцип нормирования
Принцип обратной связи
Принцип продуктивности
Принцип культурной аналогии
Принцип саморазвития

Объекты педагогического проектирования
Образовательные системы и их
компоненты
Педагогические процессы
Содержание образования
Информационно образовательная среда
Все виды педагогической деятельности
Педагогические ситуации

Объект - Образовательные системы

Образовательные программы
Образовательные стандарты
Образовательные учреждения
Органы управления образованием
Методические центры

Объект - Педагогические процессы
Предметы проектной деятельности
Цели обучения
Содержание обучения
Технологии обучения

Объект – содержание образования
Предметы проектной деятельности
Концепция
Учебные планы
Программы учебных курсов
Дидактические материалы

Организация проектной
деятельности
1. Требование контекстности.
2. Учёт многообразия потребностей
заинтересованных сторон.
3. Требование активности
участников проектирования.
4. Требование реалистичности.
5. Требование управляемости.

1.
2.
3.
4.
Этапы проектирования
Предпроектный этап (стартовый)
Основной проектировочный этап
Рефлексивный этап
Послепроектный этап

1. Предпроектный (стартовый) этап
включает процедуры
Исследование, диагностика
ситуации,
Проблематизация,
Целеполагание,
Концептуализация проекта,
Формирование проекта,
Презентация и оценка
предпосылок успешности проекта.

Основной проектировочный этап
1. Уточнение цели
2. Пошаговое выполнение
проектных действий
3. Коррекция результатов
проектирования
4. Презентация результатов
проектирования
5. Внешняя экспертиза

Рефлексивный этап предполагает
оценку
соответствия проекта
первоначальному замыслу,
перспективы использования и
развития проекта.

1.
2.
3.
Послепроектный этап
Апробация
Распространение результатов
Выбор вариантов развития
проекта

Принципы Болонской декларации

1. Введение двухступенчатого
высшего образования (бакалавр,
магистр).
2. Использование Европейской
системы перевода кредитных
единиц.
3. Сопоставимое качество
образования.

Проект «Настройка образовательных
структур» (TUNING), в котором участвовали
университеты всех стран Евросоюза,
ориентирован
на достижение общеевропейского
консенсуса в определении степеней с
точки зрения того, что выпускник
должен уметь делать по завершении
обучения,
на определение общих и специальных
компетенций выпускников первого и
второго уровней обучения (бакалавров
и магистров).

Cлайд 1

Педагогическое проектирование Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Гашунской СОШ №4 Нечаева Л.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение Гашунская средняя общеобразовательная школа №4 п.Байков 2010г.

Cлайд 2

Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении Тема проекта

Cлайд 3

Проблема-это всегда препятствие Преодоление препятствий-движение, неизменный спутник развития; Решая проблемы, человек преодолевает трудности. Проблемные уроки актуальны. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Актуальный –это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. А ещё – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Если урок актуален, то он обязательно закладывает основания для будущего.

Cлайд 4

Анализ и литература Исследования в области проблемного обучения начались в 60-е годы прошлого века и ведутся сейчас. Наиболее активными исследователями в области проблемного обучения являются: С.Л. Рубинштейн Д.Н. Богоявленский Н.А. Менчинская, А.М. Матюшкин, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин. Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов И.Я. Лернер.

Cлайд 5

традиционное проблемное Педагогические противоречия обучение 1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу. 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения задач теоретических и практических 2 . В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности, вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня... 3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных учащихся. 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы средних или слабых учащихся 4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. 5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике. 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности

Cлайд 6

Без проблемной составляющей урока личностно-ориентированного образования не бывает. «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение поэтому неизбежно строится проблемно» И.Я. Лернер

Cлайд 7

Формирование познавательного интереса у учащихся в ходе проблемного обучения Проблема

Cлайд 8

Проблемные преграды, которые нужно преодолеть: отсутствие критичности; самоуверенность; раздражительность; несовместимость с соседом по парте; застенчивость; слабое здоровье; неуверенность; грубость; лень.

Cлайд 9

Цель: формирование активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать учебные и жизненные проблемы.

Cлайд 10

Задачи Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. Выявить противоречия между традиционным и проблемным обучением. Рассмотреть различные подходы в современной педагогике к проблемному обучению. Раскрыть сущность проблемного обучения. Обозначить условия успешности проблемного обучения Определить методы и формы проведения проблемных уроков. Разработать уроки с элементами проблемного обучения и составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников. Организовать исследовательскую работу.

Cлайд 11

Условия успешности создание условий для успешной учебной деятельности(переживания успеха и уверенности в своих возможностях); создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучающихся; обеспечение обучаемых совокупностью знаний; формирование умений решения проблемных задач;

Cлайд 12

Формы и методы работы Групповая(группы постоянного и переменного состава); микрогрупповая; работа в парах; индивидуальная; коллективная. *проблемное изложение знаний; *изложение знаний с проблемным началом; *частично-поисковый; *исследовательский

Cлайд 13

Основные виды проблемного урока Урок –дискуссия Урок-проблемная лекция Урок-семинар Урок-исследование Версионный урок Эвристическая беседа

Cлайд 14

Методы обучения на проблемном уроке «коммуникативная атака»; опорные схемы; мозговой штурм; мозговая атака; «атака веером»; «ажурная пила» и другие.

Cлайд 15

Формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать; Учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника; Обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций; Продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность; Анализировать факты и информацию; Творчески подходить к учебному материалу.

Cлайд 16

Ожидаемые результаты Учащиеся приобретут способность: * самостоятельно организовывать свою учебную деятельность(самостоятельно добывать и применять знания); Оценивать результаты своей деятельности; Определять причины возникших трудностей и пути их устранения; Осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. У учащихся формируется: *Общая культура и эрудиция; *Готовность жить и действовать в изменяющихся жизненных ситуациях; *Деловитость, ответственность.

Cлайд 17

Проблемное обучение-обучение, обеспечивающее полноценное и качественное усвоение знаний Современные исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.

Cлайд 18

Участники проекта учитель ученик Динамика уровня развития: не умел-научился; не знал – узнал; не имел- приобрёл; дал слово- сделал. Включение в новую деятельность; Самосовершенствование; Удовлетворённость в создании воспитывающей и развивающей среды *Учитель не воспитывает, не даёт готовые знания, но актуализирует; *извлекает из сознания ученика знания; *поощряет исследовательскую активность; *создаёт условия для совершенствования ученика

Cлайд 19

Сроки и этапы реализации 1.Исходный этап- ноябрь 2008г разработка проектного задания: (определение проблемы, формулирование гипотезы о результатах и путях достижения, определение цели проекта и поэтапных задач)- 2.Этап разработки плана работы декабрь 2008г определение сроков выполнения проекта, выбор средств и методов выполнения, выбор формы работы) 3.Реализация проекта Январь 2009-декабрь 2010г сбор, анализ и обобщение информации из разных источников, проведение исследований, подготовка графического материала, видеоматериала, оформление материалов для презентаций, контроль и коррекция промежуточных результатов. Завершение проекта Январь 2011г (презентация, экспертиза проекта, рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы)

Cлайд 20

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели создать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н.Толстой

1 слайд

Проектная работа педагога или педагогический проект (далее ПП) Автор-составитель Ермолаева Т.И.

2 слайд

Педагогическое проектирование - это высший уровень профессиональной деятельности в педагогике, проявляющийся в творчестве учителя (педагога)

3 слайд

4 слайд

Проект - это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа, план, замысел (Толковый словарь обществоведческих терминов)

5 слайд

Проект - это деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию) какой-либо системы, объекта или модели

6 слайд

Какие направления деятельности (образовательные технологии) на уровне развития образования региона, государства Вы могли бы выделить? (5 наиболее важных составляющих обозначьте для себя, представьте)

7 слайд

Этапы проектирования: 1. Анализ объекта и его ресурсов, выделение проблемы (чем мы недовольны, что нам мешает, что хотелось бы улучшить); 2. Замысел проекта (область, предмет преобразования, тема, цель, задачи, смысл проекта);

9 слайд

5. Процесс реализации: выбор методов (теоретический анализ источников, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, «мозговой штурм», «синектика», педагогический эксперимент и др.), средств, содержаний, план реализации проекта); 6. Ожидаемые результаты: способы представления результатов (конкретный продукт, приобретенные качества, выставка, видеофильм и т.п.), рефлексия, критерии оценки проекта; Этапы проектирования:

10 слайд

7. Сроки промежуточного анализа и корректировки проекта на всех этапах создания проекта; 8. Предполагаемые перспективы развития и распространения Этапы проектирования:

11 слайд

1. Исследовательская работа предусматривает гипотезу и ее доказательство в работе. Проектная работа может только выдвинуть гипотезу, но доказательство будет уже в иной отчетной работе. 2. Экспериментальная или пилотная работа предусматривает описание эксперимента и научный отчет по его осуществлению: 3. Реферат – это выражение собственной оценки, позиции по отношению к какому-либо исследованному источнику (работе) Отличие проекта от исследовательской, пилотной, экспериментальной, реферативной и др. форм педагогических работ:

12 слайд

Приоритетное направление - педагогика фасилитации (сотрудничества, эффективности человека при взаимодействии): 1. ·Основной акцент делается на организацию активных видов деятельности; 2. Преподаватель не просто передает учебную информацию, а выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить минимально необходимый комплект средств обучения; 3. Приоритетное внимание уделяется организации самостоятельности обучающихся; 4. Обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности 5. Ассертивное поведение - принятие на себя ответственности за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим

13 слайд

Структура проекта 1. Вводная часть или пояснительная записка (актуальность, краткое описание проблемы, необходимость вводимого новшества, анализ существующих в наличие средств и ресурсов для осуществления проекта, история вопроса, нормативно-правовая база, и др.); 2. Основная часть: основные понятия, цели, задачи, направления деятельности, описание инновационной модели (через функции, содержание и др. составляющие), механизмы осуществления проекта, ресурсное обеспечение создания и реализации проекта, план реализации, сроки и этапность; 3. Итоговая часть: предполагаемые результаты, формы и методы отслеживания результатов, используемая литература, прилагаемые документы и положения для иллюстрации каких-либо проектных материалов, (отзывы)

14 слайд

Примерные темы проектов: 1. Охрана и укрепление здоровья обучающихся и педагогов в …. 2. Психолого-педагогическое диагностирование личностных качеств обучающихся (класса, группы и т.п.).. 3. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося... 4. Компьютеризация педагогического мониторинга... 5. Развитие самостоятельности обучающихся через... 6. Развитие универсальных способностей обучающихся в рамках....

16 слайд

Примерные темы проектов: 12. Внедрение технологии (развивающего обучения, компетентностного образования, проектных и исследовательских умений, здоровьесберегающей образовательной среды, «кластери», метода кейсов, профильного обучения, поликультурного образования и др.) в образовательный процесс ….предмета.... возраста обучающихся для … 13. Создание системы: - предшкольного (дошкольного) образования; - гражданско-патриотического воспитания; - экологического образования и др. 14. Использование накопительной системы оценки (достижений) обучающихся (портфолио)

17 слайд

Оформление работы 1. Титульный лист: (верхняя часть листа: название учреждения, (организации), где работает обучающийся и название учреждения на базе которого разрабатывается проект) 2. Середина листа: Итоговая проектная работа