» » Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий. Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий Имена существительные женского рода оканчивающиеся на ь

Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий. Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий Имена существительные женского рода оканчивающиеся на ь

Сказка про мягкий знак

Жила-была в алфавитном саду очень странная буква – буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву – Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:

«Моя но ч ь , ве щ ь и ро ж ь ,
Моя до ч ь , пе ч ь , бро ш ь ,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!

Растрогались добрые существительные женского рода с буквами Ч (че), Щ (ща), Ж (же), Ш (ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком .




Объясни, почему надо писать мягкий знак (Ь ) в этих словах?

Обрати внимание, какого рода эти существительные. Эти существительные женского рода. Значит мягкий знак (Ь ) будем писать.

Но на этом сказка не закончилась. Читай (слушай) дальше .

Обрадовался Ь . Побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал:

Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали Ь :

«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»

Назови слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь мягкий знак (Ь )?

Объясни, почему мягкий знак (Ь ) при написании этих слов не нужен.

(ж.р.) для письма
Играть туш (м.р.)

Определи, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

дрож(?)
брош(?)
богач(?)
нож(?)
молодеж(?)

Посмотри и запомни!

Внимательно прочти памятку написания мягкого знака (Ь) в существительных с шипящим на конце.

Определи, какое слова в каждой строке лишнее.

Проверь, верно ли ты определил лишние слова. Проверь себя .

Прочти пословицы. Объясни их смысл. Объясни написание существительных с шипящим на конце.

Ложь человека не красит.
Умный товарищ – половина дороги.
Всякая вещь хороша на своем месте.
Речь вести – не лапти плести.

Замени (устно) словосочетания одним словом с шипящим на конце. Произнеси это слово и поясни нужно ли в конце этого слова ставить мягкий знак.

Футбольное соревнование.
Человек, лечащий больных.
Мелкие деньги.
Часть суток от вечера до утра.
Молодые люди.
Непромокаемая легкая одежда от дождя.
Чёрная птица, вестник наступающей весны.
Предмет, на котором ездил Емеля.
Близкий приятель, друг.

Объясни учителю (можно в видеокомнате) или взрослым.

Проверь, верно ли ты выполнил задание. Проверь себя .

Прочти стихотворение.

Выучи это стихотворение наизусть. Расскажи его взрослым или учителю (можно в видеокомнате).

Прочитай пословицу. Объясни взрослым или учителю (можно в видеокомнате), почему слово «ложь» пишется с мягким знаком.

Сказка – ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Посмотри внимательно плакат.

Повтори, когда надо писать Ь в существительных с шипящим на конце.

Целью критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат следующие этапы: эвокация (вызов), реализация (осмысление), рефлексия.
На стадии эвокации перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся.
На стадии осмысления идет работа с информацией, идет поиск ответов, осознается смысл изучаемого. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность учеников, сделать работу осмысленной.

Цели и задачи:

  • Познакомить с правилами написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода и правописанием существительных мужского рода с шипящими на конце;
  • Совершенствовать умения распознавать существительные по родам;
  • Проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак».
  • Развивать мышление, внимание;
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

1 этап. Организационный момент

Чтобы в русском преуспеть, не только знать, но и уметь.
Полученные знания на уроках применять.
Активно мыслить, рассуждать.
Делать выводы и обобщать.
Вот залог оценки «пять».

2 этап. Эвокация (Evocation) – побуждение к действию

А) Мозговая атака.

Загадка:

Это буква – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не поизносится,
Но в слово часто просится. (Ь)

– В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях.

– Какие две известные вам функции выполняет мягкий знак в слове?
– Это «фонемные» правила, так как в данных случаях фонемы (звуки) повелевают буквой «Ь».

3 этап. Реализация (Realization of Meaning) – поиск ответов, осознание смысла

А) DRTA – направленное чтение или чтение с остановками

– Что за третий случай употребления мягкого знака?
– А поможет нам в этом сказка. К концу работы вы должны выяснить, для чего еще служит мягкий знак.

(Каждому ученику раздается текст сказки).

Мягкий знак на конце существительных женского рода

Жили-были три рода: Мужской, Женский и средний. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они е могли поделить мягкий знак после шипящих согласных ж, ч, щ, ш. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите мягкий знак женскому роду». Сор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду мягкий знак. С тех пор в именах существительных женского рода единственного числа на конце после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода – отсутствует.

Б) Работа с многоуровневыми вопросами, с одновременным составлением кластера.

– Назовите главных героев сказки. (Мужской род, Женский род, Средний род.)
– Что стало причиной спора? (Не могли поделить мягкий знак после шипящих согласных).
– Кто не мог поделить мягкий знак? (Мужской род и Женский род) .
– Чем закончился спор? (Отдали мягкий знак женскому роду) .
– Почему сказка закончилась именно так?
– Мог ли спор закончиться по-другому?

– Сформулируйте самостоятельно вывод.

Вывод: На конце существительных женского рода после шипящих букв пишется мягкий знак.

В) Заучивание правила

– Вернемся к «солнышку». Какой же третий случай использования мягкого знака в русском языке?
– Мягкий знак указывает на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, щ, ч, ж. Это правило «нефонемное», т. к. в данном случае мягкий знак не обозначает мягкость предыдущего согласного. Он выполняет совсем другую функцию.

т.е. указывает, что слово с шипящими на конце женского рода. Это третий случай использования мягкого знака в русском языке.

4 этап. Рефлексия (Reflection) – этап отображения, размышления

А) «Дерево мудрости»

– Обратимся к «Дереву мудрости». Объясните правописание имен существительных на изучаемую орфограмму, обоснуйте, где нужен мягкий знак, а где его ставить не будем. (На доске рисунок дерева, к нему прикреплены слова: дроч…, реч…, плащ…, врач…, борщ…, дич…, ландыш…, рож… Дети выходят к доске, снимают понравившееся слово и объясняют правописание орфограммы)

Б) Составление кроссворда

– Если составить кроссворд правильно, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку: «Черная корова весь мир поборола». (Подсказки на рисунке).

Дети получают кроссворд и самостоятельно его решают. (Рисунок 1)

1. Ходит вдоль каравая, его разрезая.
2. Утка в море, хвост на заборе.
3. Зимой дрова ест, а летом спит.
4. Мала, а никому не мила.
Взаимопроверка и самооценка.

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
– А теперь поднимите руку, кто допустил одну ошибку.
– Объясните написание слов с мягким знаком в словах кроссворда.

В) Творческая работа (Работа в группах).

– Используя слова с новой орфограммой, т.е. используя существительные мужского и женского родов с шипящими на конце слова, составить диктант – пародию или «чепушинку».

По окончанию работы несколько групп зачитывают получившиеся рассказы.

Г) Работа в парах постоянного состава

– В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова распределены правильно. Почему?
– Исправьте, имеющиеся в столбиках ошибки

5 этап. Итог

– С каким новым случаем употребления мягкого знака вы сегодня познакомились? (Мягкий знак – показатель грамматической формы слова)
– Какова роль мягкого знака? (Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце)
– По какому признаку мы можем эти слова объединить в одну группу? (Существительные третьего склонения)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Архив форума

Как определяется род существительных? Есть ли тут определенные правила? В интернете ничего не нашла.

Правила нужны для человека, изучающего русский как иностранный, так что на языковую логику полагаться нельзя.

Раньше рода определялись, кажется, по окончаниям:

Женский, чаще всего, — «-а». Исключений не помню, разве что «индеец инка» или японский меч «катана», но это — пришельцы, не убивающие основу.

Средний род, преимущественно, — на «-о», реже — на «-е» (безе, филе).

С мужским, как и положено, полный кавардак. Любые согласные на конце + мягкий знак («конь-огонь»)

Не понял - только «индеец инка» м.р., а «папа» с «батей» и «дядей» - ж.р., да и «знамя» с «пламенем» туда же?

Нет никаких правил. Если какие и попытаться создать, исключений будет пол-языка. Так что по-любому запоминалку включать надо и полагаться только на неё.

Французский учим — запоминаем. И тут придётся в основном запоминать.
Постепенно кое-какое чутьё возникнет, по и подводить будет тоже.
Почему «мышь» женского, а «марш» мужского никто правила придумать ему не сумеет.

Тема неподъемна. Кратко, неполно и в чем-то даже неточно, но попытаюсь.

Собственные имена тут не рассматриваем, это вообще кошмар, для иностранца — полный.

Двуродовые (м и ж) почти всегда возможны в отношении лиц: наш врач и наша врач, наш староста и наша староста.

Оканчивающиеся на твердый согласный — все мужского, исключений на помню. Сюда же — оканчивающиеся на шипящий, не имеющие на письме мягкого знака.

Оканчивающиеся на -а, -я неодушевлённые — все женского. Исключения — редчайшие увеличительные формы типа «домина», род которых колеблется.

Одушевлённые на -а, -я — могут быть мужского но почти исключительно относящиеся к людям: староста, воевода, слуга. В современном языке они обычно также принимают двойной род: наш староста и наша староста (слуга — всегда мужского).

Оканчивающмеся на О и Е кроме некоторых заимствованных (кофе, пальто) — среднего рода.

Заимствованные на И (типа «иваси») могут быть любого рода, определяется обычно родовым словом.

сочетание на письме «шипящий+ь» — женского рода.

Наконец, остальные оканчивающиеся на Ь могут быть М и Ж. Надо смотреть в словаре. Есть некоторые правила, но они не абсолютны и плохо понятны иностранцам.
Мужского рода среди них немного, но он есть, особенно в словах на
-ель и -арь. Но при этом канитель, свирель, киноварь и т.д. — женского.

Чтобы определить род зайца надо посмотреть, как он бегает. Если побежал — заяц, побежала — зайчиха.

Слово женского рода с мягким знаком на конце или с нулевым окончанием?

Мягкий знак окончанием не является. Просто по той причине, что он не обозначает звука.

Слов женского рода с нулевым окончанием в русском языке пруд пруди. Это слова третьего склонения. Все они как раз и заканчиваются на мягкий знак. К этим словам относятся: ночь, дочь, печь, течь, речь, полночь, мышь, тишь, глушь, рожь, ложь, степь, выпь, топь, слизь, вязь, связь, грязь, мазь, верфь, зыбь, хлябь, дробь, медь, тетрадь, лошадь, мать, кость, грусть, месть, лесть, честь, масть, пасть, часть, спесь, ересь, ось, рысь, соль, моль, роль, боль, голь, сталь, вуаль, шаль, трель, дрель, даль, печаль, мель, ель, осень, тень, лень, дань, печень, дверь, хворь, ширь, кровь, любовь, свекровь, морковь, новь, смерть, память, нить, совесть, доблесть, честность, верность, вечность, важность, скорость, зависть. и многие другие.

Слова с окончанием на мягкий знак «ь» — это существительные женского рода, в именительном падеже, третьего склонения.

Считается что эти существительные без окончания, либо по другому с нулевым окончанием

Таких существительных очень много в русском языке, например:

ночь, ель, мать, площадь, лошадь, речь, соль,мышь,сирень, роль, метель и многие другие.

с мягким знаком лошадь, колыбель, вещь, печь, течь, соль, моль, толь, роль, боль, даль, ложь, жизнь, мель, месть, весть, прелесть, лесть, мудрость, ость, ось, дрель, свирель, метель, пыль.

они же являются и с нулевым окончанием, ь- знак это не окончание

В русской грамматике существительные женского рода, оканчивающиеся на шипящие согласные ш, ж, щ, ч, традиционно пишутся с мягким знаком в отличие от слов мужского рода. Сравним:

мелоч ь, гореч ь, картеч ь, щёлоч ь, роскош ь, ветош ь, плеш ь, бреш ь, брош ь, блаж ь, вещ ь, мощ ь, помощ ь — женский род, третье склонение;

мякиш, малыш, крепыш, барыш, обруч, циркач, кирпич, вернисаж, кортеж, плющ, борщ, клещ — мужской род, второе склонение.

У этих существительных в форме именительного падежа окончание является морфемой-«невидимкой» и называется нулевым , так как не выражено ни буквами, ни звуками. Но стоит слово изменить по падежам или числам, как окончание проявляется материально:

брошь_ — нет брош-и, любусь брошь-ю;

малыш_ — нет малыш-а, любуюсь малыш-ом, забочусь о малыш-е.

www.bolshoyvopros.ru

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Мягкий знак после шипящих в именах существительных

Давайте посмотрим на рисунок. Почему эти существительные распределены в разные столбики?

Обратите внимание, во втором столбике у существительных на конце после шипящих стоит мягкий знак, тогда как в первом мягкого знака нет. Почему?

В первом столбике все существительные мужского рода, а во втором – женского.

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. Это орфограмма.

Итак, давайте определим, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

Дрож(?) (что?) сущ. ж.р. – дрожь

брош(?) (что?) сущ. ж.р. – брошь

богач(?) (кто?) сущ. м. р. – богач

нож(?) (что?) сущ. м. р. – нож

молодеж(?) (кто?) сущ. ж. р. – молодежь

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

Мягкий знак после шипящих на конце некоторых существительных может помочь распознать род этого существительного.

Тушь (ж.р.) для письма

Спасибо, что Вы с нами.

  1. Мягкий знак В этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего.
  2. Склонение имен прилагательных Сегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.
  3. Склонение имен существительных Изменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  4. Множественное число имен существительных Продолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.
  5. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склонений Продолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Род имени существительного на шипящие (печь — меч)

Почему одни существительные оканчиваются на мягкий знак, а другие — нет? Определите род существительных с мягким знаком и без него.

нож, рожь, меч, печь, мышь

Запомни! Существительные женского рода на шипящий согласный имеют на конце мягкий знак, существительные же мужского рода на шипящий согласный мягкого знака на конце не имеют.

(Эта работа будет интереснее и эффективнее, если выполнять её по группам (по вариантам, по рядам).)

Полноч. врач. ландыш. пахуч. могуч. из-за туч. решение задач. извлеч. ключ. радуеш. ся, умнож. пишеш. пьёш. несёш. много свеч. из-за рощ. и пастбищ.

Рассеянный с улицы Бассейной уронил «Букварь»и все мягкие знаки из него высыпались. Помогите их собрать и расставить по местам!

1. врач. ноч. сыч. калач. реч. грач. ; лож. нож. рож. ; ковш. тиш. мыш. марш. душ. чуш. (ерунда).

2. шалаш. печ. гореч. борщ. калач. мыш. брош. карандаш. нож. матч. клич. ключ. доч. туш. плач. помощ. багаж. шалаш.

Напишите данные имена существительные в единственном числе, подобрав к ним подходящие по смыслу имена прилагательные. Не забудьте написать мягкий знак после шипящей на конце имён существительных женского рода! Образец: Красивый марш.

Карандаши, броши, ландыши, мыши, ножи, стрижи, ерши, печи, врачи, малыши, плащи, ночи, дочери, вещи, куличи, ключи, пейзажи, лучи, мячи.

Примеры прилагательных: драгоценный, пасхальный, душистый, полевой, колючий, скрипичный, ласковый, солнечный, цветной, быстрокрылый, горячий, толстощёкий, звёздный, острый, детский, непромокаемый, футбольный,полезный, лесной.

К данным словам подберите однокоренные имена существительные с шипящей на конце. Не забудьте написать мягкий знак после шипящей на конце имён существительных женского рода!
Образец: Мячик – мяч.

Помощник — _______________________
Ключик — ____________________
Мышеловка — _____________________
Чертёжник — ______________________
Дочурка — _____________________
Вещица — ________________________
Брошка — ______________________
Цирк — __________________________
Сторожка — ____________________
Печник — _______________________
Скрипка — _______________________
Ночлег — _______________________
Труба — _________________________
Тишина — _______________________
Ёжиха — ________________________

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч , щ (см. §75), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .
Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
  1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .
Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия , гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
  1. В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.п.
  2. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми , людьми , также четырьмя .
  3. В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься , исправьте ; взвесь - взвесься , взвесьте .
§ 74. Буква ь не пишется:
  1. В прилагательных с суффиксом -ск - , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
  2. Примечание. Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

  3. В родительном падеже множественном числе от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к - уменьшительных , например: вишня - вишен , вишенка ; бойня - боен ; читальня - читален ; но: баня - бань , банька ; яблоня - яблонь , яблонька ; также деревня - деревень , деревенька ; барышня - барышень ; кухня - кухонь , кухонька .
§ 75. После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях:
  1. На конце существительных женского рода в именительном и винительном падеже единственном числе, например: рожь , ночь , мышь .
  2. В окончании 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь - несёшься , носишь - носишься , примешь - примешься .
  3. На конце глагола в единственном числе повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь - мажься ; спрячь - спрячься ; ешь .
  4. Во множественном числе повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте - мажьтесь ; спрячьте - спрячьтесь ; ешьте .
  5. На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся , например: стричь , стричься .
  6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь , вскачь , прочь , а также в наречии настежь .
  7. На конце частиц: вишь , бишь , лишь , ишь .

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьёт, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьёт, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чья, чьё, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятёрку. 9, Я больно ударился о дверь. 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1: Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким

знаком (ь) в середине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолёта. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привёз Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жильё. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

Пришёл июнь.

«Июнь! Июнь!» -

В саду щебечут птицы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Открываем календарь -

Начинается январь.

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Сенокос идёт в июле,

Где-то гром ворчит порой.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла.

Собираем в августе

Урожай плодов.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

(С. Маршак)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Целый день шёл снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моём альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нём нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и жёлтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

СОСУЛЬКА

Вот и весенние деньки. Наденька надела тёплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились чёрненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жильё. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчёлы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.