» » Мониторинг речевого развития детей с нарушением речи. Мониторинг образовательной области «речевое развитие» в рамках реализации фгос

Мониторинг речевого развития детей с нарушением речи. Мониторинг образовательной области «речевое развитие» в рамках реализации фгос

Справка

по итогам тематического контроля

в МКДОУ детский сад «Березка»

Тема: «Развитие связной речи детей в различных видах деятельности»

На основании плана методической работы МКДОУ детский сад «Березка» и приказа № от 10.01.2017 г. с 10.01 по 16.02.2017г. была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи.

В тематической проверке приняло участие 7 групп, 7 педагогов.

Основные формы и методы контроля:

Анализ календарного планирования воспитателей.

Наблюдение и анализ совместной деятельности воспитателя и детей.

Анализ условий, созданных в группах для развития речи детей.

Взаимодействие с родителями по вопросу речевого развития детей.

Рабочий материал для осуществления тематического контроля:

График проведения контроля;

Карта анализа планирования работы с детьми;

Протокол обследования РППС для речевого развития дошкольников;

Карта анализа НОД.

При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют Основную образовательную программу МКДОУ д/с «Березка» и учебно-методическое пособие В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду».

Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей. Планируется индивидуальная работа по развитию речи – заучивание стихов, песен, потешек. Для проявления детьми творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность.

Воспитателями возрастных групп созданы картотеки прогулок, где подробно расписаны наблюдения в утренний и вечерний отрезки времени, труд, подвижные и дидактические игры.

В группах ДОУ созданы условия для развития речи детей: сформированы книжные уголки, в которых целесообразно размещена литература в соответствии с возрастом детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. В группах имеются дидактические и настольно-печатные игры. Картотеки предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, материал для звукового, слогового анализа слов и предложений, схемы и пиктограммы; картотеки артикуляционных и пальчиковых гимнастик; есть пособия для развития мелкой моторики рук: прописи, шнуровки, пальчиковые игры. Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок, создан кукольный театр. В группах имеются ширмы для обыгрывания и показа театральных постановок.

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию воспитанников. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.

Однако редко бывают тематические выставки в книжных уголках. Недостаточно иллюстрационного материала, подборка книг в уголках случайна.

Оценка эффективности занятий по развитию речи :

В ходе контроля было организовано посещение НОД во всех возрастных группах. Было установлено, что программное содержание НОД по речевому развитию соответствует возрасту детей. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. НОД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала.

Просмотр занятий осуществлялся с целью выявления уровня развития связной речи детей. В 1 младшей группе дети 2-го и 3-го года жизни проявляли интерес к стихотворному тексту, повторяли за воспитателем разговор животных. Во 2 младшей группе дети 4-го года жизни уверенно отвечали на вопросы воспитателя, последовательно описывали игрушку, опираясь на наглядность. В средней группе дети показали умение отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ по серии картин. Дети старшей группы продемонстрировали умения пересказывать рассказ по схеме, умения отвечать на вопросы по содержанию картин, придумывать название картины. По времени занятия выдержаны в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

Развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы и ФГОС ДО. Уровень развития связной речи детей удовлетворительный.

Однако речевая плотность ННОД в средней группе не на достаточном уровне. Высказываются лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагог побуждают детей к ответам словосочетаниями.

Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, все направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Умеют выбирать эффективные методы и приемы исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В НОД и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Используют средства ИКТ.

Работа с родителями. Педагоги планируют индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников. Однако это взаимодействие в большинстве случаев носит не регулярный, не целенаправленный характер.

Вывод : Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по развитию речи детей на удовлетворительном уровне.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал. Созданные условия позволяют развивать речь дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Педагоги возрастных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии), стараются привлекать к участию в различных мероприятиях родителей.

Однако анализ результата показывает, что проводимая работа не достаточно эффективна: имеют место проблемы с развитием связной речи. Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей не носит целенаправленного характера.

1. Продолжать работу по развитию, формированию и совершенствованию связной речи детей, больше внимания уделять рассказыванию по картине, используя новые формы и методы работы.

Продолжать ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

2. Продумывать планирование игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие), связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

3.Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам).

Ответственные: воспитатели старших, подготовительной групп.

Срок: март- май 2017г

4. Повысить уровень развивающей среды в группах через изготовление развивающих игр, наглядного материала, пополнение речевых уголков дидактическим материалом.

Ответственные : воспитатели групп

Срок: февраль2017г

5. Воспитателям разработать цикл консультаций для родителей по основным направлениям речевого развития детей дошкольного возраста: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.

Ответственные : воспитатели групп

Срок: март 2017г

Составил: _________________ старший воспитатель Фуринова Т.В.

МОНИТОРИНГ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

А.С. Василькова

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»

Современный учитель – логопед в век информационных технологий должен строить свою работу в соответствии с новыми квалификационными требованиями, изложенными в приказе Министерства образования Российской Федерации от 26 августа2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Учитель-логопед XXI века должен иметь навыки работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Сегодня уже нельзя игнорировать ведение электронного документооборота, который предстоит ещё разрабатывать и совершенствовать. Каким он должен быть? Какие документы должен включать? Перечень вопросов к содержанию электронного документооборота, к его структуре, дизайну сегодня является открытым.

В данной статье вниманию читателей, и в первую очередь учителям логопедам и учителям – дефектологам, предлагается один из документов открытого перечня электронного документооборота – «Мониторинг динамики речевого развития учащихся начальных классов». Необходимость разработки данного документа продиктована введением в действие новых нормативно – правовых документов в системе общего, среднего образования и в первую очередь это связанно с реализацией ФГОС.

Любая аналитическая справка о результатах должна содержать цифровые значения, которые позволят в результате определённых арифметических действий отразить и наличие стабильных результатов и положительную динамику в коррекции развития учащегося, тем самым подтвердить эффективность работы учителя-логопеда.

Предлагаемый мониторинг динамики речевого развития разработан как универсальное приложение к речевым картам для учащихся с нарушением речи, используемым учителями-логопедами в своей практике, его рабочее название: «Количественный анализ динамики речевого развития учащихся с нарушение речи».

Мониторинг разработан на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel и представляет собой таблицу, состоящую из 17-ти столбцов (см. приложение рис. 1).

Первые два столбца – учётная запись (номер по порядку; фамилия и имя ребёнка). Далее следуют 13 разделов для внесения результатов логопедического обследования:

    речевое высказывание;

    грамматическое оформление;

    словарный запас;

    звукопроизношение;

    фонетико-фонематические процессы;

    отграничение речевыз единиц;

    ошибки звукового анализа;

    безударные гласные;

    глухие-звонкие согласные;

    твёрдые-мягкие согласные;

    аграмматизмы;

    смешение букв по оптическим прзнакам;

Каждый из 13-ти разделов логопедического обследования разделён на 3 части в соответствии с традиционными периодами обследования (сентябрь, декабрь, май).

Два последних столбца «Баллы - 65max» и «Процент набранных баллов от максимально возможного колличество баллов за период» объединены общим названием «Итог индивидуальный».

Эти столбцы таблицы работают в режиме автоподсчёта, в ходе работы внесение данных в эти ячейки недопутимо.

Математические формулы расчёта описываются в приложении (см. рис. 2) и используются для подсчёта соответствующих показателей за сентябрь, январь и май.

Общий итог по баллам подсчитывается как сумма индивидуальных итогов по каждому ребёнку за соответствующий период. Общий итог процента набранных баллов за соответствующий период подсчитывается как сумма индивидуальных итогов за соответствующий период (выраженных в процентах) по каждому ребёнку, делённая на общее количество детей (см. приложение рис. 3).

Для подведения итогов обследования выбрана 6-ти бальная система оценки. За степень сформированности обследуемой функции по каждому виду деятельности вводятся баллы от 0 до 5.

В ходе ежеквартального обследования учитель-логопед фиксирует результаты обследования в виде среднего арифметического балла с учётом правил округления в соответствующем разделе таблицы. В каждом разделе критерии оценки свои и рассматриваются отдельно. Например, критерии оценки раздела «Звукопроизношение»:

Низкий уровень (0-1балл).

0 – звук отсутствует или искажён.

1 – звук поставлен изолированно.

Средний уровень (2-3 балла).

2 - звук автоматизирован в слогах.

3 – звук автоматизирован в словах фразах.

Высокий уровень(4-5 баллов)

4 - звук автоматизирован в чистоговорках и специальных текстах.

5 – звук введён в свободную речь.

Максимально набранное количество баллов по 13-ти разделам составляет 65 баллов .

По окончании внесенияданных в столбце «Итог индивидуальный» в режиме автоподсчёта виден результат в виде баллов (столбец «Баллы-65max») и в виде % (столбец «Процент набранных баллов от максимально возможного колличество баллов»). В нижней части таблицы, в режиме автоподчёта, отражается количество общий итог обследования в баллах и процентах. Эти сведения необходимы, чтобы наглядно представить уровень речевого развития учащегося в данный период времени в виде диаграммы (см. приложение рис. 4).

По результатам мониторинга можно сделать выводы о том, что результаты майского обследования превышают сентябрьский результат. Диаграмма свидетельствует положительной динамике речевого развития учащихся, однако она также подтверждает факт, что дети не достигли уровня нормального речевого развития в соответствии со своим возрастом.

Возможность данного мониторинга динамики речевого развития учащихся начальной школы позволяет также визуально оценить и личную динамику речевого развития каждого учащегося в виде диаграммы.

Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов» являются следующие качества:

    универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте;

    простота и лёгкость при составлении отчётов – минимум временных затрат при получении максимума информации, автоподсчётов результатов;

    наглядность динамики результативности – в работе с родителями, самоконтроле учителя-логопеда, отчёты на консилиумах в ООШ, аналитическая справка;

    визуализация индивидуальной динамики личностных достижений учащегося в речевом развитии (в течение учебного года или всего периода коррекционного обучения).

Литература

    Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 августа2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1 Динамика речевого развития учащихся начальных классов

Рис. 2 Математические формулы расчёта индивидуального

итога по баллам и процентам

Рис. 3 Математические формулы расчёта итога общего

Рис. 4 Общие диагнраммы развития учащихся начальных классов

в баллах и процентах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57 «Дюймовочка»

Мониторинг развития речи детей дошкольного возраста

Программы: «От рождения до школы», «Детсво»

Воспитатель МБДОУ № 57

Меньшенина Ирина Владимировна

Сысерть 2011г.

Часть 1 «Изучение особенностей развития связной речи ребенка»

Задачи: 1. Изучить особенности понимания и смыслового восприятия речи

2. Выявить умение соотносить слово с картинкой, узнавать изображение по слову

3. Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картинке

Материал : кукла Катя, подарочная коробочка, медвежонок, картинка – Мишутка играет в игрушки, рядом Медведица.

Методика.

Сегодня кукла Катя для тебя приготовила сюрприз. Хочешь узнать, какой? Давай посмотрим вместе. Какая красивая коробочка! Тебе нравиться? Давай посмотрим, чем она украшена.

Найди на коробке лошадку.

Покажи, где чашка.

Найди на коробке мальчика.

Покажи, где нарисован передник.

Покажи, где цветок.

3 балла – безошибочно самостоятельно показывает все предметы

2 балла – допускает 1-2 ошибки в выборе предмета или требует повторного названия

1 балл – выбирает неправильно 3 из 5 предметов

Воспитатель открывает коробку, в которой находятся медвежонок и набор предметов мебели. Достает медвежонка.

Кто это? От куда он взялся? Вот послушай.

Жили – были 3 медведя. Один медведь был папа, и его звали Михаил Потапович. Он был большой и лохматый. На нем была красная рубашка и синие брюки. Другая была мама – медведица. Ее звали Настасья Петровна. Она была в белой кофте и синей юбке. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Он был в желтых штанишках и белой шапочке.

Как ты думаешь, кто это: медведь – папа, мама – медведица или Мишутка? Как ты догадался, что это Мишутка? (предметы одежды, размер).

3 балла – слушает внимательно, безошибочно самостоятельно сразу узнает медвежонка и обосновывает свой ответ

2 балла – слушает рассказ, узнает медвежонка, но обосновать ответ не может

1 балл – слушает не внимательно, не понимает задания без дополнительных вопросов и пояснений. Соглашается с тем, что это – Мишутка.

Послушай, как ласково мама называет своего медвежонка: Мишутка, Мишенька. А как тебя ласково называет мама?

Посмотри Мишутка нарисовал картинку. Тебе она нравиться? Давай расскажем, о чем эта картинка?

3 балла – самостоятельно начинает рассказ по картине, отвечает на все вопросы, пользуется распространенными предложениями

2 балла – отвечает на все вопросы, используя простые предложения из 2-3 слов

1 балл – отвечает только на 2-3 вопроса, пользуется ситуативной речью (вместо слов – указательные жесты, односложные ответы)

Результат:

Высокий уровень: 5-6 баллов

Средний уровень: 3-4 балла

Низкий уровень: 1-2 балла

Часть 2 «Изучение особенностей развития словаря ребенка»

Задачи: 1. Выявить в наличие в активном словаре детей слов, обозначающих предметы быта (мебель, одежда, посуда)

2. Определить умения обозначать словом части и особенности предмета, видеть различия в близких по внешнему виду и назначению предметах

3. Определить возможность использования в речи обобщающих слов (мебель, одежда, посуда)

Материал : подарочная коробочка, медвежонок, набор предметов мебели

Методика.

Поздоровайся с медвежонком. Спроси, как у него дела? Хочешь еще что-нибудь спросить у Мишутки? Медвежонок приехал к нам в гости, но ему негде жить, давай сделаем для него комнату. (Мебель из коробки).

Что это? (ребенок называет предмет и ставит его в комнату)

Мишутка: Для чего нужен стул? Как узнать стул? А это что? (кресло). Расскажи, что есть у кресла? А вот еще большое кресло (диван). Как узнать, что он диван? Что еще можно поставить в комнату? (воспитатель достает, ребенок называет – шкаф и т.д.)

Воспитатель: Красивая комната получилась у медвежонка? Что мы расставили в комнате? (мебель).

3 балла – все предметы называет правильно, выделяет 2-3 части предмета, его свойства, самостоятельно различает близкие по внешнему виду и назначению предметы (кресло, стул, диван). Определяет назначение предмета, называет обобщающее слово.

2 балла – все предметы называет правильно, выделяет части и назначения не у всех предъявленных предметов. Различает близкие по назначению и внешнему виду предметы с помощью воспитателя. Не может назвать обобщающее слово.

1 балл – допускает ошибки в названиях предметов, называет единичные части и свойства предметов с помощью воспитателя. Зрительно различает, но не обозначает словесно различия между близкими по внешнему виду и назначению предметами.

Вместо предметов мебели можно взять предметы посуды или одежды. От сюда, тематика занятия: «Угостим Мишку чаем», «Поможем Мишутке одеться». Всего должно быть 5 предметов – 3 предмета, внешне и близкие по назначению. Можно ребенку предложить 2 или все три задания – «Комната для Мишутки», «Угостим Мишку чаем», «Поможем Мишутке одеться».

Результат:

Высокий уровен ь: – 3 баллов

Средний уровень : – 2 балла

Низкий уровень: – 1 балл

Часть 3 «Изучение особенностей развития грамматической правильной речи ребенка»

Задачи: 1. Выявить умение правильно называть детенышей животных, употреблять эти существительные в единственном и множественном числе, именительном и родительном падежах

2. Выявить умения словообразования: суффиксальный способ образования слов и образования слов на основе звукоподражания

3. Определить умение согласовывать существительные и глаголы, изменять слова по родам

4. Выявить уровень понимания и употребления предлогов с пространственным значением – «в», «на», «за», «под», «около»

Материал : Мишутка, картинки с изображением зайчат, утят, ежат, щенков, цыплят. Картинки зверей взрослых зверей (мамы).

Методика.

У нашего Мишутки много друзей. Хочешь узнать, кто его друзья?

Он принес их фотографии. Утенок – кря-коя. Что делает? (крякает). Цыплёнок – пи-пи-пи. Что делает? (пищит) и т.д.

Мишутка любит играть со зверятами в прятки. Ты хочешь поиграть с ним? Посмотри и запомни, кто и где сидит (повторить название детенышей). А теперь вы с Мишкой закроете глаза, а кто-то из зверей спрячется (убрать 1 картинку). Кого не стало? (лисят, ежат и т.д.)

А теперь будет прятаться Мишутка. А водить и закрывать будут зайчата (перевернуть картинку с зайчатами, а ребенок прячет Мишку в шкаф, на шкаф или под шкаф. Затем воспитатель прячет Мишку, а ребенок ищет и говорит, где он был, повторяя предлоги).

Зверята соскучились по своим мамам. Давай поможем им найти родителей (картинки зверей). Кто прибежал за своим ребенком? (Ребенок: курица прибежала за цыпленком и т.д.)

Посмотри, все родители нашли своих детей? (Ребенок: у утки – утята и т.д.)

3 балла – самостоятельно и правильно называет всех детенышей животных, безошибочно устанавливает согласование существительных и глаголов, владеет способами словообразования, понимает и правильно пользуется предлогами

2 балла – называет детенышей животных, допускает 1-2 ошибки. Согласовывает существительные и глаголы, в словообразовании затрудняется, действуя по образцу воспитателя; понимает предлоги пространственного значения, но затрудняется в их самостоятельном использовании, допуская 1-2 ошибки

1 балл – называя детенышей животных, допускает более 3 ошибок, ошибается в использовании категории рода (хотя бы 1 раз), со словообразованием не справляется, затрудняется в понимании и правильном использовании предлогов п пространственного значения (допускает более 3 ошибок)

Результат:

Высокий уровен ь: – 3 баллов

Средний уровень : – 2 балла

Низкий уровень: – 1 балл

Часть 4 «Уточнение состояния звукопроизношения, уровня владения обще речевыми навыками»

Задачи: 1. Изучить особенности звукопроизношения детей и сравнить с показателями физиологической нормы

2. Оценить уровень развития фонематического слуха, умения слышать специально акцентируемый звук в словах

3. Выявить наличие литературного опыта ребенка, умения прочесть стихотворение, чувствовать рифму и отгадывать описательные загадки с рифмующейся отгадкой

4. Выявить отношение детей к заданию художественно-речевого содержания

Для уточнения звукопроизношения воспитатель наблюдает за произношением звуков во время повседневного общения и при выполнении диагностического задания. Сонорные звуки: [р], [рь], [л], [ль]. Шипящие: [ш], [ж]. Свистящие: [з], [зь], [с], [сь]. Звуки [ч], [ц]. педагог отмечает замену, искажения и отсутствие звука.

Для выявления умения слышать специально акцентируемый в речи воспитателя звук используется диагностическое задание.

Материал : Мишутка

Тебе прочитает стихотворение кто-то еще. а ты послушай и отгадай, кто.

Мыш-ш-шонку ш-ш-шепчет мышь-ш-шь:

«Ты что ш-ш-шумишь, не спиш-ш-шь?»

Мыш-ш-шонок ш-ш-шепчет мыш-ш-ши:

«Ш-ш-шуметь я буду тиш-ш-ше»

Почему ты думаешь, что это мышонок?

Ж-ж-жук упал и встать не мож-ж-жет.

Ж-ж-ждет он: кто ему помож-ж-жет?

Почему ты думаешь, что это жук?

3 балла – ребенок произносит слова правильно, передавая ритм, чисто и устойчиво произносит звуки, кроме шипящих, сонорных. Слышит и называет акцентируемый в речи звук («Это стихотворение читает мышонок («жук»)) и может объяснить

2 балла – ребенок большинство слов произносит правильно, допускает отдельные искажения в сложных словах; чисто произносит большинство звуков, кроме шипящих, сонорных, свистящих. Слышит акцентируемый в речи звук, но объяснения не дает

1 балл – правильно передает ритм слова, но переставляет слоги во многих словах, наблюдаются многие нарушения звукопроизношения, на акцентируемый звук в стихах реагирует неопределенно (смеется, на вопросы не отвечает)

Мишутка пришел с тобой поиграть. Он очень любит стихи и загадки. А ты любишь стихи?

Мишка просит прочесть ребенка свое любимое стихотворение. Если ребенок задание не принимает, тогда Мишка «начинает читать» стихотворение А. Барто из серии «Игрушки», а ребенок помогает ему.

А еще Мишутка любит загадывать загадки.

Мишутка «загадывает» ребенку описательную загадку с рифмующейся отгадкой или со звукоподражанием.

Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, ему показывают три картинки, из которых он выбирает правильную отгадку. В случае затруднения воспитатель показывает правильную отгадку на картинке и еще раз повторяет загадку, наблюдая за реакцией ребенка.

Мишутка – А теперь ты мне загадай загадку.

3 балла – эмоционально положительно воспринимает задание, знает и самостоятельно эмоционально читает стихотворение, отгадывает загадки и загадывает свою (известную или им придуманную)

2 балла – положительно воспринимает задание, читает стихотворение вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы, загадку отгадывает по картинкам, выбирая правильную отгадку из нескольких картинок, сам загадку загадать не может

1 балл – положительно воспринимает задание, только слушает стихотворение, читаемое воспитателем, в процессе чтения не участвует, затрудняется самостоятельно отгадать загадку даже по картинкам, но при предъявлении картинки-отгадки соотносит текст и картинку (радостно улыбается, повторяет отгадку, звукоподражание). Загадать загадку не может

Результат:

Высокий уровен ь: – 5-6 баллов

Настоящее электронное пособие "Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет" серии "Программно-диагностический комплекс " представляет собой программно-диагностический комплекс, разработанный для учителей-логопедов как современный эффективный инструмент для мониторинга, экспресс-диагностики речевого развития детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Комплекс представлен следующими взаимосвязанными блоками:
- "Профили" - позволяет вносить общие сведения о воспитанниках и формировать групповые списки.
- "Показатели" - содержит структурированный по возрастным периодам развития детей диагностический инструментарий, разработанный на основе нейропсихологических методик.
- "Результаты" - позволяет автоматически формировать речевые карты , групповые и сводные отчеты, выполнять количественный и качественный анализ результатов, обосновывать целесообразность использования те или иных приемов и средств педагогического воздействия.

Смотреть видеозаписи вебинаров:

  • Мониторинг речевого развития дошкольников 2–7 лет с помощью программно-диагностического комплекса «СОНАТА-ДО» ;
  • Мониторинг личностных достижений дошкольников 3–7 лет с помощью программно-диагностического комплекса «СОНАТА-ДО» .

Подробное описание

Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи , речевого общения.

Эффективное решение образовательных задач невозможно без мониторинга, который обеспечивает своевременное выявление проблем в детском развитии, оценку эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование.

Настоящее электронное пособие «Мониторинг речевого развития детей 2–7 лет» серии «Программно-диагностический комплекс» представляет собой программно-диагностический комплекс, разработанный для учителей-логопедов. Компакт-диск предназначен для экспресс-диагностики речевого развития детей в дошкольных образовательных организациях .

Программа представляет собой простой и удобный в использовании диагностический инструмент, позволяющий формировать речевую карту ребенка, определять степень нарушения разных сторон речи ребенка, а также, отслеживать динамику его речевого развития и эффективность педагогического воздействия.

Мониторинг осуществляется с помощью экспресс-диагностики на основе нейропсихологических методов (методика Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В.).

Возможности программы позволяют использовать предложенные методики, при необходимости адаптируя их к особенностям своей работы или добавляя собственные методики и методики других авторов.

Комплекс состоит из взаимосвязанных блоков.

Блок «Профили» предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.

Блок «Показатели» по возрастным периодам развития детей диагностический инструментарий, разработанный на основе нейропсихологических методик.

Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать речевые карты, групповые и сводные отчеты, выполнять количественный и качественный анализ результатов, обосновывать целесообразность использования те или иных приемов и средств педагогического воздействия.

фонетико-фонематическая сторона речи;

словарный запас;

грамматический строй речи;

– связная речь;

– понимание речи.

Работа с материалами, содержащимися на диске, позволяет пользователю:

вносить данные о воспитанниках;

создавать, удалять и редактировать параметры оценки уровня речевого развития детей;

вносить результаты наблюдений и анализа;

генерировать, распечатывать, экспортировать в офисные приложения речевые карты.

Также для удобства пользования материалом представлена подробная справка, в которой описан каждый аспект работы с программным продуктом. Справка составлена для каждого рабочего окна.

Издательство «Учитель» выражает благодарность за предоставленные материалы из опыта работы Л. В. Кашиной.

Мониторинг по речевому развитию

средней группы на

2016/17 учебный год.

Работа начинается с выявления звукопроизношения у детей дошкольного возраста на начальном этапе и заканчивается оценкой на заключительном этапе.

Сроки проведения педагогической диагностики:

Октябрь (1,2 неделя месяца);

Май (3,4 неделя месяца);

Обследование состояния звукопроизношения у детей проходит по нескольким критериям:

1.изолированное произношение звуков по подражанию. Проверяются следующие группы звуков:

гласные – а, у, о, э, и, ы

сонорные – р, р, л, л, м, м, н, н.

парные глухие и звонкие согласные – п - б, т – д, к – г, ф – в

в твердом и мягком звучании – п – б, т – д, к – г, ф – в.

мягкие звуки в сочетании с разными гласными – пи, пе, пя, пю, (также д,м,т,с)

2. Произношение звуков в словах и предложениях. Обследование проводится по методическому пособию Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н. «Логопедическое обследование детей». Ребенку предъявляются наборы картинок, обозначающие слова, включающие проверяемые звуки.

3. Способность к переключению артикуляционных движений с одного слова на другой. Ребенку предлагается несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. В протоколе фиксируется, легко ли ребенку удается переключиться. Обследование проводится с использованием методического пособия Жуковой И.С.

4. Умение произносить слова различной слоговой сложности с множественным стечением согласных. Ребенку показывают предметные картинки, которым он дает название.

5. Обследование лексико-грамматического строя речи проводится по методическому пособию О.Е.Громовой, Г.Н.Соломатиной «Логопедическое обследование» . Из данного пособия ребенку предлагаются предметные, тематические, сюжетные картинки по которым он составляет предложения. В протоколе фиксируется умение строить предложения, правильное употребление простых предлогов согласование членов предложения в роде, числе

Диагностическая карта

Показатели развития

месяц

Имя, фамилия ребенка

Общий балл

освоения группой раздела

Общий %

освоения группой раздела

Произносит группы звуков по подражанию (сонорные, парные глухие и звонкие согласные, в твердом и мягком звучании, мягкие звуки в сочетании с разными гласными).

с

м

Произносит звуки четко в словах и предложениях

с

м

Имеет способность к переключению артикуляционных движений с одного звука на другой

с

м

Умеет произносить слова различной слоговой сложности с множественным стечением согласных

с

м

Умеет строить предложения, правильно употреблять предлоги в согласовании членов предложения роде, числе

с

м

Общий балл освоения ребёнком раздела

с

м

Общий % освоения ребёнком раздела

с

м

Критерии оценивания:

Высокий уровень (показатель сформирован, автоматизирован) –3 балла

Средний уровень (показатель в основном сформирован) – 2 балла

Низкий уровень (показатель недостаточно автоматизирован) – 1 балл

Низший уровень (показатель не автоматизирован) – 0 баллов

СВОДНАЯ ПО ГРУППЕ:

СЕНТЯБРЬ

МАЙ

чел.

чел.

чел.

чел.

Качественный уровень освоения раздела программы - %

Количественный уровень освоения раздела программы - %

Количество детей, освоивших раздел:

с высоким уровнем (зона повышенных образ-ых потребностей) - чел.

со средним уровнем (зона базовых образ-ых потребностей) - чел.

с низким уровнем (зона риска) - 0 чел.

с низшим уровнем (зона риска) - 0 чел.

Качественный уровень освоения раздела - %

Количественный уровень освоения раздела - %

Диапазон оценивания уровней освоения раздела:

высокий уровень освоения - от 100 % до 80 %

средний уровень освоения - от 79 % до 50 %

низкий уровень освоения - от 49 % до 20 %

низший уровень освоения - от 19 % до 0 %

с детьми средней группы в первом полугодии 2016 / 2017 учебного года

.

Развивать у детей общее (в отличие от слухового) внимание, понимание речи и словесно- логическое мышление. Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому состав. Образовывать словосочетания, согласовывать существительные с глаголами в числе. Образовывать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Уточнить понятие «действие», рассмотреть разные и одинаковые действия, подбирать к действию объекты и к объекту действия. Умение образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Дифференцировать вопросы: кто?, кого?, что?, в зависимости от того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным. Выделение заданного гласного звука из потока звуков

Выделять гласный звук в начале слов. Составлять предложение из трех слов, заменяя дополнение без наглядной опоры, строить фразу по опорной схеме. Отвечать на вопрос развернутой формой из трех- четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех- четырех предложений. Анализировать и синтезировать об- ратный слог (АК, AT, АП), определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Проектирование маршрута образовательной работы

с детьми средней группы во втором полугодии 2015/ 2016 учебного года

Планируемая образовательная работа с детьми, показавшим низкий и низший уровни:

Использовать существительные в винительном падеже единственного числа. Определять наличие или отсутствие звука в потоке звуков. Использовать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени. Пользоваться глаголами, согласовывая их с существительными в единственном и множественном числе. Выделять ударный, затем безударный гласный звук. Составлять предложение из трех слов (подлежащее + сказуемое + дополнение). Выделять по следовательно все звуки в звукосочетании.

Планируемая образовательная работа с детьми, показавшим средний уровень:

Пользоваться числительными, согласовывая их с существительными в роде. Использовать существительные в родитель ном падеже единственного числа. Выделять ударный, затем безударный гласный звук. Выделять все звуки по порядку, соединять названные звуки в звукосочетание, слово.

Планируемая образовательная работа с детьми, показавшим высокий уровень:

Выделять начало, середину и конец события в сюжетных картинках, составлять по ним последовательный рассказ. Пользоваться местоимения ми МОЙ, МОЯ, согласовывая их с существительными в роде. Пользоваться предлогом, понимать пространственное отношение, выделять в предложении как «маленькое слово». Изменять существительные по падежам, отвечать вопросы полным предложением.