» » Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»? Внимание - это _____ направленность создания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо Изучением поведения массы и толпы занимались ….

Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»? Внимание - это _____ направленность создания на определенный предмет, который при этом представляется ясно и отчетливо Изучением поведения массы и толпы занимались ….

    Какое из нижеприведённых определений социологии является наиболее полным, точным?:

    1. социология – учение об обществе;

      социология учение о человеке;

      социология – наука об обществе;

      социология учение о поведении больших социальных групп.

    К какой функции социологии следует отнести следующее действие: создание обоснованных научных прогнозов развития общества в целом и отдельных его сфер?:

    1. прогностической;

      мировоззренческой;

      к познавательной;

      к управленческой.

    В социологической концепции Э. Дюркгейма целью общественного развития является…:

    социальное равенство;

    развитие личности;

    нарастание солидарности;

    социальная справедливость.

    Субъективный метод русской социологии создали…:

    1. П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский.

      Г.В. Плеханов и В.И. Ленин;

      М.А. Бакунин и П.Н. Ткачёв;

      М.М. Ковалевский и П.А. Струве;

    Аристотель считал опорой стабильности и порядка…:

    1. земледельцев;

      средний класс;

      богатых людей.

    Кто из названных учённых является признанным основоположником социологического позитивизма:

    1. Г. Спенсер;

      Э.Дюркгейм;

      О.Конт;

      Ф. Энгельс.

    К какой функции социологии следует отнести следующее действие: производство новых знаний о людях и обществе?:

    1. к мировоззренческой;

      к прогностической;

    2. К познавательной;

    3. к практически-управленческой.

    Какая из перечисленных идей не характерна для мировоззрения людей Нового времени?:

    1. гражданского общества и правового государства;

      главенство разума в истории, обществе и человеке;

      способности человека к общественному строительству;

      божественного предначертания истории.

    В социологии О.Конта в качестве критерия общественного прогресса выделяется…:

    1. развитие науки и формирование позитивного мышления;

      развитие производительных сил;

    2. Развитие личности;

    3. дифференциация и интеграция общественной системы.

    В марксистской концепции развития общества этап капиталистической формации, для которого характерно возникновение монополий, создание финансовой олигархии, называется...:

    1. империализм.

      глобализм;

      домонополистический капитализм;

      модернизм;

    К какой функции социологии следует отнести следующее действие: осуществление сознательного социального контроля и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности управления различными социальными процессами?:

    1. К мировоззренческой;

    2. познавательной;

    3. Прогностической;

    4. практически-управленческой.

    Социологическое направление, которое рассматривает социальный конфликт в качестве движущей силы общественного прогресса – это…:

    1. социология О.Конта;

      органическая социология Г. Спенсера;

      социология марксизма;

      социология Э. Дюркгейма.

    Э. Дюркгейм социальный прогресс связывает с развитием…:

    1. культуры;

      личности;

      разделения труда;

      идеологии.

    Экономику в качестве источника социальных изменений рассматривал - …:

    1. К.Маркс.

    2. О. Шпенглер;

      П.Лавров;

    Термин «социология» был введён в научный оборот…:

    1. О. Контом.

      И. Кантом;

      К. Сен-Симоном;

16. Направление в социологии исходящее из положения, что новое «положительное» знание должно быть свободно от всяких домыслов, опираться на естествознание называется…:

    понимающая социология;

    позитивизм;

    интеракционизм;

    этнометодология.

17. Термин «теории среднего уровня» был введён в практическую деятельность…:

    Р. Мертоном;

    П. Сорокиным;

    Э. Дюркгеймом;

    К. Марксом.

18. Закон возрастания связанности и перехода от гомогенности к гетерогенности сформулирован…:

    Дж. Миллем;

  1. Г Спенсер;

  2. Ф. Энгельс.

19. В структуру социального обмена согласно теории обмена Дж. Хоманса не входит…:

    место обмена;

    правила обмена;

    результат обмена;

    агенты обмена.

20. Основой мировоззрения человека средневековья была…:

    вера в нерушимый строй космоса;

    вера в человека, его силы и возможности;

    вера в Бога;

    вера во многих богов.

21. Кто из перечисленных русских социальных мыслителей мог сказать: «Все судят об истории субъективно, по своему взгляду на нравственные идеалы, да иначе и судить не могут»?:

    С. Булгаков;

    М. Бакунин;

    Н. Бердяев;

    П. Лавров.

22. Какое утверждение принадлежит Т. Гоббсу?:

    «Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей»;

    «Война всех против всех» ставит индивидов в равные условия…;

    «Разумная часть души делает людей неравными»;

    «Проблема равенства является надуманной».

23. Какие из приведённых понятий Аристотель рассматривал как синонимы и отождествлял их содержание?:

    общество и община;

    общество и семья;

    общество и государство;

    общество и род.

24. Работа «Самоубийство» написана…:

    Р. Скиннером;

    Дж. Мидом;

    Э. Дюркгеймом;

    Дж. Хомансом.

25. Концепция культурно-исторических типов в русской социологии XIX в. была разработана…:

    Н.Я. Данилевским;

    М.М. Ковалевским;

    П.Л. Лавровым;

    П.А. Сорокиным.

26. О. Конт рассматривал социологию как…:

    социальную химию;

    эмпирическое знание;

    социальную физику;

    социальную статику.

27. Социологическая концепция, принимающая взаимодействие людей между индивидами или группами за основу и сущность социальной реальности называется…:

    структурный функционализм;

    эволюционизм;

    интеракционизм;

    структурализм.

28. Идея, которая была воспринята социологами из естественных наук – это…:

    идея о том, что общественное развитие подчиняется объективным законам;

    идея о том, что между социальными группами существует механическая зависимость;

    идея о том, что развитие общества предопределено генетически;

    идея о том, что в обществе действует естественный отбор.

29. Понятие «аномия» было введено в научный оборот…:

    Э Дюркгеймом.

    Г. Лебоном;

    Г. Тардом;

    М. Вебером;

30. Западный социолог, который придерживался мнения, что все социальные взаимодействия подчинены принципу эквивалентности обмена – это…:

    Р. Скиннер;

    Б. Малиновский;

    И. Гофман;

    Контрольная работа

    1 вариант

    Что означает понятие «социология»?

    1) учение об обществе как целостной системе; 3) наука, изучающая человека;

    2) наука, изучающая отдельные социальные группы общества 4) наука о познании

    Что из перечисленного относится к взглядам Аристотеля на общество?

    1)представители высших классов не должны иметь семью, владеть собственностью

    2) деление общества на три социальных класса: мудрецов-правителей, воинов и земледельцев с ремесленниками

    3)допускалась частная собственность, а опорой общества назывались средние слои

    4)для создания правильного общества необходимо соблюдать три принципа: гуманность, соблюдение ритуалов и воплощение нравственных принципов в жизнь

    4. Укажите философскую традицию, для которой характерна следующая мысль:

    «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов».

    1) философия античности; 2) философия эпохи Возрождения;

    3) марксистское учение об обществе; 4) русская философия ХХ века.

    5. Жесткий отбор элиты при помощи системы образования предложил в своем трактате:

    А) Конфуций Б) Будда В) Платон Г) Лао-Цзы

    Связь с философскими трудами византийцев характерна для философии

    А) древнерусской Б) древнекитайской В) древнеримской Г) древнеиндийской

    7. Мифологическому сознанию древних людей присуще:

    1) восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических;

    2) восприятие мира через научное познание;

    3)восприятие мира через теоретические обобщения;

    4) это сознание ничем не отличается от сознания современного человека.

    Это учение направлено на поиск путей духовного освобождения человека.

    1) ислам; 2) язычество; 3) буддизм; 4) даосизм.

    Верно ли суждение?

    А. В древних мифах выделяется идея творения. Б. Древние мифы основаны на идее развития.

    1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верно А и Б. 4) оба суждения неверны.

    Какие отношения К.Маркс и Ф.Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?

    1) отношения собственности 2) отношения распределения

    3) отношения обмена 4) отношения потребления

    11. Влиятельное философское направление ХХ века. Его сторонники видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться.

    А) технократизм Б) экзистенциализм В) материализм Г) идеализм

    Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.

    1) идея установления диктатуры пролетариата 2) идея социалистической революции

    3) идея равенства 4) идея естественных прав человека

    13. Прочитайте приведённый ниже текст. Определите, какие положения текста имеют

    1) фактический характер;

    2) характер оценочных суждений;

    3) характер теоретических утверждений.

    (А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа».

    Вставьте термин

    А)_______________ - согласно данному направлению, решающим фактором общественного развития выступают техника и производственные технологии.

    Б) ______________ - сторонники данного направления видят историчность существования человека в том, что он всегда находится в определенной ситуации, с которой вынужден считаться. Вместе с тем, человек в состоянии выйти за отведенные ему временем, конкретной ситуацией пределы и стать свободным. Человек свободен тогда, когда он сам себя «проектирует».

    Соотнесите имена философов Нового времени и их идеи

    А) Ж.Ж. Руссо 1. Этот философ призывал возвратиться назад к природе. Придавал исключительное значение влияния общества на человека: обвинял современное ему общество в подавлении лучших человеческих качеств.
    Б) А. Смит 2. Создатель экономической теории. Считал, что необходимы следующие условия для экономического процветания: господство частной собственности, невмешательство государства в экономику и т.д.
    В) О. Конт 3. Ввел понятия «социология», «социальная статика», «социальная динамика».
    Г) Г. Спенсер 4. Первооснова общественной жизни – трудовая, производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей.
    Д) К. Маркс и Ф. Энгельс 5. Первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры.

    Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «___________(А) прогресса французские мыслители XVIII века видели в развитии человеческого __________(Б), в распространении __________ (В). Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX веке более сложными представлениями. Так марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической __________(Г) к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной _________ (Д) общества, рост социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом ______(Е), то есть переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем постиндустриальному».

    Анализ текста

    Н. Макиавелли «Государь»

    Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. И худо придется тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно...

    Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных...

    Вопросы и задания к тексту

    Какой правитель признается мудрым?

    О каких типах управления государством идет речь и как эти типы были представлены в мировой истории?

    Контрольная работа

    «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность человека»

    2 вариант

    Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

    1) Т. Мор 2) Аристотель 3) Платон 4) Дж.Локк

    Учение о познании

    А) этика Б) гносеология В) философская антропология Г) социогенез

    Выдвинул идею о необходимости независимой судебной власти

    А) Монтескье Б) Локк В) Гоббс Г) Гэлбрейт

    Вставьте термин

    А) _____________ - обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

    Б) _____________ - это направление экономической теории, целью которой является изучение закономерностей капитализма и определение его исторического места, "открытие экономического закона движения современного общества”.

    15. Соотнесите положения русской философской мысли с их представителями:

    1) А.С.Хомяков А) Россия представлена страной отсталой, стоящей на обочине цивилизованного мира. Событием, нарушившим единую с Европой линию развития, стало, по убеждению философа, принятие православия из рук дряхлеющей Византийской империи. Но Россия имеет свою историческую миссию
    2) В.Н.Татищев Б) Сатирик, переводчик. Человек полностью ответствен за свои поступки.
    3) П.Я. Чаадаев В) Отстаивал идею самобытности России, ее принципиального отличия от Западной Европы; любые попытки направить ее развитие в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей.
    4) Кантемир Г) Бытие народов и культур он рассматривал по аналогии с жизнью отдельного человека: «младенческое состояние» общества, на смену которому приходит «юношество» (именно тогда возникла письменность). Период «мужества» - принятие христианства. И наконец, наступает полная зрелость.
    5) Филофей Д) Идея «Москва – Третий Рим»

    16. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

    Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. В списке слов больше, чем вам необходимо выбрать для заполнения пропусков.

    Различий между философией и наукой немало. На этом основании многие исследователи рассматривают философию как совершенно особый способ постижения мира.
    Однако нельзя упускать из виду и того, что философское знание А) ___________: помимо указанных вопросов, которые можно отнести к ценностным, Б) ______________и которые вряд ли можно постигнуть научным путем, философия изучает и ряд других проблем, ориентированных уже не на должное, а на сущее. Внутри философии достаточно давно сформировались относительно самостоятельные области знания: учение о бытии - В) __________; учение о познании - Г) _____________; наука о морали - Д) _____________; наука, изучающая прекрасное в действительности, законы развития искусства, - Е) _______________.

    1.Эстетика

    2.Экзистенциализм

    3.Онтология

    4.Этика

    5.Гносеология

    6. Плюрализм

    7. Многослойность

    Анализ текста

    Личность, по мысли датского философа Серена Кьеркегора, - это прежде всего выбор. Выбор жизненного пути, выбор обстоятельств, поступков. Но прежде всего- выбор самого себя, ответ на вопрос: какую жизненную стратегию избрать? С. Кьеркегор намечает три основных варианта: эстетический, этический, религиозный. Для эстетика жизнь - это и переживание природы, и радость общения с другими, и наслаждение любовью. Он глубоко чувствует ценность мгновения, умеет радоваться "здесь и теперь". Но "эстетическая жизнь" распадается на моменты, разрозненные эпизоды, в ней прошлое, настоящее и будущее не связаны между собой. Такая жизнь не приносит удовлетворения: предельный вариант эстетика - тиран, которому все подвластно, все дозволено (у Кьеркегора это римский император Нерон). Казалось бы, он должен быть счастлив. Однако, увы, он несчастнейший из людей, ему страшно, и вокруг пустота... Погоня за наслаждениями бессмысленна и бесплодна, а впереди - депрессия, тоска ужас...
    Другой, более высокий вариант жизненного пути, - этический, в основе которого лежит служение долгу. В этической жизни человек может быть удовлетворен даже в том случае, если в результате исполнения долга он не получает наслаждения. Для него смысл собственного существования заключается в том, чтобы жить согласно некому высшему закону, принимая жизнь такой, какая она есть...
    Но есть и этической и эстетической существование суть варианты земной жизни, ярмарка житейской суеты. Человеку кажется, что они то и есть жизнь. Однако нередко оказывается, что понимание смысла жизни сопряжено с осознанием факта смерти и смертности, однократности нашего прибытия в этом мире. Что же удерживает человека "на плаву", перед лицом небытия, в состоянии тревоги и страха, кажется, нет сил превозмочь все страдания? роль спасителя выполняет вера - особое состояние, в котором человек непосредственно "прозревает" самоочевидность и духовную бесспорность открывшихся истин. Однако может ли "религиозная жизнь"(этот "третий жизненный путь", "третья жизненная стратегия") помочь человеку найти смысл жизни? ведь вера "абсурдна", она не может быть подкреплена или опровергнута доводами разума.
    Вопросы к тексту:
    1. Оцените варианты выбора жизненной старатегии, предложенные С. Кьеркегором.

    2. Возможны ли другие варианты выбора?

    3. Нужно ли вообще заниматься человеку поисками смысла жизни?

    4. Можно ли прожить без этих поисков?

    Контрольная работа

    «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность человека»

    1 вариант

    Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?

    1) М. Вебером; 2) К. Марксом; 3) О. Контом; 4) Аристотелем

    На вопрос Пожалуйста, подскажите причины аномии. заданный автором Queen Nothing лучший ответ это Аномия - [греч. a - отрицательная частица, nomos - закон] - понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм
    Аномия - «отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам»
    Источник:

    Ответ от Взрослеть [гуру]
    может анемия? То это очень мало кислорода в крови кажется


    Ответ от Европейский [гуру]
    Аноми́я - [греч. a - отрицательная частица, nomos - закон] - понятие, введенное Э.Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп (в том числе социально декларируемые образцы поведения), а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодежи.
    Также есть понятие, или как оно звучит:
    Аноми́я - «отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам». Термин был введен научный оборот Эмилем Дюркгеймом. Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона.http://www.mirrabot.com/work/work_36189.html
    Анеми́я (греч. αναιμία, малокровие) - группа клинико-гематологических синдромов, общим моментом для которых является снижение концентрации гемоглобина в крови, чаще при одновременном уменьшении числа эритроцитов (или общего объёма эритроцитов). Термин «анемия» без детализации не определяет конкретного заболевания, т.е. анемию следует считать одним из симптомов различных патологических состояний.Сама по себе любая анемия не является заболеванием, но может встречается как синдром при целом ряде заболеваний, которые могут быть либо связаны с первичным поражением системы крови, либо не зависеть от него. В связи с этим строгая нозологическая классификация анемий невозможна. Для классификации анемий принято использовать принцип практической целесообразности. Для этого наиболее удобно делить анемии по единому классификационному признаку - цветовому показателю.В связи с преходом на автоматический анализ состава периферической крови цветовой показатель может быть с не меньшим успехом заменён на другой показатель - средний корпускулярный объём (СКО). Его измеряют прямым способом с помощью автоматизированного счётчика. Нормальное значение СКО представляет 80-90 фл (нормоцитоз). Снижение СКО ниже 80 фл - микроцитоз. Повышение СКО выше 95 фл - макроцитоз.Снижение концентрации гемоглобина в крови часто происходит при одновременном уменьшении количества эритроцитов и изменением их качественного состава. Любая анемия приводит к снижению дыхательной функции крови и развитию кислородного голодания тканей, что чаще всего выражается такими симптомами как бледность кожных покровов, повышенная утомляемость, слабость, головные боли, головокружение, сердцебиение, одышка и другими.
    При рутинном исследовании мазка периферической крови морфолог указывает на отклонение размера эритроцитов в меньшую сторону (микроцитоз) или в большую сторону (макроцитоз), но такая оценка, если она производится без специальных приспособлений - микрометров, - не может быть свободна от субъективизма. Достоинством автоматического анализа крови является стандартизация показателя - СКО.Замена цветового показателя на показатель СКО не нарушает привычной классификации анемий, построенной на основании цветового показателя.
    Гипохромные (микроцитарные):
    железодефицитная анемия
    талассемии
    Нормохромные (микроцитарные):
    гемолитические анемии (когда скорость разрушения эритроцитов превышает скорость их продукции)
    постгеморрагическая (как результат потери крови вследствие кровотечения или кровоизлияния)
    неопластические заболевания костного мозга
    апластические анемии
    внекостномозговые опухоли
    анемии вследствии снижения выработки эритропоэтина
    Гиперхромные (макроцитарные):
    витамин B12-дефицитная анем

    Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Рассматривая проблемы общества и социального поведения, он, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем.

    Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

    Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

    Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

    Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.


    Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

    К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественноэкономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

    Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

    Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

    Социология Макса Вебера. Для творчества Макса Вебера (18641920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

    Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действии. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

    Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

    В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

    Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

    В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

    Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

    Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

    - Почему я люблю работать в Гипертексте? - По качану! - нередко отвечал я, чтобы отвязаться ... Это приносило некую разрядку, но и после такой отповеди количество спрашивающих совсем не уменьшалось, а даже наоборот. Пришлось многократно объяснять и объясняться.... Незаметно вызрела идея поведать об этом подробнее... тем более, что я сам не только потребитель текста , но и его поставщик.... Итак... Прежде всего следует отметить, что с тех пор как я выучился читать, я всегда любил текст И всегда серьозно относился тексту - к напечатанным массивам слов и буковок, из которых они состояли... Красота напечатанного текста открывалась мне ещё до того как мне открывался смысл самого текста ... Мне достаточно было одним взглядом окинуть текст , чтобы заметить его огрехи. Я мгновенно находил ошибки... Текст , текстура , текстиль , текстолит... Мой дедушка (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку) торговал вразнос текстилем, а потому звался мальчиком... Таскал увесистые узлы по селам и деревням, - кстати, в чём разница между селом и деревней? ... Я в детстве очень любил вышивать и отдавал этому занятию почти весь досуг... Вышивал по канве крестиком и гладью... Вязал крючком, спицами и на пяльцах, но это нравилось меньше...А потом тоже, как мой дедушка, таскал узлы, работая грузчиком бельевого склада гостиницы Днепр ... Недавно мой один знакомый (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), узнав от меня, что я работал в этой гостинице неосторожно проговорился, пошутив: "Зачем было узжать в Америку !? Работал бы в гостинице до сих пор...". Им бы хотелось закрепостить меня вьючным животным навеки ... Мой отчим со товарищи (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), поверив в хрущёвский НЭП , в первую хрущёвскую оттепель из ничего создал текстильный цех, где делали тесьму, басму, бахрому, был участок по выпуску бродери ... А ещё там ткали бесконечные, - потом их разрезали - жакардовые ковры с оленями, медведями и прочей живностью... В другом цеху на тойже территории коператоры делали резиновую обувь. Галоши, боты, сапоги - из сажи и резиновой крошки... Потом мне пришлось подобное примянять на трассах газопроводов , которые в то время покрывались так называемой пековой изоляцией - смесь горячего битума с резиновой крошкой в качестве пластификатора.... Моя жена одно время была лаборантом при этом деле и делала тесты, которые назывались "кольцо и шар"... Но вернёмся к текстам и текстилям.... В этом цеху меня научили и приспособили работать с основой (большущая катушка с нитками) и стреляющим утком.... Наверху ткацкого станка располагались большие картонные перфокарты, - это же надо! - которые хранили тайну узора... Спицы, сквозь которые были продеты нити основы, взаимодействовали с перфокартами. Они то проваливались сквозь отверстия в них, то нет. А уток всякий раз пробегал между нитями.... Так получался нужный рисунок... Мне доверяли следить за станками и исправлять обрывы нити... Отдельно стояло производство трикотажа... а ещё завораживали станки тамбурной вышивки, успевай только подменять основу... В 1966 году меня наконец-то приняли в Киевский госуниверситет (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), на факультет иностранной филологии... И навалились тексты.... Плавт , Гомер , Менандр , Овидий , Софокл , Сафо , Еврипид , Катул , Эсхил , Аристофан , Бокаччио , Данте , Петрарка , Леопарди , Сервантес , Лопе де Вега , Чоусер , Шекспир , Вальтер Скотт , Диккенс , Теккерей , Пьер Ронсар , Тристан и Изольда , Песнь о Роланде , Франсуа Вийон , Рабле , Вольтер , Роберт Бернс , Флобер , Мопассан , Золя , Бальзак , Блейк, Эдгар По , Оскар Уальд , .... четыре семестра грызли латынь ... голова шла кругом... Всю жизнь учусь , а последние 35-40 лет всё больше самостоятельно... Чтение художественно литературы незаметно отодвинулось на второй план. Пришло время текстов технических.... Малообразных и худоэмоциональных, но зато высоко информативных и точных... Управленческий быт принёс тексты написанные в стиле пресловутого канцелярита , своеобразного управленческого сленга , по которому легко распознают своих... Непосвященные насмехались и пролетали... А я успешно решал вопросы на всех ярусах бюрократической системы . Достаточно было составить текст в нужном стиле.... Это работает до сих пор... И, между прочим, даже здесь в Америке (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку)... К чтению я всегда относился весьма основательно... В своих книжках я непрерывно и дотошно подчеркивал слова и выражения, казавшиеся мне опорными, т.е. ключевыми для понимания. В книжках чужих этого делать было нельзя. Я вёл конспекты, куда старательно выписывал ключевые мысли... Видимо, если бы у меня было достаточно общения, я этого бы не делал. В основном приходилось работать в уединении, в читальных залах библиотек, так сказать с текстом тет-а-тет... А потому приходилось самому доходить до сути... Ошибки в этом случались всё реже.... Первым бизнесом, который я затеял со своими детьми, стало написание толкового словаря по бизнесу. Нарождающийся рынок подхлёстывал... Я вооружил их десятками разных словарей, и мои дети принялись за составление. Сначала словарную статью писал самый старший. Вернее он её просто передирал с понравившегося ему первоисточника. Потом за дело принимались остальные, а в конце недели подключался я... Правил и критиковал... Интересная оказалась педагогическая затея... Дети сдружились в деле (кооперация!), научились спорить по делу, т.е. доказательно. Они незаметно поднабрались новых знаний. Словарь мы не издали, гонорара не случилось, но никто не роптал... Все оказалась довольны самим процесом творчества... Замечаю, что это не прошло даром, не забылось... Научно-технические тексты, несомненно, имееют свою особенность и специфику. На них лежит печать того своеобразия, которым отличается мышление научное от обыденного. Этому мышлению специально обучают молодых учёных, которые, став кандидатами наук, легко демонстрируют способность к такому мышлению.... Хорошие образцы такого мышления в виде разнообразных текстов отличаются научностью, т.е. системностью, непротиворечивостью, внутренней логикой и лапидарностью, т.е. отсуствием пустозвонства или слов без информации, эдакая сухость в эстетике холодной вечности. Ну, не глупо ли экспрессировать и суетиться у бездушной железки? Ведь такие тексты предназначены в первую очередь для обработки тупой вычислительной техникой. И только-то. А потому отсуствие эмоциональности - признак добротного текста в этой сфере человеческой деятельности... Краткость - сестра таланта! Жизнь-то коротка... "Бесчувственность" таких текстов - ещё и отличный индикатор научного профессионализма... Кто понимает... А учёные ведь тоже люди И они, чтобы это доказать - шутят. Однако их весёлость - лишь демонстрация открытости, т.е. готовности воспринять новое, часто необычное и парадоксальное... Без такой открытости в науке делать нечего. Но в такой манере они свои научные опусы не пишут. Их тексты - неумолимый "накат ", где одно возникает из другого. Да не абы как , а по определённым правилам. Где выявляются все противоречия и даются рецепты их разрешения, но тоже не абы как , а по определённым правилам. Где выявляются совсем неочевидные причинно-следственные связи или устанавливается их отстуствие. Делается это без эмоций, вернее им не позволяют вылиться в текст... Словом, тот ещё стиль! Но именно так, - по правилам - и рождается новое и скучно доказывает право на своё существование. Такова специфика научного быта и элементарной научной грамотности... Для трудящихся с телевизорным образованием пишуться научно-популярные тексты - своеобразный заниматеьный жанр. Но это не для меня. Кто в армии служил, тот в цирк не ходит... Я лучше прочитаю грамотный обзор литературы по интересующей меня теме.... Мемуарная литература - это отдельная песня ... Но и здесь, стоит только проставить гиперссылки, сразу видно всё. Круг общения, понятийный аппарат, личная скромность, совесть , самоценка, оценка других участников событий, сами эти события... и прочая, прочая... Нередко закрадывается мыслишка... Та или иная... Почитайте, может и вас посетит... каких только чудес не бывает на белом свете! С появление персональных компьютеров, сети Интернет пришло время гипертекста .... Философия гипертекста и его основы были уже давно разработаны , но всё это находилось вне внимания публики, т.к. не существовало дружественных средств реализации. Когда они появились гипертекст выскочил как чёрт из табакерки, т.е. казалось ни откуда... Я разу врубился - пора забывать про мои карандашные пометки, раскраску текста Highlight -ерами, конспекты, словари и справочники... И напрочь забыть идею издать свои Записки бывалого в бумажном виде. Мои трёхмерные гипертексты принципиально не годятся для бумаги в её сегодняшнем плоском виде... Настала пора отказаться от часто повторяющихся описаний известного и общеизвестного, всего того, что давно пережевано и прочно вошло в Анналы . Гипертекст отлично свяжет плосский текст со всем необходимым, если автор поставит все нужные гиперссылки... Текст с гиперссылками приобретает своеобразные свойства текста трёхмерного. Плоская картина, где реальный объем можно передавать только условно, отличается от скульптуры , барельефа , горельефа и даже сграффито . При этом сам исходный текст становится бесконечным, и его можно начинать читать с любого места, совсем также, как разглядывать любую архитектуру ... Был бы интерес и желание... Добавлю, что плоская, - 2 D - живопись прекрасно сосуществует с 3 D формами, в том числе и раскрашенными... И каждая имеет свою собственную нишу... Так что места всем хватит... Дополнительно . Автора гипертекста можно будет распознать по его ассоциациям и аллюзиям , ведь его гиперссылки будут весьма индивидуальными, правда, на первых порах пока авторский стиль не устаканиться в результате сублимации эмоций.... И последнее, когда я редактирую чужие произведения, превращая их в гипертекст, наличие гиперссылок свидетельствует не только о том, что я текст этот читал, но и о том, что я над ним размышлял в каждом отдельном случае, когда нужно было поставить гиперссылку. Эдакое медленное кропотливое и въедливое чтение. Это вам не быстрое чтиво в метро... Каждому своё... Внешний вид текста тоже изменился Замыленному глазу, истерично реагирующему на всё новое, кажется диким читать такой текст . Хотя достаточно вспомнить разноцветный поток автомобилей на улицах, чтобы успокоится и начать продираться сквозь заросли словесного мусора. В ъедливо докапываться до идеи, т.е. сути текста , постигая заложенный в нём message ... В литературе художественной таким посланием может стать, и нередко становится, не сам текст как таковой, не повествование, не фабула или там интрига, а энергия передаваемой эмоции... Тайна такого текста заключается в умении автора включать некие ключевые кнопочки в наших головах, возбуждая те или иные переживания... Несмотря на то, что текстовая действительность - виртуальная, а возбуждение вполне реальное. В этом смысле настоящая поэзия - верх текстового искусства... Об этом в дугой раз... Что сразу бросается в глаза с первого взгляда на гипертекст ? Прежде всего видно, что уже известно, а что нет. Известное отличается голубым цветом, который стал уже своеобразным стандартом... В этот цвет окрашиваются слова, на которые заделана гиперссылка. Остальное остаётся чёрным, а потому сразу очевиден так называемы "авторский вклад", т.е. что автор добавил к известному, что нового сказал... К сожалению, в большинство текстов после "проявления", т.е. после проставления гиперссылок, показывает, что авторский вклад представляет из себя нечленораздельное артикулирование типа мычания со всплесками пошлых эмоций... Ведь в сё существенное, - и гиперссылки ясно об этом свидетельствуют - уже было пережито пережёвано высрано выблевано и высказано другими. Часто за много тысяч лет до факта написания данного авторского текста ... Раз нет новизны, чего сотрясать воздух-то!? Но ведь пишут же... Одно спасение - нет обязанности читать.... Гиперссылка делает понимание понятийного аппарата текста более однозначным. " Непонимание - вот тот бульон, в котором разводят микробов национализма, расизма, ненависти: " Гляди, он живет не так, как ты, он ниже тебя и не хочет того признать; он говорит, что он живет лучше тебя, что он выше тебя; если ты его не убьешь, он заставит тебя жить по-своему" , - Илья Эренбург . Миролюбивые и ушлые стремятся быть правильно понятыми, а потому желают однозначности , иногда понимая, что она вряд ли достижима в принципе.... А ещё, гиперссылка существенно уменьшает потребность в кропотливой работе составителей многоязычных словарей.... Чтобы ставить гиперссылки нужно найти надёжный источник базовых знаний Сейчас в этом смыле лучшим является английская версия Википедии - прекрасная идея и её реализация! Получается новое качество - гипертекст с ссылками на Википедию . Обычный текст превращается в уникальный толковый словарь, причём русско-английский. Такой словарь нужен для дальнейших детальных исследований в Интернете. Рассейские же авторы и самые разнообразные редакции обычно не утруждают себя написанием иностранных Имён существителных личных на языке оригинала или там на английском языке. Я подозреваю, что они не ведают, что такое Имя существительное Личное, и не понимают, что иностранное почти никогда не пишеться, как слышится... Собственно, и с русским такая же история... Русская часть Википедии - жалкое подобие основного издания, а потому ей пользоваться следует очень осмотрительно... Нужно отметить, что знания английского языка заметно улучшаются, если перестать пользоваться англо-русским и русско-английским словарями, а перейти на английский толковый словарь, т.е. постигать английский через английский. Около десяти лет я атаковал русские интернет издания предложениями о гипертексте ... Лёд тронулся, гипертекст стал появлятся и здесь.... И как-то вдруг обнаружилось, что редакциям газет и журналам писать-то, собственно говоря, не о чем.... всё давным давно написано и переписано, в том числе и собственными журналистами . Успевай только ставить соответствующие гиперссылки и принимать от писак заявления об уходе. Они теперь почти поголовно ринулись в писатели... Но это ведь другое ремесло .... Да и мысли с идеями не мешало бы сначала заиметь... не говоря уж о совести ... Попутно замечу, что гипертекст делает совершенно ненужным пресловутые именные списки, составление которых может запросто привести к короткому замыканию в мозгах авторов, их помощ ников, а также корректоров и редакторов. Сам текст с гиперссылками (гипертекст) позволяет легко проводить текстуальные исследования. В частности, частотный анализ лексики и авторского лексикона ... Автор, часто не осознавая этого, упоминает, - но с разной частотой - в своих текстах людей, которые ему близки, любимы, симпатичны, ненавистны... в общем те, к которым он неравнодушен. Другие упоминаются лишь вскользь. Как бы ритуально. Нельзя, мол, не упомянуть, а то сочтут невеждой или, - ней дай Бог - некультурным, не городским... При наличии гипертекста , такое нехитрое исследование может стать доступным не только узкому специалисту-лингвисту, но и простым гражданам, дерзнувшим заглянуть в тайны авторского подтекста... Введение в научный оборот Иные учёные - особенно этим отличаются историки , - любят не по делу ввернуть фразочку типа "автор ввёл в научный оборот...". Эти словеса призваны добавить "научнага" весу к опусам претендентов на научные степени и звания. Упомянутая писанина по своей научности ничем не отличается от публикаций исходных материалов - приводится некая фотокопия "историческага" документа с неким, чаще всего ненужным, комментарием-мнением публикатора... Вот и весь пресловутый "научный вклад" соискателя... А ведь документы буде он "введён в научный оборот" правильно, должен говорить сам за себя. И это можно сделать, превратив это документ в гипертекст . Только тогда его будут "видеть" все интернетовские поисковые роботы , сам текст будут проиндексирован , и текст будет легко отыскиваться всеми интересующимися... Это и будет настоящее "введение в научный оборот" Выводы: 1. Гипертекст есть смертельная угроза пустобрехам, просто болтунам и любителям словесной жвачки 2 . Гипертекст нужен в качестве экономичного средства распространения знаний. Гипертекст как бы "закрывает" тему. Статья по теме просто превращается в энциклопедическую 3 . Гипертекст полезен своей лапидарностью (это только цветовое указание) и услужливостью, ведь гиперссылка всегда под рукой 4 . Гипертекст нужно читать въедливо, открывая все гиперссылки. Проверить свои знания всегда полезно, никогда нелишне и никогда не поздно 5 . Гипертекст нужно делать въедливо, проставляя все возможные гиперссылки. Лодари от такой работы бегут, как чёрт от ладана, распространяя