» » История науки. Наука: создание новой картины мира презентация к уроку по истории (8 класс) на тему Презентация по страницам истории технической науки

История науки. Наука: создание новой картины мира презентация к уроку по истории (8 класс) на тему Презентация по страницам истории технической науки

Слайд 2: 1. Грамотность и школа

В Англии в 1840-х гг. при венчании половина женихов и невест не могли расписаться в церковных книгах. В 1850 г. во Франции были неграмотными почти 40% мужчин. В германских государствах всеобщее начальное образование было введено в конце XVIII в. (в эпоху просвещённого абсолютизма). В Швеции и Швейцарии введение всеобщего начального образования произошло в середине XIX в. Во многих штатах США существовало бесплатное начальное образование, но оно не было обязательным.

Слайд 3: 1. Грамотность и школа

Развитие грамотности приобретает массовый характер. Причины: перемены в жизни общества и в экономике. Работать на сложном станке, быть машинистом паровоза или служащим в банке могли только грамотные люди.

Слайд 4: 1. Грамотность и школа

Начальное образование Светское, обязательное, бесплатное Среднее, высшее образование платное

Слайд 5: 2. «Читательская революция»

Чтение приобрело массовый характер, распространилось на все слои общества Увеличение печатной продукции (новые технологии в производстве бумаги и типографском деле) Чтение стало более доступным для народных низов. Большинство новых романов были дешёвыми Появились бесплатные, более доступные для низов многие библиотеки.

Слайд 6: XIX столетие - век науки

Слайд 7: XIX столетие - век науки

Домашнее задание: составить таблицу «Научные открытия» XIX века Учёный Научная область открытие Ч. Дарвин биология Теория эволюции М. Фарадей физика Электромагнитная индукция

Слайд 8: XIX столетие - век науки

Учреждение в 1901г. Нобелевской премии способствовало привлечению общественного интереса к достижениям науки и росту её престижа

Последний слайд презентации: Образование и наука: История – наука века

История объясняла прошлое и указывала цели в будущем, служа одной из основ веры в прогресс, в постоянные изменения к лучшему; укрепляла национальное самосознание, прослеживая путь народа от его истоков до современности. ученый Научная область открытие Леопольд Ранке история Теория объективности в истории (тщательная работа с источниками) Ф. Гизо история Представление о классах и классовой борьбе О. Конт философия Теория достижения подлинного «позитивного» знания


История науки - это исследование феномена науки в его истории. С одной стороны наука представляет объективное знание, а с другой - процесс его получения и использования людьми.

Изучение истории современной науки опирается на множество сохранившихся оригинальных или переизданных текстов.

Однако сами слова «наука» и «ученый» вошли в употребление лишь

в XVIII-XX веках, а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией».


Хотя эмпирические исследования известны еще с античных времен (например, работы Аристотеля и Теофраста), а научный метод был в своих основах разработан в Средние века(например, у Ибн ал-Хайсама, Аль-Бируни или Роджера Бэкона)

начало современной науки восходит к Новому времени, периоду, называемому научной революцией , произошедшей в XVI-XVII веках в Западной Европе.


Античная наука

Характерные черты античной науки:

  • Созерцательность
  • Самодостаточность
  • Логическая доказательность
  • Открытость критике
  • Эстетическое отношение к объекту исследования.

Античная наука

Становление первых научных программ: атомизм; математическая картина мира пифагореизма и платонизма; разработка теории доказательств (в частности, аппарата доказательства от "противного" элеатами);

фундаменталистская программа Аристотеля; построение космологических моделей. Создание дедуктивного математического метода. Превращение математики в стройную самостоятельную дисциплину (Евклид, Пифагор, Архит, Евдокс, Гиппократ, Теэтет и др. "Начала" Евклида - энциклопедия античной математики, ее историческое значение. Античная теоретическая астрономия (Евдокс, Гиппарх, Клавдий Птолемей, Аристарх Самосский).


Средневековая наука

Наука и религия - основная антитеза ценностных установок Средневековья

Для Средневековья характерно:

  • Теолого-текстовый характер;
  • Идея совокупного, божественного, отсутствие частичного;
  • Все вещи рассматриваются как символы божественного разума;
  • Слово как орудие мира, данное Богом человеку. Особенно важно записанное в Библии слово;
  • Существование мира имеет конечный замысел;
  • Познание рассматривается как иерархичный процесс;
  • Натуральная магия, считалось, может дать знание о скрытых естественных законах;
  • Полностью исключался метод эксперимента.


Представители интернализма :

Г. Герлак

Полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы. В работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа.


Представители экстернализма : Б. Гессен Д. Бернал Дж. Холдейн Э. Цильзель Д. Нидам

Возникший в 1930-е гг. в значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. вненаучные, факторы. Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.


Новое время

С конца XIX до середины XX веков в науке происходят радикальные изменения, связанные со становлением нового неклассического естествознания. В 20-30-е годы XX в. господствующим течением в западной философии становится логический позитивизм или неопозитивизм.

Большие идеи, охватывающие всё мироздание, вырастают из непрерывного потока эмпирического знания, они ищут в этом потоке подтверждение, изменяются, обобщаются, конкретизируются.


  • Построение для эмпирической науки нейтрального (то есть не навязывающего предвзятых интерпретаций) языка описания фактических «положений дел», так чтобы теоретические положения можно было бы выводить по самым строгим логическим законам из протокольных предложений опыта, а предсказания теории подтверждать (верифицировать) обращением к наблюдению и эксперименту.
  • Познание с помощью эксперимента


Представители «Нового времени»

Карл Раймунд Поппер (1902-1994)

Карл Поппер изучал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями.


  • В процессе развития знания растет глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от самого уровня науки на определенном временном этапе ее развития.
  • Переход от одной теории к другой не выражает никакого накопления знания (новая теория состоит из новых проблем, порождаемых ею).
  • Целью науки является достижение высокоинформативного содержания.

Основными понятиями его концепции научного знания являются следующие: 1)проблема демаркации(отделении научного знания от ненаучного) 2)принцип фальсификации(теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее можно опровергнуть, фальсифицировать. Почти триста лет механику Ньютона считали истинной во всех отношениях, а потом на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а затем опровергается.)


3)принцип фаллибилизма(любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений) 4)теория "трех миров"(первый мир - мир объектов, второй мир- мир субъектов и третий мира- мир объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки)


Считал, что научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция - это смена научным сообществом психологических парадигм. Наиболее известной работой Томаса Куна считается - «Структура научных революций» .


Ход научной революции по Куну:

1)Нормальная наука - каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;

2)Экстраординарная наука – кризис в науке. Появление аномалий - необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;

3)Научная революция - формирование новой парадигмы.

  • Новая история 8 класс
Какие изменения произошли в развитии науки
  • Какие изменения произошли в развитии науки
  • Какие причины способствовали развитию науки и научных знаний;
  • Как эти исследования повлияли на жизнь людей Нового времени;
  • Сегодня вы узнаете:
.
  • Причины быстрого развития наук.
  • « Повелитель молний».
  • Сенсации продолжаются.
  • Революция в естествознании.
  • Новая наука – микробиология.
  • Успехи медицины.
  • Развитие образования.
  • Работаем по плану:
  • Работаем с таблицей
  • Причины быстрого развития наук
  • Почему же в XIX – начале XX века так активно начинают развиваться
  • различные науки?
  • Ответ на вопрос найдёте
  • прочитав пункт 1
  • на стр. 39.
Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве
  • Причины быстрого развития наук
  • Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве
  • 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени
В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.
  • В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества.
  • « Повелитель молний»
  • Майкл Фарадей
В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.
  • В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма.
  • « Сенсации продолжаются»
  • Джеймс Карл Максвелл
Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний.
  • Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет – разновидность электромагнитных колебаний.
  • Максвелл с цветовым
  • волчком в руке
  • « Сенсации продолжаются»
В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению
  • В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению
  • « Сенсации продолжаются»
  • Генрих Рудольф Герц
Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца.
  • Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца.
  • « Сенсации продолжаются»
  • Экспериментальный аппарат
  • Герца 1887 года.
Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества
  • Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества
  • « Сенсации продолжаются»
  • Хендрик Антон Лоренц
  • « Сенсации продолжаются»
  • Совершался переворот в естественно – научных представлениях человечества, формировалась новая картина мира, которая существует и сегодня
В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.
  • В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.
  • « Сенсации продолжаются»
Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине.
  • Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине.
  • « Сенсации продолжаются»
  • Рентгеновские снимки
  • Антуан Анри
  • Беккерель
  • Пьер Кюри
  • Мария
  • Склодовская-
  • « Сенсации продолжаются»
  • Эрнест Резерфорд
  • Нильс Бор
  • Учёные, изучающие
  • явление
  • радиоактивности
В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».
  • В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».
  • Пьер и Мария Кюри
  • В лаборатории
  • « Сенсации продолжаются»
Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»
  • Переворот в естествознании произвела книга великого учёного – натуралиста Ч. Дарвина « Происхождение видов»
  • Чарлз Дарвин
  • « Революция в естествознании»
В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию
  • В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию
  • « Революция в медицине»
  • Луи Пастер
Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой.
  • Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой.
  • « Революция в медицине»
Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы.
  • Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы.
  • « Революция в медицине»
  • Эдуард Дженнер
Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача
  • Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины – стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой – к уху врача
  • « Революция в медицине»
  • Первые
  • стетоскопы
Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования
  • Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования
  • туберкулёза награждён
  • Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году.
  • « Революция в медицине»
  • Генрих Герман
  • Роберт Кох
Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).
  • Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог).
  • Один из основоположников эволюционной
  • Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления.
  • Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).
  • « Революция в медицине»
  • « Развитие образования»
  • Прочитайте самостоятельно пункт «Развитие образования» на стр. 44-45 и ответьте на вопрос
  • « Как в разных государствах происходило развитие образования?»
  • Подведём итог урока
  • Соотнесите учёного и его изобретение
  • Домашнее задание:
  • Параграф 5, вопросы, записи в тетради.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%F0%E0%E4%E5%E9,_%CC%E0%E9%EA%EB
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%9A%D0%BE%D1%85
  • * http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E5%F2%EE%F1%EA%EE%EF
  • *http://nova.rambler.ru/search?query=%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8+%D0%91%D0%B5%D0%BA%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C
  • Антоненкова Анжелика Викторовна
  • Учитель истории МОУ Будинской ООШ
  • Тверской области

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУКА. СОЗДАНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

ПЛАН: Причины быстрого развития наук. « Повелитель молний». Сенсации продолжаются. Революция в естествознании. Новая наука – микробиология. Успехи медицины. Развитие образования.

ПРИЧИНЫ БЫСТРОГО РАЗВИТИЯ НАУК Сама жизнь требовала познать законы и использовать их в производстве 2. Коренные изменения в сознании и мышлении людей Нового времени

ЗАДАНИЯ: 1 вариант: физики 2 вариант: биологи 3 вариант: эксперты

« ПОВЕЛИТЕЛЬ МОЛНИЙ» В 1831 году Майкл Фарадей открыл явление электромагнитной индукции, что позволило приступить к созданию электродвигателя. Он стал членом Королевского общества. 07.10.18 Майкл Фарадей

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1860-х годах он разработал электромагнитную теорию света, обобщившую результаты опытов и теоретических построений многих физиков различных стран в области электромагнитизма. 07.10.18 Джеймс Карл Максвелл

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Согласно его теории, в природе существуют невидимые волны, которые передают электричество в пространстве. Свет - разновидность электромагнитных колебаний. 07.10.18 Максвелл с цветовым волчком в руке

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1883 году немецкий инженер Генрих герц подтвердил существование электромагнитный волн и доказал, что никакой материальный предмет не может помещать их распространению 07.10.18 Генрих Рудольф Герц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Герц установил, что электромагнитные волны распространяются со скоростью 300 тыс. км/с. Эти волны стали называться волнами Герца. 07.10.18 Экспериментальный аппарат Герца 1887 года.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Голландский физик попытался объяснить электромагнитную теорию Максвелла с точки зрения атомного строения вещества 07.10.18 Хендрик Антон Лоренц

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В конце 1895 года в Германии физик Вильгельм Конрад Рентген, исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, открыл невидимые лучи, названные им Х – лучами.

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» Оставаясь невидимыми, лучи пронизывают различные предметы в разной степени. Полученное изображение можно запечатлеть на фотоплёнке. Это открытие нашло широкое применение в медицине. 07.10.18 Рентгеновские снимки

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» 07.10.18 Антоненкова А.В. МОУ Будинская ООШ Антуан Анри Беккерель Пьер Кюри Мария Склодовская- Кюри Эрнест Резерфорд Нильс Бор Учёные, изучающие явление радиоактивности

« СЕНСАЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ» В 1903 году Мария и Пьер Кюри вместе с Анри Беккерелем получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». 07.10.18 Пьер и Мария Кюри В лаборатории

« РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ» Переворот в естествознании произвела книга великого учёного - натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов» 07.10.18 Чарлз Дарвин

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» В 1885 году учёный спас жизнь юноше, которого 14 раз укусила бешеная собака. Он работал над получением сыворотки от бешенства. Подарил миру новую науку - микробиологию 07.10.18 Луи Пастер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Работал с процессом брожения, создал метод стерилизации и пастеризации различных продуктов. Разработал несколько прививок против заразных болезней. Объяснял хирургам необходимость дезинфицировать руки и инструменты перед работой. 07.10.18

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Английский врач, разработал первую вакцину - против оспы. Дженнер придумал вводить в организм человека как бы неопасный вирус коровьей оспы. 07.10.18 Эдуард Дженнер

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Рене Лаэннек установил, что твёрдые тела по-разному производят звуки. Он сконструировал трубку из буковой древесины - стетоскоп. Один конец прикладывался к груди больного, а другой - к уху врача 07.10.18 Первые стетоскопы

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Немецкий микробиолог, открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. За исследования туберкулёза награждён Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1905 году. 07.10.18 Генрих Герман Роберт Кох

« РЕВОЛЮЦИЯ В МЕДИЦИНЕ» Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Один из основоположников эволюционной Эмбриологии,фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

« РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» «Как в разных государствах происходило развитие образования?»