» » Институты арт менеджмента. Основные институты арт-менеджмента

Институты арт менеджмента. Основные институты арт-менеджмента

Структуру арт-индустрии составляют следующие организации:

Концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий;

Театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.;

Продюсерские и промоутерские компании;

Студии грамзаписи;

Предприятия развлекательно-зрелищной направленности;

Творческие объединения и агентства.

В зависимости от характера собственности данные организации могут быть:

Собственниками материально-технических ресурсов;

Пользователями материально-технических ресурсов;

Владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.

По составу учредителей данные организации могут выступать в качестве:

Государственных;

Муниципальных;

Частных;

Корпоративных.

По характеру административно-правовой определенности могут быть:

Самостоятельными юридическими лицами;

Административно-правовой единицей в составе юридического лица;

Структурным подразделением в составе юридического лица;

Структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица.

В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как:

Объединение юридических и (или) физических лиц;

Самостоятельный субъект.

В зависимости от характера финансирования могут быть:

Бюджетными;

Хозрасчетными, но не коммерческими;

Предпринимательскими (коммерческими).

По организационно-правовой форме подразделяются на:

- коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности;

- некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности.

Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.

Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение

21 продолж . определенного оптимального финансового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.



Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:

Отношение между обществом и организацией - через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;

Отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями - через систему договоров;

Отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;

Отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками - через систему договоров, распорядительных актов администрации организации.

Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. С каждым годом число создаваемых концертных организаций неуклонно растет и географически расширяется. Подобный фактор зависит от увеличивающихся, с каждым годом, интересов и потребностей зрительской аудитории, а также экономических и финансовых возможностей регионов и уровня покупательской способности в них. Подобное явление нельзя назвать негативным так как: во-первых происходит насыщение рынка культурных услуг, во-вторых развивается индустрия культуры, в третьих не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая система взаимоотношений субъектов шоу-бизнеса и государственных структур.

Кто такой арт-менеджер? Какими знаниями он должен владеть, и какие функции ложатся на его плечи? На эти и другие вопросы отвечают преподаватели факультета .

Кто такой арт-менеджер

Арт-менеджер - это человек, который организует арт-рынок. Арт-менеджером можно назвать и галериста, а роль галериста на рынке и в мире искусства, мне кажется, не требует дополнительных разъяснений. Арт-менеджер - это человек осмысливающий, а потом организующий все, что связано с искусством.

    Понимание искусства: если человек хочет делать что-то в искусстве, ему нужны глубокие знания в этой области. Так как, планируя бизнес, необходимо иметь хотя бы приблизительные представления о том, что будет завтра с искусством, в каких направлениях оно будет развиваться и т.д.

    Организованность и универсальность: способность делать все правильно и вовремя, а также быстро понимать, как устроены различные процессы в искусстве.

    Умение работать с информацией: распространять информацию вокруг себе и пользоваться той, которая вращается в арт-сообществе, а также постоянно искать новые каналы коммуникации.

    Умение общаться людьми.

  • Хорошая реакция и готовность к изменениям: арт-менеджмент - быстро меняющаяся и растущая среда, в которой средний срок изменение реальности составляет полгода. Поэтому важно уметь быстро приспосабливаться.

    Общая культура: нельзя делать качественные проекты в арте, не понимая общих тенденций в театре, литературе, социальной и политической, экономической жизни и др.

    Проектное мышление: в искусстве никогда не бывает бесконечного континуума, любая выставка или клиент - это всегда проекты, а любой проект имеет свой цикл.

Я не люблю слово «менеджер». Сейчас люди, у которых есть деньги, могут делать искусство. Но если вы считаете, что в искусстве есть деньги, то лучше туда не ходить, а просто открыть завод. Деньги делают те, кто понимает человеческую природу. Искусство же надо любить. Поэтому я считаю, что арт-менеджер должен совмещать эти качества, то есть, в первую очередь, любить то, что он делает, и понимать человеческую природу… Менеджер должен быть фанатиком и подвижником, он должен уметь принимать креативные решения и коммуницировать.

Арт-менеджмент – управление в сфере искусства, совокупность методов, принципов, средств по реализации возможностей предпринимательства в сфере искусства. Основу арт-менеджмента составляют организации:

1. Концертные компании (филармонии, концертные объединения, агентства, дирекции, центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы);

2. Театрально-зрелищные предприятия (театры, цирки, продюсерские и промоутерские компании);

3. Студии грамзаписи;

4. Предприятия развлекательно-зрелищной направленности;

5. Творческие объединения и агентства.

По хар-ру собственности организации могут быть: собственниками материально-технических ресурсов, пользователями материально-технических ресурсов, их владельцами и распорядителями.

По составу учредителей : государственными, муниципальными, частными и корпоративными.

По хар-ру административно-правовой направленности: самост. юрид. лицами, структурным подразделением в составе административной единицы. В отношениях с другими подобными организациями могут выступать как: объединение юрид. лиц, самостоятельные субъекты. Цель данных организаций – пропаганда и распространение искусства, охрана авторских прав и достижение положительного финансового результата. Задачи: повышение культуры обслуживания населения; создание услуг для различных категорий населения. Управленческая деятельность осуществляется на четырех уровнях: 1. Отношение между обществом и организацией через систему законодательных и правовых актов; 2. Отношение данных организаций друг с другом через систему договоров; 3. Отношения между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга; 4. Отношении организации с входящими в ее состав творческими коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками.

Можно выд. менеджмент ш-бизн. – область знаний, помогающая осуществлять руководство процессом, создание художественных (материальных и духовных) ценностей и продвижение на рынок культурных услуг результатов творч-ой деят-сти, работающих в шоу-бизнесе авторов, исполнителей, режиссеров…; менеджмент галерей. Галерейная политика – инструмент налаживания социальных и культурных коммуникаций галереи со всеми субъектами. Направления галерейной политики: 1. Имиджевое направление – направлено на создание имиджа арт-галереи; 2. Коммерческое – получение прибыли посредством формирования ценовой политики, клиентской среды и создания коллекции; 3. Коммуникативное – продвижение образа арт-галереи: журналы, газеты, ТВ, Интернет, критика; 4. Репрезентативная – ориентирована на организацию выставок и реализацию проектов, т.е. демонстрацию совр. иск-ва в культурном пространстве с помощью художественных проектов: художественных акций, перфоманс (представление – театральный художественный акт), где художники заранее знают что делать, хеппенинг (происходить), никто из участников не знает заранее, как будут развиваться события (случайно, не предсказуемо). Неотъемлемая часть любого проекта – зрительское участие.



Серебряный век как соц.-культ. феномен Рубеж 19– начала 20 веков - время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отеч. культуры. Именно в этот период (период культурного возрождения, ренессанс) зародились новые литер-е жанры, обогатилась эстетика худ-го творч-ва, прославилась целая плеяда выд-ся деятелей науки, искусства, писателей, поэтов.

Процесс модернизации вносил, измен-я в уклад жизни росс. населения. В 1 оч. менялся образ жизни городских жителей. Их численность быстро увеличивалась за счет миграции из деревни в город. Формировалась современная городская инфраструктура. В городской быт входили трамвай, автомобиль, электричество, телефон, телеграф. Спрос на новые типы и виды зданий: промышленные предприятия, вокзалы, мосты, универмаги, многоэтажные жилые дома. В архитектуре началось применение новых материалов: железобетона, стекла, стали. В новом архитектурном стиле модерн были построены Третьяковская галерея (В.М. Васнецов), Музей изящных искусств.

Появились кафе, рестораны, гостиницы европейского типа. В этот период появляются новые культурно-досуговые формы: кабаре, ресторан «Вена» - творческая лаборатория Петербургской богемы. «Башня Вячеслава Ива нова», через которую прошла вся творческая элита. Салон Мережковского и Гиппиус и другие модные салоны конкурируют друг с другом.

Наряду со сложившейся сетью гимназий и реальных училищ по инициативе предпр-лей создавались комм-ские семи - восьмилетние училища, дававшие общеобразовательную и спец. подготовку. Появилась внешкольная образов. деят-сть (спектакли, постановки, развитие художественной самодеятельности). Возросло кол-во средних спец-ных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных горных, судоходных, землемерных. Множились ВУЗы. В 1917 году в стране было 124 ВУЗов.

Развитие науки было тесно связано со вступлением России в век индустриализации. Развивались новые отрасли естествознания: почвоведение, кристалло-графия, сейсмология, астрофизика. Среди наиболее изв. научных достижений - изобретение радио Поповым А.С., возникло самолетостроение (Н.Е. Жуковский). В 1904 году нобелевской премии был удостоен И.П. Павлов за труды по изучению процессов пищеварения, а в 1908 году И.И. Мечников за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний. Научную жизнь страны возглавляла Академия наук. В системе академии наук находились: обсерватории, музеи, лаборатории.

Наиболее ярким проявлением модернизма стал символизм в поэзии, оформившийся в начале 90-х годов. Программа символизма была определена Д. Мережковским , как «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Символизм был реакцией на натуралистическое изображение, описательность, гражданское звучание литературы. Символисты объединялись вокруг журналов «Северный вестник», «Мир искусства» .

Начало 20 в. было расцветом русской поэзии, К. Бальмонт, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Волошин, А. Белый и др., появилась группа крестьянских поэтов: С. Есенин, С Клычков, Н.Клюев. Серебряный век русской поэзии стал временем ее расцвета.

Заметную роль в развитии рус. иск-ва сыграло худож-е напр-е "Мир искусства ", появ-ся одноименный журнал. В объединение вошли А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих. «Мирискусники» считали, что искусство должно быть свободно от описательства, копирования действительности. Сергей Дягилев занимался выставкой отечественного искусства за рубежом. Выставка называлась «Русские сезоны».

Огромное значение в поддержке творчества художников, певцов, писателей имела деятельность российских меценатов. Наиболее известными среди них были: семейство текстильных фабрикантов Щукиных, а также С. Морозов, Н. Рябушинский, С. Мамонтов, основавший Московскую частную русскую оперу.

Насыщенной театральная жизнь, Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры; оперные театры были и в ряде больших городов. В 1898 г. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко основали в Москве Худож-й театр (МХТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Гамсуна и др. Модернистские течения в театре связаны прежде всего с именем актера и режиссера В.Э. Мейерхольда. В границах условного театра им были созданы теории «неподвижного театра», стилизации, гротеска.

В массовом сознании модерн воспринимался как «чистое искусство», ненужное излишество, барство.

  • I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  • II. Основные моменты содержания обязательства как правоотношения
  • II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  • II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • Структуру арт-индустрии составляют следующие организации:

    Концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий;

    Театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.;

    Продюсерские и промоутерские компании;

    Студии грамзаписи;

    Предприятия развлекательно-зрелищной направленности;

    Творческие объединения и агентства.

    В зависимости от характера собственности данные организации могут быть:

    Собственниками материально-технических ресурсов;

    Пользователями материально-технических ресурсов;

    Владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.

    По составу учредителей данные организации могут выступать в качестве:

    Государственных;

    Муниципальных;

    Частных;

    Корпоративных.

    По характеру административно-правовой определенности могут быть:

    Самостоятельными юридическими лицами;

    Административно-правовой единицей в составе юридического лица;

    Структурным подразделением в составе юридического лица;

    Структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица.

    В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как:

    Объединение юридических и (или) физических лиц;

    Самостоятельный субъект.

    В зависимости от характера финансирования могут быть:

    Бюджетными;

    Хозрасчетными, но не коммерческими;

    Предпринимательскими (коммерческими).

    По организационно-правовой форме подразделяются на:

    - коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности;

    - некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности.

    Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.

    Управление в сфере профессионального искусства в целом представляет собой сочетание управления художественным процессом, организационной и экономической деятельностью; его целью является формирование благоприятных условий для созидания, пропаганды и распространения искусства, охраны авторских прав, достижение определенного оптимального финансового результата. Решение этих задач неразрывно связано с повышением культуры обслуживания населения, с созданием услуг для различных категорий населения.

    Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:

    Отношение между обществом и организацией - через систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих процессы создания, функционирования и ликвидации конкретной организации;

    Отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями - через систему договоров;

    Отношение между организацией и потенциальной аудиторией через систему маркетинга, ценообразования;

    Отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками - через систему договоров, распорядительных актов администрации организации.

    Сегодняшние концертные агентства являются преемниками крупных государственных организаций и компаний. С каждым годом число создаваемых концертных организаций неуклонно растет и географически расширяется. Подобный фактор зависит от увеличивающихся, с каждым годом, интересов и потребностей зрительской аудитории, а также экономических и финансовых возможностей регионов и уровня покупательской способности в них. Подобное явление нельзя назвать негативным так как: во-первых происходит насыщение рынка культурных услуг, во-вторых развивается индустрия культуры, в третьих не только удовлетворяются потребности аудитории, но и формируется новая система взаимоотношений субъектов шоу-бизнеса и государственных структур.


    | | | | 5 | |

    Образовательная программа «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» создана для подготовки будущих и действующих арт-менеджеров, галеристов, арт-дилеров, сотрудников музеев и аукционных домов и тех, кто хочет развиваться и активно участвовать в формировании арт-рынка.

    Курс поможет разобраться в современном искусстве, ориентироваться в арт-рынке, создать свой культурный проект, наработать базу полезных контактов и найти единомышленников.

    Бизнес-образование: 9 месяцев (вторник и четверг: 19.00–22.15, суббота: 14.00–17.15). Обучение включает лекции, мастер-классы, выездные занятия в музеи и галереи, работу над собственными проектами.

    После успешной сдачи зачетов и экзаменов и защиты выпускной аттестационной работы, студенты получают диплом о профессиональной переподготовке по программе «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». .

    Место: учебный центр RMA, (Москва, м.Курская/Чкаловская)




    Кому будет интересна программа

    • Людям, которые хотят разобраться в арт-индустрии и начать работать в сфере искусства.
    • Тем, кто хочет открыть галерею или запустить проект в культурной сфере.

      Искусствоведам, культурологам, кураторам, которые хотят разобраться в бизнес-процессах современного арт-рынка.

      Сотрудникам музеев, которые хотят повысить квалификацию.

      Художникам, которые хотят продвигать свое творчество самостоятельно или найти грамотного менеджера.

      Всем, кому не хватает профессиональных связей и контактов арт-менеджеров, галеристов и других представителей индустрии.


    Программа обучения

    Учебный план состоит из лекций и мастер-классов, охватывающих все необходимые знания и навыки по управлению арт-проектом: «Менеджмент в арт-индустрии», «История и теория современного искусства», «Управление организацией в сфере культуры», «Экономика и финансы в сфере искусства», «Маркетинг. PR & медиапланирование».

    Кроме лекций в учебном центре RMA занятия проходят в ГМИИ имени А.С. Пушкина, Музее Москвы, Мультимедиа Арт Музее, Московском музее современного искусства, галереях, на ярмарке Cosmoscow. Студенты на практике изучают, как устроены пространства музеев и галерей, как организован выставочный процесс и логистика, узнают о технических нюансах и работе команды.

    В конце обучения слушатели защищают дипломную работу, которая может стать готовым бизнес-планом галереи или другого проекта в сфере искусства, стратегией развития музея, программой продвижения художника. Дипломированные выпускники получают право посещать закрытые лекции по арт-менеджменту даже после окончания обучения.


    Преподаватели

    Занятия проводят действующие участники арт-бизнеса: директора музеев, галеристы, представители арт-ярмарок, арт-дилеры и менеджеры культурных институций. Также факультет регулярно организовывает мастер-классы и творческие встречи с художниками и кураторами. Кроме знаний, студенты получают профессиональные контакты, которые помогут стать частью арт-индустрии.

    Виктория Кондрашова

    Директор русского офиса ярмарки viennacontemporary

    Стажировки

    Во время обучения студенты могут принимать участие в профильных стажировках на арт-ярмарках, в фондах и галереях. Помощь в организации и проведении мероприятий, работа с вип-гостями и художниками, стажировки в пиар-отделах дают возможность применить полученные знания и понять, как все работает на практике.

    Специально для своих слушателей и выпускников бизнес-школа RMA регулярно организует деловые поездки по России и зарубежные стажировки, во время которых участники знакомятся с международным опытом, посещают мастер-классы ключевых специалистов в сфере культуры.


    Карьера в арт-индустрии

    После окончания обучения вы сможете организовывать проекты в сфере культуры любого масштаба, открыть галерею, работать в музее на любой позиции, заниматься фандрайзингом и пиаром, продвигать художников и развивать институции. Мы регулярно публикуем новые вакансии в арт-индустрии, доступные только студентам и выпускникам RMA.

    Выпускники факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» работают в музеях (Третьяковской галерее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Музее Москвы, MAMM, ММОМА, Арт4), галереях (CW Gallery, Omelchenko Gallery, Art Fragment, Orekhov Gallery, Artis Project), аукционном доме Vladey, на ярмарке Cosmoscow.

    Также выпускники открывают галереи и развивают проекты в культурной сфере:

      Тамуна Аршба (Erti Gallery, Грузия)

      Елена Белоногова и Надежда Зиновская (центр современного искусства CUBE Moscow)

      Анастасия Бушуева (Галерея XVI)

      Надежда Винниченко (Галерея VG)

      Константин Волков (Галерея «Арт-Пенза»)

      Ирина Маринова (MIZK Gallery)

      Александра Московская (образовательный проект Science.me)

      Елена Паршина (PA Gallery)

      Екатерина Хрусталева (S E L E C T I O N Art Show, США)

    Бонусы для студентов и выпускников

      Дипломированные выпускники могут посещать лекции факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» после окончания обучения.

      Посещение специализированных конференций, семинаров, выставок со скидками или бесплатно.

      От партнеров бизнес-школы RMA в музеях, ресторанах, спортивных клубах.