» » Функционирование и развитие отраслевых базовых кафедр. «Базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах

Функционирование и развитие отраслевых базовых кафедр. «Базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах

- Карина Иосифовна, что такое базовые кафедры внешних IТ-компаний и академических институтов в вузах?

Базовые кафедры - это возможность объединить внешние ресурсы (компаний или академических институтов) и ресурсы университета с целью повышения качества учебного процесса за счет привлечения к преподаванию специалистов-практиков и ученых, а также современного оборудования, которое есть в коммерческих компаниях и академических институтах.

В создана и работает совместно (ИАПУ ДВО РАН). Её цель - повышение профессионального уровня выпускников и систем (ИТС). Наш вуз - единственный на Дальнем Востоке имеет базовую кафедру по IТ- направлению.

- Какие преимущества получают студенты, обучаясь на базовой кафедре?

Сотрудники базовой кафедры - это ведущие ученые ИАПУ ДВО РАН - профессора, доктора и кандидаты наук. Это ученые с именем, имеющие большой опыт в реализации научных проектов, хоздоговорных работ, публикации в ведущих профессиональных изданиях. Эти ученые не только читают лекции и проводят лабораторные и практические занятия для наших студентов, но, во-первых, они используют для лабораторных работ высокотехнологичное оборудование, имеющееся в распоряжении института, во-вторых, они привлекают студентов к проектам, в которых сами участвуют.

Поэтому наши студенты не только общаются с выдающимися учеными, но и осваивают новейшее современное высокотехнологичное оборудование, получают опыт практической и научно-исследовательской работы, опыт командной работы, обеспечивают, таким образом, свое конкурентное преимущество на рынке труда. Благодаря работе базовых кафедр рынок труда в перспективе получает выпускников с нужными компетенциями, а такие выпускники имеют явные конкурентные преимущества.

- Каким образом происходит закрепление студента за преподавателем базовой кафедры?

Абитуриент поступает на в на . Работа с учеными базовой кафедры начинается со 2-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры. В последнем семестре 3-го курса студенты бакалавриата решают сами, какие преподаватели и направления базовой кафедры им интересны, и закрепляются за ученым для выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Студенты магистратуры принимают такое решение значительно раньше, в первом семестре, так как почти сразу с ними работают ученые ИАПУ.

Сегодня на базовой кафедре Института информационных технологий ВГУЭС студенты изучают дисциплины: «Физические основы наноэлектронники», «Источники и приемники оптического излучения», «Оптоволоконные линии связи», «Оптические сети доступа», «Компоненты системы оптической связи», «Облачные технологии», «Управление требованиями», Технология программирования», «Интеллектуальные системы».

Наши магистранты активно подключаются к проектам, которые ведет ИАПУ ДВО РАН. Так, два магистранта участвуют в совместном проекте ВГУЭС и ИАПУ ДВО РАН по внедрению технологии Big Data в медицине. Два выпускника 2015 года остались работать в ИАПУ ДВО РАН.

Помимо организации дисциплин, которые читают представители базовых компаний, и руководства курсовыми и дипломными проектами, базовые кафедры занимаются организацией стажировок студентов вуза в ИАПУ ДВО РАН. Тесное взаимодействие с базовой кафедрой - это хороший шанс заявить о себе, получить профессиональные навыки, опыт реальной работы по специальности - и все это в процессе обучения.

Сегодня образование в области информационных технологий во ВГУЭС дает студентам значительные преимущества. Благодаря базовой кафедре идет практическое обучение, студенты приобретают реальные профессиональные навыки. Добавлю, что, кроме этого, ВГУЭС сотрудничает с такими IТ-предприятиями, как «Фарпост», «Ронда», «Сервис-центр», DNS, где студенты проходят стажировки, получают опыт работы и остаются там.

Какие сегодня вы можете назвать перспективные проекты Института информационных технологий ВГУЭС, в которых могли бы принять участие студенты - нынешние и будущие?

В этом году мы запустили проект «Использование технологий Big Data в программах сохранения и развития здоровья населения Приморского края». Проект объединяет под патронажем Администрации Приморского края ученых ВГУЭС, ИАПУ ДВО РАН, Тихоокеанского государственного медицинского университета, Медицинский информационно-аналитический центр, Центр гигиены и эпидемиологии, Роспотребнадзор. Учеными ВГУЭС выполняются работы, связанные с хранением и обработкой больших массивов информации, построением систем и сервисов, в том числе с использованием ГИС-технологий. Проект направлен на улучшение здоровья жителей Приморского края. В проекте активное участие принимают студенты старших курсов и магистранты.

Много лет ВГУЭС развивает . В разработке сервисов и систем активное участие всегда принимали студенты. Выпускники 2015 года, например, разработали , мобильные версии сервисов «Портфолио студента», «Портфолио сотрудника».

В рамках выполнения гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на готовится к защите докторская диссертация по навигации судов. В проекте активно участвуют студенты, магистранты и аспиранты.

Базовая кафедра ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука» в МФТИ

Базовые организации кафедры: закрытое акционерное общество (АО) «МЦСТ» (http://mcst.ru/) и публичное акционерное общество (ПАО) «Институт электронных управляющих машин им. И.С.Брука» (), действующие как единый проектный центр.

Тематика: проектирование высокопроизводительных микропроцессоров, компьютеров и их программного обеспечения.

Заведующий кафедрой: заместитель генерального директора АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ», профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Перекатов Валерий Иванович.

Генеральный директор АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ» - Ким Александр Киирович, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР.

Базовая кафедра информатики и вычислительной техники готовит на бюджетной основе бакалавров и магистров в области проектирования высокопроизводительных микропроцессоров, компьютеров и их программного обеспечения.

Обучаясь и работая на базе, студенты могут получить квалификацию и приобрести уникальный профессиональный опыт в передовых направлениях современных компьютерных технологий:

  • исследовании и разработке архитектуры микропроцессоров;
  • проектировании микропроцессоров (многоядерных систем на кристалле), систем памяти, локальных и сетевых контроллеров на современных технологических нормах, сейчас освоенных уже в нанометровом диапазоне;
  • проектировании компьютеров (отказоустойчивых, многопроцессорных вычислительных комплексов) на базе микропроцессоров собственной разработки в различных классах (сервер, рабочая станция, персональный компьютер) и вариантах исполнения (стационарный, перебазируемый, встроенный, ноутбук);
  • проектировании компьютерных модулей и логических устройств;
  • проектировании высокоэффективных оптимизирующих компиляторов;
  • проектировании двоичных компиляторов;
  • создании, развитии возможностей и сопровождении операционных систем, в том числе операционных систем реального времени.

Специалисты в этих направлениях остро востребованы во всех российских государственных предприятиях и негосударственных компаниях, связанных с разработкой и применением микроэлектроники и вычислительной техники. Несколько десятков молодых специалистов, прошедших обучение в наших базовых организациях, успешно работают в корпорации Intel, наши выпускники заняты и в исследовательских программах ведущих западных университетов.

Базовая кафедра ПАО "ИНЭУМ им. И.С. Брука" в МИРЭА

Кафедра создана в 1977 г. по инициативе генерального директора ИНЭУМ, д.т.н., проф., чл-корр. АН СССР Бориса Николаевича Наумова (впоследствии академика АН СССР) для подготовки инженерных кадров в области разработки технических и программных средств
управляющей вычислительной техники.

С 1989 г. по 2015 г. кафедру возглавлял научный руководитель ПАО «ИНЭУМ им. И.С.Брука», д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Н.Л. Прохоров.

С 2015 г. кафедру возглавляет д.т.н., профессор Н.Б. Парамонов.

Направление подготовки бакалавров:

  • 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. Профиль подготовки: «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами» .

Направление подготовки магистров:

  • 09.04.04 Программная инженерия. Профиль подготовки: «Специализированные информационные системы» .

За время работы кафедры подготовлено около 500 инженеров в области вычислительной техники. Выпускники кафедры работают в области разработки технических средств вычислительной техники, создания системного и прикладного программного обеспечения, разработки вычислительных комплексов и компьютерных сетей.

Наиболее опытные и квалифицированные сотрудники ПАО « ИНЭУМ им. И.С. Брука» проводят со студентами старших курсов лекционные и практические занятия по специально разработанным учебным программам и являются авторами монографий и учебных пособий по принципам построения и применения управляющей вычислительной техники.

Ежегодно десятки студентов проходят в тематических подразделениях института производственную практику на реальных задачах проектирования новых технологий управляющих вычислительных комплексов СМ ЭВМ. 10-15 выпускников МИРЭА защищают дипломные работы по актуальным темам ПАО « ИНЭУМ им. И.С. Брука» . Многие из выпускников МИРЭА становятся штатными сотрудниками Института и имеют возможность продолжить учебу в аспирантуре.

Казанский энергетический университет за два года открыл восемь базовых кафедр на площадках ведущих компаний Татарстана

Одним из критериев успешности для любого вуза является трудоустройство выпускников. Чем выше данный показатель, тем лучше вуз справляется со своими обязанностями. Казанский государственный энергетический университет одним из первых предложил ведущим предприятиям РТ создать базовые кафедры, где студенты под чутким контролем опытных специалистов совершенствуют свои знания. О том, насколько успешен проект и о его перспективах, рассказал проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев.

Проректор по интеграции с производством КГЭУ Дамир Губаев

«ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ»

– Дамир Фатыхович, что такое базовые кафедры КГЭУ и когда появились первые из них?

– Первые базовые кафедры появились примерно осенью 2014 года. Если коротко, то базовая кафедра - возможность максимально использовать инфраструктуру того или иного предприятия, как правило, гиганта отрасли, для более качественной подготовки наших выпускников. В создании подобных площадок наш вуз крайне заинтересован, ведь мы хотим создать оптимальные условия для наших студентов. Отрадно, что меньше чем за три года КГЭУ уже открыл 8 базовых кафедр на 8 ведущих предприятиях Татарстана, среди которых «Татэнерго», «Казэнерго», «Элекон», ООО «СервисМонтажИнтеграция» и так далее.

– Неужели студенты без должного опыта имеют доступ к сложнейшим техническим устройствам?

– Безусловно, но только под присмотром высококвалифицированных специалистов - работников предприятия, где размещена кафедра. Более того, наличие базовой кафедры четко регламентируется законодательством, а между вузом и предприятием предусмотрено два основополагающих документа: первое -заключение двустороннего договора о создании базовой кафедры, второе - подписание положения о базовой кафедре.

Согласно этим документам, каждая базовая кафедра - это структурное подразделение КГЭУ, возглавлять его должен заведующий кафедрой. При этом в обязательном порядке выделяется помещение на территории предприятия. Студенты же посещают базовые кафедры не когда им захочется, а согласно расписанию занятий, которое согласовывается с предприятием. Поэтому все максимально упорядочено и под контролем специалистов предприятия.

Еще один важный момент: помимо инфраструктуры предприятия, мы привлекаем и его ведущих специалистов, которые выполняют не только роль наставников, но и коллег по реализации совместных проектов, что позволяет студентам и сотрудникам предприятия вести совместную научно-исследовательскую деятельность, к которой подключаются также и преподаватели нашего вуза.

– Получается, что практика на базовой кафедре делает со временем из рядового студента специалиста, который изнутри знает всю «кухню»?

– Именно! В этом и есть ее сакральный смысл. Наш вуз работает на реальный сектор экономики, и наличие подобных кафедр позволяет потенциальному работодателю приглядеться к будущим сотрудникам, посмотреть, что каждый из себя представляет. К слову, один из основных критериев по которому министерство образования оценивает успешность деятельности вузов - трудоустройство, поэтому мы заинтересованы создать все условия.

Доступ к современному оборудованию, к заказам на научно-исследовательские работы, вовлечение студентов в исследовательскую работу - все это позволяет повысить качество подготовки выпускников. Не бывает образования без науки, как и науки не бывает без образования. Нельзя забывать и о коммерциализации разработок вуза. Например, в США и Европе это очень сильно развито. У нас это направление тоже есть, но его темпы развития пока уступают западным.

«НАДЕЮСЬ, ЧТО НАШИ СТУДЕНТЫ СМОГУТ ПОПАСТЬ НА ЛУЧШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРАНЫ»

– Ваши цели и задачи ясны, а какая выгода для ваших партнеров?

– Во-первых - снижение сроков внедрения результатов научно-исследовательской работы, поскольку только что разработанные технологии можно сразу же внедрить и испытать в реальных условиях. Во-вторых - профессиональная адаптация выпускников. Это крайне важный момент, поскольку есть определенные корпоративные требования к будущим сотрудникам, к которым рядовой выпускник может привыкать год-два, а то и больше. И в-третьих - снижение издержек, связанных с поиском и доучиванием кадров.

– Любой ли из студентов КГЭУ может претендовать на обучение на базовых кафедрах?

В этом вопросе нет каких-либо ограничений, и проявить себя могут даже первокурсники. Просто у них еще недостаточно теоретических знаний, поэтому предпочтение отдается бакалаврам третьего-четвертого курсов или первого-второго курсов магистратуры.

– Есть ли статистика, которая позволяет понять, насколько помогают базовые кафедры трудоустроиться вашим студентам?

– Поскольку этот проект существует чуть более двух лет, полная картина еще не сформировалась, но то, что мы видим сейчас, нас вполне устраивает. В последние годы уровень трудоустройства выпускников в целом по КГЭУ составляет более 90 процентов. Это хороший показатель. Но на этом мы не собираемся останавливаться и рассчитываем, что развитие базовых кафедр как инструмента качественной подготовки выпускников позволит улучшить показатель по трудоустройству.

– А могут ли предприятия открыть базовую кафедру у вас?

– Создание базовых кафедр в вузах возможно и не имеет никаких ограничений по закону. Даже в том случае, если компания расположена на Дальнем Востоке или в Сибири, а базовая кафедра открывается, например, в КГЭУ.

Но в случае когда вуз хочет открыть базовую кафедру за пределами муниципального образования, законом ФЗ-273 подобные действия ограничены. Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить бюджетные ассигнования на открытие и функционирование подобной площадки в другом регионе. У меня уже было несколько публичных выступлений на совещаниях и конференциях различного уровня, в том числе в и Москве, где я отмечал необходимость внесения изменений в федеральный закон, чтобы вузы могли открывать базовые кафедры за пределами муниципального образования, поскольку это способствует развитию вуза.

Очень надеюсь, что в ближайшее время удастся найти золотую середину в этом вопросе, тогда и предприятия будут активнее идти на контакт, что позволит нашим студентам получать необходимый опыт и практику на лучших предприятиях страны.

Базовые кафедры

Одним из эффективных инструментов интеграции образования и рынка труда является создание базовых кафедр учебных заведений на предприятиях.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (No273­ФЗ от 29.12.2012 статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ) ввел понятие «сетевая форма реализации образовательных программ» и открыл широкие возможности для создания базовых кафедр, сформировав достаточные правовые основания. С принятием закона профессиональные образовательные организации могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе предприятий, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

В рамках сотрудничества учебных заведений и предприятий возможно проведение следующих мероприятий:

Участие работников предприятий в разработке учебных курсов, их учебно­-методического обеспечения более тесное сотрудничество кафедр и предприятий в подготовке будущих специалистов;

Чтение некоторых спецкурсов работниками предприятия;

­ -налаживание информационного обмена между ОО и промышленными предприятиями о новациях, потребностях в их осуществлении, которые могут быть реализованы совместными усилиями;

Заключение договора на целевое обучение студентов для отдельных предприятий

с привлечением средств федерального и регионального бюджета;

­ -создание системы постоянного информирования студентов о возможностях трудоустройства на предприятиях региона;

Участие бизнеса в повышении качества образования, укреплении материально-технической базы и поддержке преподавательского состава.

Основные направления сотрудничества ОО и предприятия­-партнера определяются положением о базовой кафедре. Как правило, в первую очередь базовые кафедры участвуют

в учебном процессе: лекционные, семинарские занятия, руководство дипломными и курсовыми работами, практиками, стажировками и др. Кроме того, в программы

встраиваются элементы дуального образования: предусматривается обучение на производственных площадках с привлечением специалистов с производства, присвоение квалификации рабочего или служащего по профилю подготовки. Среди других возможных

направлений деятельности базовых кафедр можно выделить организацию

студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

Основаниями создания базовой кафедры в структуре техникума

являются:

а) решение педагогического совета образовательной организации о создании структурного подразделения;

б) договор о создании структурного подразделения, заключенный между образовательной организацией и предприятием.

Основные этапы создания базовой кафедры в структуре

Техникума можно представить на примере следующей схемы:

Договор о создании базовой кафедры- цель БК- перечень ресурсов(лабораторных и учебных помещений, оборудования)- организация процесса создания БК;

Приказ о создании БК- согласование источников финансирования:

Положения, штатное расписание-подбор персонала- планирование.

ПРОЕКТ

Директор

__________________

Образовательной организации

«______» ___________________ 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Генеральный директор-

_________________________

наименование предприятия

_____________________________________

«______» ___________________ 2016 г..

СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ

«_______________________________________________________»

название кафедры

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Базовая кафедра «____________________________________» название кафедры

(далее «базовая кафедра») создается с целью адресной подготовки рабочих, служащих,специалистов по основным и дополнительным для предприятия __________________________________________________________ наименование предприятия

1.2. Базовая кафедра является основным структурным подразделением техникума, ведущим учебную, методическую подготовку кадров и повышение их квалификации.

1.3. Базовая кафедра входит в состав цикловой комиссии машиностроения

1.4. Базовая кафедра отвечает за подготовку дипломированных рабочих, служащих и специалистов для предприятия. Базовая кафедра обеспечивает подготовку по специальностям, перечень которых устанавливается ежегодно совместным решением техникума и предприятия.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение регламентирует порядок создания, деятельности и ликвидации базовой кафедры –структурного подразделения техникума обеспечивающего практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее именуемых по тексту «организация -партнер», «Базовый партнер»).

1.2.Базовая кафедра в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

«Порядком создания профессиональными образовательными организациями и

образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы», утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 N 958, уставом Техникума, настоящим Положением.

1.3.Базовая кафедра создается при соблюдении следующих условий:

соответствие реализуемой техникумом образовательной программы

профилю деятельности Базового партнера;

наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности

базовой кафедры;

обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, на базовой кафедре;

обеспечение Базовым партнером условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой, в том числе участие в формировании тем выпускных квалификационных работ и иных работ, обеспечение научного руководства и рецензирование

выпускных квалификационных работ и иных работ, безвозмездное предоставление обучающимся доступа к информации, необходимой для подготовки выпускных квалификационных работ;

создание безопасных условий обучения;

соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1.4.Основаниями создания базовой кафедры являются:

решение педсовета о создании базовой кафедры;

договор о создании базовой кафедры, заключенный между техникумом партнером и предприятием.

1.5.Базовая кафедра является структурным подразделением техникума

соответствующего ее профилю деятельности.

Базовая кафедра не наделяется полномочиями юридического лица. Стороны юридически не обособляют имущество, используемое в деятельности базовой кафедры. Базовые кафедры могут создаваться путем преобразования существующих кафедр

1.6.Базовая кафедра может являться как выпускающей, так и обеспечивающей практикоориентированную направленность учебного процесса.

1.7.Базовая кафедра, как правило, располагается на территории Базового

партнера. При необходимости она может располагаться на территории техникума(в случае, если предприятие размещает свое оборудование в мастерских или лабораториях техникума, на основе концессионого договора).

1.8. Образовательная деятельность базовой кафедры должна соответствовать планам учебной и производственной деятельности Базового партнера и научно-образовательной деятельности.

Одной из приоритетных форм взаимодействия российских вузов и предприятий должны стать , считают в Минобрнауки. О том, как эта идея может быть реализована, в интервью «РИА Новости» рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева .

- Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?

Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте. Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах. В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра - это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

- Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?

Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете - в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества. Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра - это всего лишь вывеска.

Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности - студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр. Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании «ФОРС» студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции. Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе «SAP CodeJam Moscow» и второе место на конкурсе «InnoJam @CeBIT 2013».

Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

- Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?

Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы прежде всего на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того научные компетенции сегодня высоко востребованы ведущими компаниями.

- Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?

Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.

Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы - например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот - поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Екатерина Рылько, специально для «РИА Новости»