» » Факторы влияющие на формирование человеческого мировоззрения. Мировоззрение: определение, структура, факторы формирования, типы

Факторы влияющие на формирование человеческого мировоззрения. Мировоззрение: определение, структура, факторы формирования, типы

Многие из нас уже задумывались над тем, что не все намерения и планы достигнуты. Анализируя причины такого явления, мы делаем выводы, что жизнь зависит не только от желаний и поступков.

Она полна случайностей, которые предугадать невозможно. К сожалению, большая часть человечества так рассуждает, и отвечать за свои поступки и намерения мало кто готов.

Но во Вселенной нет случайностей, во всем есть закономерность. Каждая мысль человека обусловлена его мировоззрением. И правильность решений зависит от того, насколько точно отображается истинное положение вещей в сознании человека, то есть на его решения и намерения влияет структура мировоззрения, переосмыслить стандарты которой удается не каждому.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение,понимание мира, места в нём человека, а также - его жизненные позиции, программы поведения, действия. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Как мировоззрение человека влияет на его жизнь

Понятие и структура мировоззрения определяются отношением человека к окружающему миру и к самому себе, которое зависит от совокупности его взглядов, принципов и убеждений. Нас более семи миллиардов, и у каждого из нас есть свой индивидуальный и абсолютно не повторимый взгляд на мир. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, или структуры сетчатки глаза, так и общего представления о мире тоже нет.

На каждый предмет или явление у нас формируется свой образ, нередко сопровождающийся звуком. В нашем сознании выстраивается цепочка взаимосвязей музыкально-образных файлов, зависящих от индивидуальных мыслей.

Всю жизнь человека сопровождает невероятное количество понятий и образов, особенно в последние шестьдесят лет люди воспринимают в десятки раз больше информации во всех отраслях знаний.
Это явление вызывает потребность переосмысления жизни и сопоставление ее со своими стереотипами, заставляет людей увидеть причинно-следственные связи между образами явлений окружающего мира.

Чем успешней и раньше приходит переосмысление, тем целостней мировоззрение и его структура, тем качественнее становится жизнь. На основании всего происходящего, мировоззрение подразделяют на два вида.

Виды мировоззрения

  • Калейдоскопический вид

К первому виду относится калейдоскопическое мировоззрение. В этом виде образы явлений не имеют между собой устойчивых взаимосвязей.

Как в детской игрушке, красивые завораживающие картинки которой бессмысленно меняются в хаотическом порядке, так и в мировоззрении нет связи образов явлений, лишь малая их часть взаимосвязана для примитивного существования людей.

Это могут быть знания в профессиональной деятельности или нормы этикета. А более целостной картинки, представляющей собой взаимосвязи между фактологией различных отраслей и знаний, не формируется или находится в сознании непродолжительное время. Малейший стресс может спровоцировать разрушение неполноценной картинки мировоззрения.

  • Мозаичный вид

Ко второй модели относится мозаичное мировоззрение. В нем все образы и факты выстроены в единое мозаичное полотно. Если человеку для полноты картины не хватает элемента, то он своим воображением восприятия ее целостности, способен найти недостающую деталь.

Человеку с таким видом мировоззрения мир воспринимается упорядоченным и единым, каждое явление обусловлено как причиной, так и следствием, объясняется порождением прошлого, определяющего будущее, а также фактологические знания прочно взаимосвязаны.

Но это две крайности типов мировоззрения, которые в жизни практически не встречаются. Людям присущи мировоззрения либо более с калейдоскопическим либо мозаичным видом. Но, к сожалению, большинство людей имеют калейдоскопическое идиотическое мировоззрение.

Чтобы не насиловать мозг читателя научными терминами и понятиями, рассмотрим структуру мировоззрения большинства людей на простейшем примере.

Пример преобладающего калейдоскопического мировоззрения

Алкоголь используют в быту, как растворитель жира. Большинство из нас использовали алкоголь для выведения жирных пятен или обезжиривания поверхностей. Отсюда следует, что алкоголь расщепляет жир. Оболочка клетки живого организма состоит из липидов, что в переводе означает жир. Потребляя алкоголь, защитная оболочка клетки организма разрушается, тем самым клетка становится беззащитной к проникновению в нее токсинов.

Половые клетки женщины, отвечающие за рождение ребенка, имеют свойство заканчиваться, так как количество их заложено с самого рождения, расходуясь, они не обновляются. Это всем известный факт. Попробуем теперь сложить мозаику. Алкоголь разрушает защитную оболочку половой клетки, чем вызывает ее деформацию. Зачатие в такой половой клетке полноценного ребенка не гарантирует.

Данная взаимосвязь фактов подтверждается статистикой, которая не скрывается. Связь прямая! Но калейдоскопическое мировоззрение большинства людей, игнорируя эту связь, употребляет алкоголь по поводу и без такового. А когда рождается ребенок с отклонениями, сетуют на волю случая, жалея себя и обращаясь к Богу. Но причина одна – небрежное отношение к собственной жизни. Вот таким образом и слагаются элементы человеческого мировоззрения. Связь как бы и видна, но параллель проводят далеко не все.

Как формируется мировоззрение

На основе сформировавшегося внутреннего мира человека слагается его мировоззрение.

Внутренний мир включает в себя такие факторы:

  • интеллект человека, зависящий от потребностей в познаниях о самом себе, об окружающем мире, о жизни и об ее смысле, а также о профессионализме в одной или нескольких областях;
  • субъективное первичное эмоциональное отношение к ситуации или образу явления, выражающемся в удивлении или восхищении, в радости или страдании, в гневе или страхе, в стыде или гордости и т. д.;
  • чувства, отличающиеся от эмоций более длительным состоянием, и основаны на четко выраженном предметном характере (нравственность, эстетика, интеллект, этика);
  • направленность и окружение личности.

Считается, что элементы мировоззрения объединяют в себе все вышеперечисленные качества личности и подразделяются на три категории: эмоционально-психологическую, познавательно-интеллектуальную и историческую.

Путь к человеческому мировоззрению через исторические факты

Усредненное мировоззрение большинства людей, независимо от религиозных или идеологических систем, научных или житейских знаний основано на древней системе понятий.

Преподаватель В.И. Водовозов еще в конце XIX века писал о мировоззрении древних египтян, где он доступно объяснял связь четырех систем: вещества (материи), действующей на него силой (духа или силовыми полями), отведенным для него пространством и постоянно изменяющемся во времени. Это говорит о том, что обобщающие понятия со времен древних египтян не подвергались изменению.

Теория Эйнштейна тоже подтверждает факт взаимосвязи, но трех понятий, исключая дух. Такого понятия как дух в науке не существует, это тонкие материи, которые воспринимаются органами чувств. Теперь они называются физическими полями. Но аспект смысла и идеи, по-другому информации, наукой был утерян.

Мы стремимся к мозаичному виду мировоззрения, а приходим к абстрактной духовности, забывая о предельном обобщении образов, которые отображают мир. Без меры и материи не могут существовать пространство и время, и наоборот.

В итоге можно прийти к пониманию о существовании трех обобщающих понятий:

  • материи во всех существующих состояниях (от жидкого состояния до вакуума);
  • информации, представляющей собой образ материального явления, которое и составляет мировоззрение;
  • мера, как упорядочивание материй и образов в численном эквиваленте в сознании личности.

Напрашиваются вопросы: «Так почему же люди до сих пор не дошли до понимания обобщенной системы мировоззрения? Почему большинство людей воспринимают стереотипы, заложенные с древности»? Судя по многим фактам, такое мировоззрение умышленно поддерживается в обществе.

Выводы

Всю историю человечества сопровождали две группы знаний. Одни знания были доступны всем желающим, а другие – для узкого управленческого круга. Чтобы удержать управленческие полномочия этот круг целенаправленно удерживал безграмотность и неадекватность мировоззрения общества. Таким образом, общество было зависимым от группы людей.

Еще Плутарх описывал возмущения Александра Македонского по поводу опубликования Аристотелем, его учителем, некоторых философских учений. Александр в письме Аристотелю указал на ошибку обнародования учений, которые были предназначены для избранных людей.

Аристотель ответил успокаивающим письмом. Он обнародовал только часть учений, которые без дополнительных пояснений, не смогут полноценно восприниматься народом. Сколько текстов невозможно понять простому народу без объяснительных ключей к ним.

Фрэнсис Бэкон через девятнадцать столетий заметил, что знания и есть власть. Это говорит о том, что всегда существовала та группа лиц, которая обладала более совершенным мировоззрением.

Триединство в мировоззрении

Непонимание триединства исключает возможность взгляда человека на себя со стороны. Если кто-то более понимающий, пытается донести обществу свою точку зрения, то такая попытка воспринимается обществом и индивидом в отдельности, как посягательство на их личное мнение (стереотип).

В итоге несовершенное мировоззрение человечества допускает всевозможные ошибки, ведущие весь мир к катастрофическому состоянию и психологическому кризису. Создаются внутриобщественные и личностные проблемы, которые в скором будущем приведут к краху всей системы, будь то семейной или государственной. И только нам решать необходимо ли понимание триединства.

Время на чтение: 1 минута

Каждый человек смотрит по-своему на эту жизнь, по-своему ощущает себя. Но какие факторы влияют на оценку себя, жизни, мира в целом?

Факторы, формирующие мировоззрение человека:

  1. Воспитание
  2. Образование
  3. Окружение
  4. Средства массовой информации
  5. Социальные сети

Воспитание

С детства взрослые закладывают в человеке понимание того как делать хорошо, а как плохо. На основе своего жизненного опыта дают ребёнку определённые советы, знания.

Хорошо, когда жизнь родителей полноценна, они мудры и знают, что необходимо ребёнку для будущего. А если, к примеру, мать воспитывала ребенка одна, ребёнок не получал мужского внимания, а воспитывался только по женскому восприятию этого мира, причём несчастной женщиной, то что будет заложено в таком человеке?

Очень часто родители совершают ошибку, строго наказывая ребёнка ремнём или лишая определённых радостей, что так важны для ребенка. Такие дети могут стать агрессивными в будущем.

Так же, как и чрезмерная строгость родителей по отношению к детям ведёт в будущем к отсутствию формирования своего мнения. Такие дети, вырастая, не добиваются больших высот, у них появляется страх проявления себя, возможны социальные фобии.

Воспитание детей родителями играет важную роль в формировании ребёнка как личности. Родители могут, как заложить хороший фундамент в ребёнке, так и плохой, поэтому к воспитанию детей нужно подходить грамотно.

Образование

Те знания, которые человек получает в школе, техникуме, институте также влияют на формирование сознания, мировоззрения человека.

И зачастую сами преподаватели, делясь своим опытом, своей точкой зрения формируют взгляды и понимание жизни учеников, студентов.

В школьные и студенческие годы человек ещё наивен, не испытывал особых трудностей в жизни, и качественное образование и грамотные преподаватели могут помочь определиться учащемуся, что ему важно, понять то ли профессиональное направление он выбрал в жизни. Именно в эти годы человек определяет свои ценности, формирует своё будущее.

Окружение

«Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты». Не просто так это выражение популярно.

Люди, окружающие человека, формируют его взгляды, привычки, ценности. Они могут, как помочь ему реализоваться как личности на своём примере, так и погубить его таланты, а даже закомплексовать.

Если человек попадает в плохую компанию, общается с «антисоциальным элементом», то рано или поздно становиться таким же, как они.

Если же человек, наоборот, попадает в успешную среду, он начинает перенимать от людей правильные взгляды на жизнь, начинает улучшать качество своей жизни. Начинает ощущать себя по-другому, стремиться к чему-то и добиваться целей, поэтому так важно выбирать себе правильных круг общения.

Поэтому нужно тянуться к людям, которые лучше, успешнее, мудрее. Именно такие люди своим примером могут дать толчок к действиям в будущем, заряжают своей энергией и позитивным мышлением.

Средства массовой информации

СМИ, вот что рядом с человеком на протяжении всей его жизни.

Телевизор, радио, газеты, журналы, они повсюду. Они рассказывают про новости, происшествия, разводы знаменитостей, учат вкусу, стилю, диктуют как надо жить и т.д.

Почему успешные, счастливые люди мало смотрят телевизор?

А потому, что просмотр телевизора очень сильно влияет на формирование личности, мировоззрения. Люди, которые постоянно «совершенствуются» за его просмотром, начинают деградировать или мыслить примитивно.

Поэтому нужно фильтровать информацию, которая поступает в мозг. Смотреть передачи, помогающие развиваться как личности, получать новые знания. Это могут быть документальные фильмы.

Не нужно ко всему телевизионному миру относится столь серьезно и воспринимать его как экранизированную «книгу жизни». Сколько людей, столько и мнений. Не нужно постоянно смотреть новости, они чаще носят негативный характер, что тоже пагубно сказывается на формировании мировоззрения.

Социальные сети

Социальные сети - это, конечно, отдельная тема. Кто-то их использует с пользой, а кто-то сидит в банальных, разрушающих сознание группах, читает новости и статусы этих сообществ, где говорится, как жить «правильно», причём многие это просматривают, «лайкают», комментируют.

Для формирования правильного мировоззрения, нужно общаться с правильными, успешными людьми, смотреть познавательные, интересные передачи, фильмы, постоянно развиваться, не зацикливаться на проблемах и не «уходить в себя», поменьше смотреть телевизор и не пропадать в социальных сетях. Только тогда человек будет выделяться из «серой массы» и добиваться успехов.

Это то, без чего человечество не достигло бы таких высот в современности, - до наших дней попросту бы не дошли познания предков, опыт которых передавался из поколения в поколение. Структура мировоззрения сама по себе достаточно сложна, она сочетает в себе совокупность информации о мире, окружающем человека, а также ее восприятие; отношение личности к своему "Я"; жизненные устои и принципы; мораль, этику и духовный мир каждого отдельного человека.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

  • Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели.
  • Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, - структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека.
  • Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.

"Подкормка" мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Пути формирования

Существует всего 2 варианта развития мировоззрения:

  1. Активный (осознанный) . Человек использует дополнительные возможности для получения информации, дабы создать свой собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. В этом ему помогают различные исторические документы, психологические тренинги, философские издания. Индивидуум прилагает все свои внутренние силы, изучая особенности мировоззрения и разрабатывая для себя новые цели, устои и идеалы.
  2. Пассивный (стихийный) . Большая часть современного общества использует данный путь формирования мировоззрения, получая информацию из легкодоступных источников, подстраиваясь под окружающие их условия. Как итог - человек, избравший пассивный вариант роста восприятия мира, в стремлении стать таким, как все, теряет свою индивидуальность.

Структура

Структура мировоззрения - это несколько аспектов, взаимосвязанных между собой:

  • Знания . Данная часть включает в себя информацию, получаемую с первых моментов понимания окружающей обстановки. Знания играют важнейшую роль в жизни человека - именно благодаря им индивидуум легко ориентируется в пространстве. Чем больше объем усвоенной информации, тем тверже и устойчивей жизненная позиция. Знания, образующие мировоззрение, могут быть научными, практическими и профессиональными.
  • Эмоциональность . То, как реагирует человек на различные жизненные ситуации, также является компонентом мировосприятия. Отрицательные и положительные эмоции, а также нравственность и чувство долга впоследствии формируют у индивидуума собственный взгляд на окружающий мир.
  • Ценности . Отношение человека к происходящему вокруг него, согласно его пониманию собственных стремлений, потребностей, смысла жизни и интересов. Ценности в мировоззрении бывают трех видов: значимые (предметы, события и люди, вызывающие сильные эмоции); полезные (практическая сторона жизни, одежда, еда, кров, знания, навыки); вредные (негативное отношение к чему-либо или кому-либо, к поступкам, ситуациям, к примеру, к убийству, насилию).
  • Поступки . Осуществление человеком на практике собственных идей и взглядов. Могут быть как положительные (помощь людям, благотворительность), так и отрицательные (экстремизм, неприятие людей с физическими недостатками, военные действия, преступления разного рода).
  • Убеждения . Собственные взгляды индивидуума и общества на жизнь. Они объединяют людей и являются жизненно необходимыми для фанатиков, беспринципно следующих своим ценностям. Убеждения могут быть твердыми, истинными, не поддающимися каким-либо изменениям, а также волевыми, воодушевляющими, заставляющими бороться с препятствиями.
  • Характер . Структура мировоззрения также включает в себя личностные качества индивидуума, без которых формирование устойчивых взглядов на жизнь не представляется возможным. Черты характера, способствующие росту и развитию мировоззрения: воля (достижение поставленных задач), вера (уверенность в собственных силах, доверие к другим людям), сомнения ("самобичевание" в отношении новых знаний или ценностей).


Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Обыденное мировоззрение, оно же бытовое, формируется стихийно, за счет повседневной жизнедеятельности индивидуума. Люди, чье миропонимание "застряло" на первом уровне и не развивается дальше, обычно не в силах логически объяснить какое-либо явление, а также сдержать эмоции в конфликтных ситуациях, - в такие моменты чувства преобладают над здравым смыслом. Данный уровень является базовым, тогда как другие уровни мировоззрения считаются приобретенными. Образуется обыденное видение мира на традициях и обычаях, принятых в обществе, окружающем индивидуума, а также на опыте и инстинктах. Благодаря ему человек может свободно общаться, анализировать, учиться.

Профессиональное понимание мира представляет собой обретение навыков и опыта в определенной сфере деятельности: политике, науке, философии, творчестве, культуре. Человек, обладающий профессиональным мировоззрением, может делиться собственными идеями и мыслями - информация такого рода передается от индивидуума к индивидууму, из поколения в поколение. Стоит отметить, что многие известные политические фигуры, а также философы и деятели культуры имели данный уровень.

Философское (теоретическое) мировоззрение считается наиболее развитым этапом. Достигнув его, человек изучает, критикует, анализирует отношение, принятие/непринятие окружающего мира и своего "Я" как такового. Интересен тот факт, что лишь немногие могут достигнуть данного уровня - философское мировосприятие доступно лишь некоторым выдающимся теоретикам и философам.

Формы

Жизнедеятельность предыдущих поколений налагает свой отпечаток на современное общество. Формы мировоззрения впитали в себя опыт предков, их историю, мифы и легенды, моральные принципы и устои. То, во что верили наши праотцы, также повлияло на создание мировосприятия современных индивидуумов. Чувство и взгляды древних людей на окружающий мир продолжают жить, несмотря на значительные временные промежутки. На сегодня существуют такие формы мировоззрения: общественная, групповая, индивидуальная.

Типы

Существует несколько типов восприятия мира, каждый из которых присущ определенному человеку, с его уровнем развития взглядов, особенностями, эмоциями, поступками, ценностями, чувствами. Типы мировоззрения все без исключения затрагивают каждый жизненный аспект человека, его духовный мир, чувства и мысли. Все они помогают адаптироваться в той или иной ситуации, способствуют получению новых навыков и умений. В некоторых случаях один индивидуум может обладать сразу несколькими видами миропонимания - все зависит от его желания самосовершенствоваться.

Типы мировоззрения, различаемые в современном мире: житейское, мифологическое, научное, гуманистическое. Также выделяются философское и историческое. И еще один тип существует, который мы рассмотрим подробнее, - это религиозное мировоззрение.

Религия - неотъемлемая часть миропонимания

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

  • Самое ценное в мире - человек.
  • Каждый индивидуум является самодостаточной личностью.
  • Все люди обладают безграничными силами для самосовершенствования, развития в любых отраслях жизни, а также имеют право проявлять свои возможности и таланты.
  • Любой индивидуум, являющийся частью общества, в состоянии самостоятельно изменить свое мышление, манеру общения, характер.
  • Каждый человек способен саморазвиваться и благоприятно воздействовать на окружающее его общество.

История - часть каждого из нас

Историческое мировоззрение включает в себя мифологическое, религиозное и философское восприятие мира, так как на каждом этапе их развития затрагивались отдельные моменты истории. Мифы, легенды, древние философы, и даже библейские рассказы - все это существовало много столетий назад, а значит, оставило свой след в миропонимании наших предков, так как понятие мировоззрения объединяет не только опыт праотцов, но и их историю.

Мифологическое восприятие

Данный тип видения подразумевает отсутствие разграничений между объективным и субъективным. Мифология позволяет разным поколениям взаимодействовать между собой, несмотря на временные преграды. Для людей, обладающих мифологическим мировоззрением, легенды и мифы народов считаются реальностью, они помогают формироваться моральным и этическим устоям человека.

Житейское видение мира

Житейское или обыденное восприятие базируется на информации об опыте близких родственников, передающейся из поколения в поколение. Образуется житейское понятие мировоззрения благодаря повседневной жизни, обозначению предметов и их роли в окружающем мире.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Философские взгляды на жизнь

Философия и мировоззрение являются практически неразделимыми понятиями. Видение мира, согласно данному типу, базируется на теории, подкрепленной научными и природными обоснованиями, а также на логически объяснимых реальных (как личных, так и общественных) явлениях. И философия, и мировоззрение любого типа не имели бы место в современности, если бы они не были тесно связаны с историей. Философские учения гласят, что человек, обладающий таким видением, обязан посвятить свою жизнь изучению мира и бесконечному поиску истины.

Что собой представляет мировоззрение? Краткое определение

Обобщение поступков человека, его желания, отношение к людям, бесценный опыт предыдущих поколений, повседневная деятельность, работа над собой - все это включает в себя мировоззрение. Кратко описать своеобразное мировосприятие отдельного человека не представляется возможным, так как все личности индивидуальны, а значит, у каждого свое собственное, сложившееся понимание мира. Дословно мировоззрение расшифровывается как "взирать на мир", смотреть на него и испытывать определенные эмоции, принимать его таким, каков он есть, либо отвергать, создавая собственный внутренний мир.

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово "мировоззрение" для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Что же дает индивидууму мировоззрение? Сложившееся, устойчивое и здоровое мировосприятие позволяет человеку легко адаптироваться в социуме, самосовершенствоваться. Благодаря этому он не видит преград в решении задач, добивается повышения на службе, быстро находит объяснение происходящему. Мировоззрение дарит своему обладателю возможность правильно расставлять приоритеты и определять жизненные ценности. Видение мира - это нечто большее, чем просто взгляды одного человека. Мировоззрение - это мысли и возможности всего общества, "двигатель", толкающий эволюцию вперед.

Источники знаний.

Кто задумывался откуда берутся знания у людей и как формируется мировоззрение и сознание людей и как всё это влияет на развитие нашего общества? Между тем это является главной причиной нашей жизни сегодня, хорошей или не очень. Кто оказывает решающее влияние на умы людей – тот правит Миром. Точнее: тот, кто управляет потоками информации, которые формируют мировоззрение людей – тот правит Миром. Следовательно, от чистоты источников информации зависит сознание и мировоззрение людей, то есть состояние нашего общества – наша, с вами, жизнь.. Так давайте разберёмся в этом вопросе.

Понятие мировоззрения является одним из ключевых понятий в философии и в системе обучения. Без этого понятия невозможно обойтись при изучении истории, философии и таких предметов как "Человек и общество" "Духовный мир человека", "Современное общество", "Наука и религия" и т.д.

Мировоззрение необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.

В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Мировоззрение образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их сплав, и как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Мировоззрение комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом.

Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Таким образом из всего выше сказанного, а также из курса истории можно сделать следующие выводы:

1. Мировоззрение человечества не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием человечества и человеческим обществом.

2. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина) всеми способами влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь подчинить его интересам правящего класса.

3. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение у людей, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

Таким образом, влияя на развитие мировоззрения у людей можно оказывать влияние на развитие человеческого общества. Люди всегда были недовольны существующим строем. Но могут ли люди со старым мировоззрением построить новое общество? Очевидно, что нет. Для того, чтобы построить новое общество необходимо формировать у людей новое мировоззрение, и роль педагогов, учителей и преподавателей в этом деле трудно переоценить. Но для того, чтобы педагог мог формировать новое мировоззрение он сам должен им обладать. Поэтому важнейшим условием для построения нового общества является формирование нового мировоззрения у педагогов и учителей.

Но может быть нам не надо менять современное состояние общества, может быть оно всех устраивает? Мне кажется, что этот вопрос не требует обсуждения.

Все мы живем в очень сложном и противоречивом мире, в котором легко потерять ориентиры. Сейчас уже все согласны с тем, что общество переживает кризис. Однако часто можно услышать мнение, что кризис этот затронул только нашу страну, в странах же Запада все в порядке. Так ли это на самом деле? Это мнение верно лишь в том случае, если рассматривать чисто материальную сторону жизни. Если брать духовную ее сторону, то нетрудно увидеть, что кризис духовной сферы бытия человека охватил весь мир, все человечество.

Во всех странах мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас.

В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних – духовных ориентиров своей жизни. В чем причина? Причина только в несовершенстве внутреннего мира человека. Человек губит не только себя, но и всю планету. Наша планета тяжело больна, и виноваты в этом мы сами. Человек губит свою планету не только своей технократической деятельностью, но и своим извращенным мышлением.

"Наш современный мир - это тонущий корабль. Разница между тонущим кораблем и современным миром лишь в том, что на тонущем корабле все уже сознают неизбежность гибели, тогда как в современном мире многие признавать этого еще не желают...

Пытаются лечить больной мир те самые люди, которые вызвали болезнь его. Те самые не персонально, но по своему мировоззрению , а средства, предлагаемые для излечения, те самые, которые положили начало болезни." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи")

Причины свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь. Главной причиной нужно признать падение нравов, деморализацию общества и деморализацию главного устоя государственности – семьи, ибо с падения нравов и с деморализации семьи начинается разрушение всякого отживающего мира.

При сменах всякого отживающего мира новым, самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.

Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после свершившегося уже факта, тогда как принятие или не принятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни как будто зависит от каждого лично. В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как не нужный балласт.

"Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни – явная бессмыслица, ничего кроме бесславной гибели не сулящая, ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все не прогрессирующее подлежит уничтожению." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи").

Всякое новое строительство начинается с разрушения старого, иначе быть не может. Людям труднее всего, с психологической точки зрения, именно этот момент. Они не знают, что пришла пора человечеству подняться на высшую ступень познания, не знают ни о Строителе, ни о том, как Строитель новой жизни думает провести свои реформы. Они видят разрушение, и первое решение, которое приходит в голову большинству, есть протест и противодействие. В действительности они противодействуют эволюции, обрекая себя всем тем ударам и превратностям судьбы, с которыми связано противодействие космическим законам.

Незнание – главный враг человека и источник многих его страданий. К несчастью, люди ленивы и не любят учиться. Многие люди всю жизнь обходятся теми знаниями, которые они приобрели в детском возрасте, в основной школе.

В наступающую эпоху необходимо такое знание, которое должно осветить ту область нашего существования, о которой у большинства людей представления весьма смутные или весьма превратные, которой многие интересуются для развлечения или забавы, а иные для обмана и наживы.

Наступающая эпоха требует знания космических законов как видимого, так и невидимого мира. Она требует признания невидимого мира. Но признание невидимого мира, который благодаря своей невидимости до сих пор признавался несуществующим, должно изменить в корне все основы существующего материалистического мировоззрения, все существующие понятия и верования.

Не может вечно продолжаться такое положение, что венец творения, человек, живет, не зная цели и смысла своего существования. Он должен познать, наконец, основы Бытия, должен познать законы высшего духовного мира, законы космические.

Знание законов является необходимым условием жизни во всех человеческих организациях и коллективах. Большинство законодательных кодексов различных государств начинается формулой: "Никто незнанием закона отговориться не может. Нарушение закона по незнанию не освобождает человека от наказания."

Между тем большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно космических законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что жизнь их полна превратностей и ударов.

Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления. Для этого создано много различных религий и учений. Во всех этих религиях и учениях прослеживается очень много общего. Например, все они утверждают, что у человека есть душа, которая не умирает, а сохраняется после смерти физического тела и через некоторое время вновь воплощается на Землю. Между тем историки давно заметили, что все эти религии и учения возникли на Земле почти одновременно (по историческим меркам) в разных концах Земли: в Европе, в Индии, в Китае, когда еще не было никакого сообщения между этими частями света. Напрашивается вывод, что все эти религии и учения были даны кем-то людям.

Можно привести несколько фактов, которые не возможно опровергнуть. Так, например, всем известная наука Астрология существует много сотен лет. Астрологи давно рассчитывают движение таких планет как Уран, Нептун, Плутон, но современная наука открыла Уран и Нептун только в 19-м веке, да и то на основании расчётных данных Астрологии, а Плутон был открыт в 1930-м году! Откуда эти космические знания у астрологов? Но современная наука объяснить астрологию не может! Зато предсказания астрологов о судьбах людей сбываются! Если, конечно, это настоящие астрологи.

Учёными обнаружено племя Догонов в Африке, находящееся на очень низком уровне развития (по нашим понятиям), однако им давно известно о том, что Сириус – двойная звезда и известен период обращения этой двойной звезды. В то время, как современная наука установила это всего несколько лет назад.

Ну а как оценить наследие, оставленное Майамской цивилизацией, бесследно исчезнувшей за 600 лет до пришествия Христа? Учёные до сих пор ломают головы над загадками, их культуры и поражаются их высокими знаниями космоса. Майамцы знали то, что мы до сих пор ещё не знаем. А Египетские пирамиды?

Тот, кто интересуется этими вещами, начинает хорошо понимать, что все эти богатые знания давались людям пришельцами из космоса. Что, раньше давались, а сейчас не даются? Даются, и практически не скрываясь от людей! Но желают ли люди получать эти знания, или их больше интересуют цены на водку? Или, может быть, люди думают, что процессы происходящие в Космосе их не коснутся? Может быть не обязательно знать Законы Космоса? А что такое человек, откуда он взялся и для чего живёт на Земле? Вот это и есть мировоззрение современного человека.

Культура умственного труда личности – духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя.

Условия воспитания культуры умственного труда личности:

· непрерывный характер учебной деятельности;

· создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии;

· педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации

Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

задачи:

· формирование знаний как условия умственного роста,

· овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями,

· формирование научного мировоззрения.

Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Умственное развитие обеспечивается, кроме содержания обучения и воспитания, подбором заданий исследовательского характера, на установление причинно-следственных связей, на сравнение и др. Во внеклассной работе - научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.

В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика. Мировоззрение – система взглядов человека на мир в целом,на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем. Понимание и эмоциональная оценка человека, смысл его деятельности, совокупность научных, философских, политических, нравственных убеждений и идеалов людей.

Факторы , влияющие на формирование мировоззрения:

1) социально-экономическая среда, политика гос-ва, идеология. 2) развитие науки, техники. 3) развитие образования, культуры.

Виды : научное, религиозное, бытовое мировоззрения.

Задачи формирования научного мировоззрения:

Формировать научные взгляды и убеждения объясняющие мир, формировать критическое отношение к антинаучным представлениям, формировать способность к твердому проявлению воли и решительности в реализации своих убеждений.

Пути реализации задач: школа (сознание уч-ся формируется в результате усвоения науки, которая представлена в школе в адаптированном виде – учебные предметы), семья (форм миров осущ через общение с родителями – походы, беседы, традиции), внешкольная деятельность (форм миров в процессе усвоения любимой деятельности)