» » Дмитрий Кантемир, молдавский и российский государственный деятель и учёный. Биография, семья, дети

Дмитрий Кантемир, молдавский и российский государственный деятель и учёный. Биография, семья, дети

Видный учёный и молдавский/российский деятель Дмитрий Кантемир родился ровно 340 лет назад – 26 октября 1673 года – в Харьковской губернии Российской империи.

Дмитрий Константинович Кантемир родился в семье господаря Константина Кантемира в молдавском селе Силиштень (сегодня – территория Румынии).

За четыре года (с 1687 по 1691) пока князь был заложником в Константинополе, он идеально выучил персидский и турецкий языки, поэтому позже смог занимать в Порте самые высокие должности.

Не меньше он отстал и в других областях науки: математике, философии, архитектуре, истории, что позволило Кантемиру с успехом составить точные описания Турции и Молдавии.

Изображение князя Дмитрия Кантемира на приднестровской купюре (2000 год) —

В годы войны между Россией и Турцией (а точнее именно в 1710 году) Дмитрий Кантемир становится князем Молдавии, поэтому был обязан принимать участие в боевых действиях. Тут мы можем увидеть поразительные таланты Кантемира в умении скрывать свои истинные замыслы. Дело в том, что турецкий двор возлагал на Кантемира большие надежды. А тот, в то же самое время, связывается (в Константинополе – прямо «под носом» у турецких покровителей!) с дипломатами из России и начинает оказывать нашему послу Петру Андреевичу Толстому активнейшее содействие.

Желая полностью избавить Молдавию от турецкого ига (а также лично недовольный турецким визирем) Кантемир в Луцке в апреле 1711 года подписывает так называемый Луцкий договор – трактат, который со стороны России завизировал сам Пётр Великий, гласящий, что князь должен был поставлять русскому императору всю известную информацию о делах в Турции.

Фото последней страницы договора –

Всего в договоре было 17 пунктов, которые повторяли подписанное митрополитом Гедеоном ещё в 1656 году соглашение: молдавское княжество вступало в русское подданство, при этом внутренние обычаи, суверенность государства и все прочие статусы сохранялись в полном объёме. Привилегии бояр молдавского княжества также сохранялись. За династией Кантемиров закреплялся господарский престол. Превращённые в райи (вследствие захвата Турцией) земли возвращались молдаванам. Княжество полностью избавлялось от турецкой дани.

Вполне закономерно, что на подобных условиях договор (а именно в таком виде он и был громогласно обнародован) нашёл самую горячую поддержку у всего населения княжества – от простолюдинов до бояр (хотя среди последних и были противники разрыва с Турцией).

Надо отметить, что Турция в те десятилетия стремительно двигалась ко всеобщему упадку, а петровская Россия была на подъёме. Так что на самом деле выгода для Молдавии от кантемирского договора (освобождение от турецкого гнёта и присоединение к России) была совершенно очевидна.

Пётр Первый ЛИЧНО отправился в Молдавию. Вместе с ним выдвинулась и возглавляемая Борисом Петровичем Шереметьевым (фельдмаршал) 38-тысячная русская армия.

В 75 километрах от Ясс это войско было прижато к правому берегу реки Прут объединённой ДВУХСОТТЫСЯЧНОЙ армией (70 тысяч крымских татар с конями и более 120 тысяч турок!), однако оказало настолько яростное сопротивление союзной турецко-татарской армии, что вынудили тех пойти на мировую, подписав соглашение, согласно которому русская армия выходила из окружения (напоминаю, десятикратно превосходящего!), однако уступала туркам побережье Азовского моря и Азов. Молдавское княжество также оставалось под гнётом Турции.

После того, как в 1711 году был окончен Прутский поход, Дмитрий Константинович Кантемир прибыл в Россию вместе с тысячью преданных ему молдавских бояр. Пётр даровал ему право распоряжаться этими молдаванами по своему разумению, также некоторые территории в нынешней Орловской области (Кантемировка, Дмитровск), значительную пенсию, а также российское княжеское достоинство с титулом светлости.

Изображение князя Кантемира на молдавской почтовой марке (2001 год) —

С русским императором Кантемир был не просто дружен (например, он управлял во время похода в Персию походной канцелярией царя, составлял по петровским указам различные манифесты и воззвания к персам), а практически породнился с ним: Мария Кантемир (дочка князя Дмитрия Кантемира) была любовницей Петра Великого и даже вынашивала сына, который мог бы стать нашим императором (вместо Екатерины), но не выжил…

Картина Ивана Никитина, на которой изображена дочка князя – Мария Кантемир (или её сестра) —

Кантемиру принадлежало и имению в подмосковье, которое тогда называлось «Чёрная Грязь». Сегодня это дворцово-парковый ансамбль Царицыно —

О повседневной жизни князя нам остались любопытные свидетельства современников:

Изображение князя Кантемира Дмитрия Константиновича на советской почтовой марке (1973 год) —

Как можно заметить из приведённого выше описания Кантемир много внимания уделял собственному образованию. И действительно, для своего времени князь был очень эрудированным человеком. Так, помимо уже упоминавшихся языков (молдаванского, русского, персидского и турецкого) он свободно изъяснялся на французском, итальянском, греческом и арабском, а также знал латынь.

Практически все труды князя Кантемира были изданы в России, при этом петровские реформы оказали на них самое прямое влияние…

Перу Дмитрия Константиновича принадлежит и ряд исторических исследований: «История возвышения и упадка Оттоманской империи», «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Политическое, географическое и историческое описание Молдавии», а также политических трудов: «Тяжба души с телом или спор мудреца с миром или Верховный суд», «Иероглифическая история», «Метафизика». Остались от Кантемира и сочинения «Иероглифическая история», «Жизнеописание Константина Кантемира», «Диван…» и др.

Публикуемый труд Д. К. Кантемира (1673-1723) - писателя, ученого-просветителя, бывшего господаря Молдовы, сподвижника и советника Петра Великого, остается одним из важнейших источников по истории Дунайских княжеств. Издание подготовлено на основе наиболее полной латинской версии кантемировского Описания Молдавии -так называемого Стурдзовского списка (ок. 1762-1764 гг.). Критическая редакция этого латинского оригинала последовательно сверена со сводной редакцией Д. Слушанского (Бухарест, 2006). Также учтены писцовые списки 1716 (с правкой и маргиналиями Д. К. Кантемира) и 1727 г. Перевод сопровождается подробными комментариями кишиневских историковА. и В. Ешану. Издание предназначено как специалистам-историкам, так и широкому кругу читателей.

Издательство: "Нестор-История" (2011)

Другие книги схожей тематики:

Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
Дмитрий Кантемир Публикуемый труд Д. К. Кантемира (1673–1723) – писателя, ученого-просветителя, бывшего господаря Молдовы, сподвижника и советника Петра Великого, остается одним из важнейших источников по истории… - Нестор-История, (формат: 170x220, 176 стр.) электронная книга 1762–1764
249 электронная книга
Кантемир Дмитрий Публикуемый труд Д. К. Кантемира (1673-1723) - писателя, ученого-просветителя, бывшего господаря Молдовы, сподвижника и советника Петра Великого, остается одним из важнейших источников по истории… - Нестор-История, 2011
897 бумажная книга
Дмитрий Кантемир Описание Молдавии. Факсимиле, латинский текст и русский перевод Стурдзовского списка Публикуемый труд Д. К. Кантемира остается одним из важнейших источников по истории Дунайских княжеств. Издание подготовлено на основе наиболее полной латинской версии кантемировского Описания… - Нестор-История, (формат: 70x100/16, 840 стр.) 2013
1500 бумажная книга
Дмитрий Кантемир Описание Молдавии. Факсимиле, латинский текст и русский перевод Стурдзовского списка Публикуемый труд Д. К. Кантемира остается одним из важнейших источников по истории Дунайских княжеств. Издание подготовлено на основе наиболее полной латинской версии кантемировского `Описания… - Нестор-История, (формат: 70x100/16, 840 стр.) 2013
1149 бумажная книга
Инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской. Инок Парфений Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - Белый город, (формат: 70x100/16, 840 стр.) Христианское знание 2016
3332 бумажная книга
Инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части 171;Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - Белый город, (формат: 70x100/16, 840 стр.) Святоотеческое наследие 2016
405 бумажная книга
Инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части&171;Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - БЕЛЫЙ ГОРОД, (формат: 170x220, 176 стр.) 2016
524 бумажная книга
инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части «Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - Белый город, (формат: 70x100/16, 840 стр.) Христианское знание 2018
2527 бумажная книга
Инок Парфений (Агеев) Описание святой горы Афонской Издание, которое вы держите в руках, содержит описание святой Афонской горы из IV части Сказаний о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика святой горы… - Белый город, (формат: 70x100/16, 840 стр.) 2016
606 бумажная книга
С.Ф. Добронравов Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии, составленное бывшим главным доктором всех военно-временных госпиталей в княжествах Молдавии и Валахии и крепости Силистрии, с… - Книга по Требованию, - 1835
711 бумажная книга
С.Ф. Добронравов Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии, составленное бывшим главным доктором всех военно-временных госпиталей в княжествах Молдавии и Валахии и крепости Силистрии, с… - Библиотечный фонд, электронная книга 1835
электронная книга
С.Ф. Добронравов Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии Медико-топографическое описание княжеств Молдавии и Валахии, составленное бывшим главным доктором всех военно-временных госпиталей в княжествах Молдавии и Валахии и крепости Силистрии, с… - Книга по Требованию, (формат: 70x100/16, 840 стр.)
799 бумажная книга

Кантемир, Дмитрий

Дмитрий Кантемир

Биография

Дмитрий Кантемир родился в молдавском селе Силиштень (Silişteni; ныне , ) в семье господаря . Пробыв в качестве заложника в с по год, Кантемир изучил турецкий и персидский языки, благодаря чему занимал впоследствии в Порте высокие должности. Занимался также историей, архитектурой, философией, математикой, составлял описания Молдавии и Турции. В году, во время войны Турции с Россией, Дмитрий Кантемир был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Надежды, возлагавшиеся турецким двором на Кантемира, свидетельствуют об его умении скрывать замыслы. Ещё в Константинополе он связался с русскими дипломатами и оказывал содействие послу Толстому.

Недовольный визирем и желая избавить свою страну от турецкого ига, Кантемир года в заключил с трактат (см. ), обязуясь сообщать ему о турецких делах. Договор содержал 17 пунктов и в основных положениях повторял соглашение, подписанное митрополитом Гедеоном в году. Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежних обычаев внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров. Молдавскому княжеству возвращались земли, захваченные Турцией и превращённые в райи, страна освобождалась от турецкой дани. Договор после обнародования встретил поддержку всего молдавского населения. Лишь небольшая группа бояр была против разрыва с Турцией. Договор Кантемира был выгоден для Молдавии, так как в случае его претворения в жизнь страна освобождалась от турецкого гнёта, отделялась от движущейся к упадку Турции и присоединялась к находящейся в то время на подъёме России.

С армией, которую возглавлял фельдмаршал , в Молдавию отправился лично царь . На реке , примерно в 75 км к югу от , 38-тысячная русская армия была прижата к правому берегу союзными 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Решительное сопротивление русских заставило турецкого командующего заключить мирное соглашение, по которому русская армия вырвалась из безнадёжного окружения ценой уступки Турции ранее завоёванного в

Молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра I. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластики к рационализму.


Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основн

ом Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.

Этот удивительный человек, соратник Петра I и выдающийся государственный деятель, внёс ощутимый вклад в мировую культуру как писатель, историк, философ и востоковед. Член Берлинской академии с 1714 года, он в своих трудах обозначил переход от схоластического средневекового мышления к современным рациональным формам. Его имя - Дмитрий Кантемир.

Детство и начальное образование

Родился будущий политический деятель 26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень. Впоследствии оно отошло к Румынии, а сегодня носит название Васлуй. В конце XVII века в нём размещалась резиденция Константина Кантемира - молдавского господаря и отца новорождённого Дмитрия. О его матери Анне Бантыш известно, что она была представительницей одного из древнейших боярских родов.

С раннего детства на формирование личности Дмитрия Константиновича большое влияние оказал его учитель - образованнейший человек, монах И. Какавела. В своё время он был известен многочисленными публикациями, полемизирующими с проповедниками католицизма, а также как автор учебника логики, по которому эту науку постигали многие поколения будущих философов и богословов.

Годы, проведённые в турецкой столице

В пятнадцатилетнем возрасте Дмитрий оказался в Стамбуле. Туда он прибыл не по собственной воле, а в качестве заложника государства, подвластного Турции, которым являлось в те годы Молдавское княжество. Находясь в столь незавидном положении, он, тем не менее, не теряет даром время и продолжает улучшать своё образование. В этом ему оказывают неоценимую помощь многие учёные патриаршей Греко-латинской академии, находившейся в то время, как и он, в столице Сиятельной Порты.

За три года, проведённых на берегах Босфора, жадный до знаний юноша выучил греческий, турецкий, арабский и латинский языки, а также прослушал курс лекций по истории, философии и богословию. Его мировоззрение складывалось в те годы под влиянием философских трудов Антония и Спандони, а также в результате знакомства с натурфилософскими идеями Мелетия Артского.

Военный поход и политические интриги

Когда в 1691 году Дмитрий Кантемир вернулся на родину, он оказался в гуще войны, которую Молдавское княжество вело с Польшей. Как сын господаря, Дмитрий был в числе командиров, возглавлявших многотысячное войско. В 1692 году он отличился при осаде крепости Сорока, захваченной поляками. Это был его первый опыт ведения боевых действий и принятия решений, от которых зависела жизнь большого количества людей.

Следующий, 1693 год, принёс ему многочисленные проблемы, связанные с внутриполитической борьбой в стране. Дело в том, что скончался отец Кантемира, являвшийся до последних дней жизни правителем Молдавии, и после его смерти бояре выбрали Дмитрия преемником. Но одной боярской воли было недостаточно.

Так как княжество находилось под турецким протекторатом, результат выборов должен был утверждаться в Стамбуле. Этим воспользовался политический противник Кантемира - правитель Валахии Константин Брынковяну. Он сумел оказать влияние на султана, и в результате кандидатура Дмитрия была отвергнута.

На дипломатической работе

После неудачи, стоившей ему высшей государственной должности, Кантемир вновь возвращается в Стамбул, но на этот раз не в качестве заложника, а с дипломатической миссией. Он получил назначение на должность официального представителя молдавского господаря при дворе султана. На этот раз его пребывание на берегах Босфора оказалось более продолжительным. С незначительными перерывами он прожил в турецкой столице до 1710 года.

Этот период в жизни Дмитрия Кантемира был наполнен событиями. Пришлось ему повоевать, но на этот раз в рядах турецкой армии. И хотя сражение с австрийцами на реке Тисе, в котором он принял участие, закончилось сокрушительным поражением войск султана, тем не менее, оно дало ему богатый военный опыт. Находясь на дипломатической работе, Кантемир завёл обширный круг знакомств.

Среди его новых друзей оказались и представители науки, наиболее известным из которых был знаменитый турецкий ученый Саади Эффенди, и послы многих европейских государств. Он сблизился с российским посланником графом знакомство с которым имело далеко идущие последствия.

Тайный договор с российским царём

В 1710 году, когда разразилась война России с Турцией, Кантемир, получив от турецкого правительства молдавское княжество, обязан был участвовать в военных действиях. Однако, втайне ненавидя поработителей своей родины и возлагая надежды на русские штыки, он заранее вступил в контакт с правительством России, используя для этого своего нового знакомого - графа Толстого.

Турецкие власти, возлагая на Кантемира большие надежды, не сомневаясь в его лояльности, поручают ему подготовку молдавской армии к войне с Россией. В обязанности Дмитрия входит строительство мостов и переправ через Дунай, а также обеспечение зимними квартирами шведов, уцелевших после гибельного для них Полтавского сражения, полных готовности взять реванш за былое поражение. В довершение миссии он был обязан вести тайную слежку за своим бывшим политическим противником Брынковяну, которого султан подозревал в измене.

Находясь в 1711 году в Слуцке, одном из крупнейших городов Западной Украины, князь Дмитрий Кантемир при содействии графа П. А. Толстого направил в Санкт-Петербург своего посланника Штефана Луку, которому было поручено провести тайные переговоры с Петром I и заключить с ним негласный союз о совместных действиях против турок.

Договор, которому не суждено было осуществиться

С этого времени начинается тесное сотрудничество Кантемира с российским монархом. В том же, 1711 году, он принимает активное участие в составлении договора, предусматривавшего добровольное вхождение Молдавии под юрисдикцию России на правах автономии. Одним из семнадцати пунктов этого документа монархом объявлялся лично он, Дмитрий Кантемир, с правом передачи власти своим прямым наследникам. При этом неприкосновенными оставались все привилегии бояр.

Важнейшим пунктом этого договора было возвращение Молдавии всех территорий, захваченных Портой, и отмена турецкой дани. Реализация соглашения означала конец османского ига. Это встретило восторженную поддержку во всех слоях молдавского общества и обеспечило Кантемиру всенародную поддержку.

Прутский договор

Однако столь радужным планам не суждено было осуществиться. Для освобождения молдавских земель в 1711 году тридцативосьмитысячная русская армия выступила в поход под предводительством графа Шереметьева. В продолжение всех боевых действий Пётр I лично присутствовал в ставке главнокомандующего.

Этот поход, вошедший в историю как Прутский по названию реки, где произошло генеральное сражение со стадвадцатитысячной армией противника, был неудачным для россиян. Чтобы избежать разгрома от превосходящих сил турецкой армии, Пётр I подписал мирный договор, в соответствии с которым Россия теряла завоёванный ранее Азов и значительную часть побережья Азовского моря. Таким образом, Молдавия по-прежнему оставалась под властью Турции.

Переезд в Москву и царские милости

Разумеется, после всего происшедшего о возвращении на родину для всех молдаван, служивших под русскими знамёнами, не могло быть и речи. Тысяча бояр прибыли в Москву, где им была оказана весьма радушная встреча. Вместе с ними приехал и Кантемир. Дмитрий Константинович был удостоен за верность России графского титула с правом именоваться «светлостью».

Кроме этого, ему была назначена солидная пенсия, дарованы обширные земельные угодья в нынешней Расположенные на их территории населённые пункты Димитровка и Кантемировка сохранились до наших дней. Первый из них приобрёл статус города с населением пять с половиной тысяч человек, а второй стал посёлком городского типа. В довершение всего Кантемир как повелитель всех прибывших с ним молдаван-иммигрантов получал право распоряжаться их жизнями по своему усмотрению.

Европейское признание научных трудов

В 1713 году скончалась жена Дмитрия Кантемира Кассандра Контакузин. После её смерти он продолжал жить в Москве, поддерживая общение с наиболее передовыми людьми того времени. Среди них наиболее известными были основатель латино-греческой академии Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, князья А. М. Черкасский, И. Ю. Трубецкой, выдающийся государственный деятель Б. П. Шереметьев. В качестве личного секретаря и воспитателя детей он пригласил известного литератора и драматурга

К тому времени приобрели европейскую известность многие научные труды, которые создал за годы своих странствий Дмитрий Кантемир. Описание Молдавии и Турции, работы по языкознанию и философии принесли ему всеобщую славу. Берлинская Академия наук в 1714 году приняла его в свои ряды в качестве почётного члена. Разумеется, и российские ученые отдали долг заслугам своего коллеги.

Второй брак, переезд на берега Невы

В 1719 году в его жизни происходит знаменательное событие - он вступает в новый брак. На этот раз его избранницей становится княгиня А. И. Трубецкая. Во время свадебного обряда венец над головой жениха держал лично государь Пётр I. Трудно представить себе большую честь для подданного российского монарха. По окончании торжеств Дмитрий Кантемир со своей семьёй переезжает в Санкт-Петербург, где занимает видный государственный пост советника Петра I по делам Востока. Здесь он входит в число лиц, наиболее приближенных к царю.

Когда в 1722 году государь предпринял свой знаменитый Дмитрий Константинович был рядом с ним в качестве заведующего государственной канцелярией. По его инициативе появилась типография, где печатались материалы на арабском языке. Это дало возможность составить и распространить воззвание императора к народам, населявшим Персию и Кавказ.

Научные труды и эволюция философских взглядов

Даже в условиях военного времени Кантемир, как и многие российские ученые, попавшие в сходные обстоятельства, не прекращал научной работы. В эти годы из-под его пера вышел целый ряд исторических, географических и философских трудов. Как неутомимый археолог, он проводил изучение древних памятников Дагестана и Дербента. Его воззрения на основные вопросы мироздания претерпели к тому времени значительную эволюцию. В прошлом приверженец теологического идеализма, с годами он сделался рационалистом, а во многих случаях даже стихийным материалистом.

Так, например, в своих сочинениях он утверждал, что весь мир, видимый и невидимый, ведёт своё развитие на основании объективных законов, предопределённых Творцом. Однако сила научной мысли способна изучить их и направить мировой прогресс в нужное для людей русло. Среди исторических трудов Кантемира ведущее место занимают работы по истории Порты и его родной Молдавии.

Конец яркой жизни

Дмитрий Кантемир, биография которого неразрывно связана с эпохой петровских преобразований и реформ, ушёл из жизни 1 сентября 1723 года. Последний период своей жизни он провёл в пожалованном ему государем поместье Димитровка. Прах верного был похоронен в Москве в стенах Новогреческого монастыря, а в тридцатые годы XX века перевезён в Румынию, в город Яссы.

Дочь молдавского господаря

В одну из последующих эпох, в период царствования императрицы Елизаветы, широкую известность получила дочь Кантемира от второго брака Катерина Голицына, родившаяся в 1720 году. Эту фамилию она получила, когда в 1751 году вышла замуж за офицера Измайловского полка Дмитрия Михайловича Голицына. После свадьбы она была произведена благоволившей к ней императрицей в действительные статс-дамы.

Обладая значительным состоянием и много путешествуя, Катерина Голицына провела несколько лет в Париже, где пользовалась необыкновенным успехом в высшем обществе и при дворе. Её салон входил в число самых модных во французской столице. Когда же супруг был назначен послом России в Париже, то она стала настоящей звездой.

Её жизнь оборвалась в 1761 году из-за болезни. Дмитрий Михайлович тяжело переживал смерть любимой жены. Пережив её почти на тридцать лет, он на склоне своих дней завещал построить в память супруги больницу для бедных. Это желание было исполнено, и Голицынская больница, вошедшая в начале XX века в состав Первой Градской больницы, стала своеобразным памятником любимой женщине.

Дворец на набережной Невы

О самом Дмитрии Кантемире напоминает потомкам величественное здание, украшающее Дворцовую набережную Санкт-Петербурга. Это бывший дворец Дмитрия Кантемира. Возведённое в двадцатые годы XVIII века, оно является первым зданием, построенным в Северной столице выдающимся итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Его фото вы можете видеть выше. Однако самому молдавскому господарю не довелось пожить в нём. Он скончался, когда во дворце ещё велись отделочные работы, но его имя навсегда связано с этим шедевром архитектуры.

Кантемиры болели диабетом, были очень несчастны в семейной жизни, многие не сделали карьеры и не оставили после себя потомков. Род пресекся… За что судьба была так немилостива в Канемирам, за какие грехи преследовала, награждая одиночеством и болезнями? Нижеследующие факты почерпнуты из книг и интервью известного исследователя Федора Ангели, а также из книги Игоря Сергеева «Церковь Кантемира в Царицыне».

Дед Кантемира имел гарем

Дед молдавского господаря был мусульманином и имел гарем. Эту тайну Дмитрий Кантемир, живший в христианском окружении, тщательно скрывал и даже сочинил себе фальшивую родословную. Впервые об этом написал Федор Ангели в книге «Эпоха и новая трактовка Кантемиров: конец XIV-первая половина XVII веков».

«Дед Дмитрия Кантемира был мощной фигурой, его имя переводится как «сын льва», - рассказал Ангели. - Он перешел из-под протектората крымского хана в подчинение Стамбула, был губернатором провинции Силистра. Эти земли простирались вплоть до устья Днепра и Дуная, включали Добруджу, Аккерман, Килию. В течение почти 40 лет ничто в Крыму не решалось без участия Арасланоглу. В 1637 году султан вызвал его в Стамбул и приказал удушить. Поводом к ликвидации послужил проступок младшего сына Арасланоглу (имя его неизвестно), убившего в пьяном виде мусульманина. Так что у Кантемиров были причины для негативного отношения к Османской империи».

Получается, Кантемир с легкостью сочинил себе христианскую родословную и несколько поколений предков. Но в окружении Петра его прошлое ни для кого не было секретом, считает Ангели. Официально император признал христианские корни семьи, и это не обсуждалось.

Ангели первым написал о том, что древние корни рода Кантемиров ведут не к Тамерлану, как считалось, а к эмиру Едигею (1352-1419 годы), правившему Золотой Ордой более двадцати лет. Он был выходец из ногайского племени мангыт. Кантемир никогда не раскрывал до конца всех подробностей своего происхождения.

Константин Кантемир казнил Мирона Костина

Отец Дмитрия Кантемира Константин (1627-1693) был слабым господарем был слабым, бояре вертели им как хотели. По его приказу с их подачи был казнен знаменитый летописец и логофет Мирон Костин. Султану Магомету IV Кантемир-старший пришелся по душе своим умением рассказывать байки о польском дворе, но главным образом тем, что спас его гарем при осаде турками Львова.

Молдовой Константин правил довольно долго - с 1685 по 1693 год. Заболел он резко, на 66-м году жизни, жаловался на почки. Возможно, у него был диабет, который проявился затем у всех его потомков. Почувствовав, что смерть близка, господарь собрал бояр и предложил самим решить, кого избрать преемником - сыновей Дмитрия или Антиоха либо того, кого им будет угодно. Бояре подивились добродушию господаря…

Агент Думитрашко Кантемир-водэ, главная миссия - похищение

Дмитрий Кантемир родился 26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень (ныне уезд Васлуй, Румыния) в семье господаря Константина Кантемира. Ион Некулче, как и другие современники, именует его Думитрашко Кантемир-водэ. Будучи заложником в Константинополе с 1687 по 1691 год, Кантемир передавал информацию русским дипломатам.

Во время одного из застолий Дмитрий попросил своего знакомого по имени Шмайл-Ефенди замолвить слово перед султаном, и тот согласился, передав, что господарь Валахии Брынковяну-водэ стал сильным и богатым, завел дружбу с русскими и стал опасен для Порты. Его необходимо похитить и привезти, и никто не способен сделать это лучше, чем Думитрашко, если его назначить господарем Молдовы.

Султан принял этот план. По прибытии в Молдову Дмитрий Кантемир периодически отсылал в Константинополь сообщения о попытках схватить осторожного Брынковяну, хотя никаких усилий для этого не прилагал. В ходе Прутского похода Брынковяну так и не решился выступить на стороне Петра, хотя обещал выделить 30-тысячный корпус солдат и обеспечить русскую армию продовольствием.

Господарь, который не покупал должность

Ни Константин Кантемир, ни его сын Дмитрий не платили за свои должности господаря, указывает Федор Ангели, и это было по тем временам уникально: они получили престол в знак своих заслуг перед Османской империей.

Он мог стать первым президентом российской академии

В Россию Дмитрий Кантемир прибыл с 1000 боярами и несколькими тысячами своих земляков более низкого сословия, ставших российскими подданными. Он получил княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости, значительную пенсию, обширные имения в Харьковской губернии, а также право жизни и смерти над прибывшими молдаванами.

Кантемир был избран членом Берлинской академии наук, а Петр планировал выдвинуть его в первые президенты Российской академии, но этим планам не суждено было сбыться. Однако в Париже в Латинском квартале на здании библиотеки Сент-Женевьев в списке фамилий выдающихся писателей и ученых рядом с Ньютоном и Лейбницем можно увидеть имя Дмитрия Кантемира.

«Женский» язык в средневековой Молдове

В книге Кантемира «Описание Молдавии» указывается, что в средневековом молдавском языке существовал высокий уровень гендерных различий. Мужской и женский языки различались словарем и произношением. Если воспитание мальчика на женской половине затягивалось, он начинал говорить как женщина и становился посмешищем - «маменькиным сынком».

Прокомментировать этот фрагмент из книги не может ни один молдавский филолог. Но сходное явление есть в устной японской речи. Переводчики на японский мучаются в поиске гендерно-нейтральных фраз, иногда приходится приводить варианты для каждого пола. Если перевод неаккуратен, приходится слышать женскую речь из уст мужчины (при этом его могут счесть гомосексуалистом или излишне женственным) и наоборот. Насколько такое разделение было развито в молдавском языке - неизвестно.

Молдавский единорог

В «Описании Молдавии» Кантемир, скрупулезно описывая фауну (в княжестве в изобилии водились олени, серны, козы, лисы, куницы, рыси, глухари, волки, дикие буйволы, зубры), упоминает единорогов. Что имеет в виду автор - непонятно.

Интересно, что в Молдове было много диких овец и лошадей. Выращивались две культурные породы овец: горные и сорокские. Кантемир утверждал, что у сорокской овцы - на одно ребро больше, но если ее пасти в других областях, то уже на третий год якобы появляются ягнята с обычным числом ребер. По свидетельству автора «Описания Молдавии», более 60 тысяч овец ежегодно поставлялось в Константинополь, к столу султана, который предпочитал именно это мясо, считая его целебным. Но все самые богатые пастбища располагались за Прутом. Сейчас баранины в Молдове не найдешь днем с огнем.

Красавец мужчина

Дмитрий Кантемир был красив, прекрасно сложен, воспитан и очень располагал к себе. Современники сообщали, что Петр очень любил Кантемира, постоянно целовал его и повесил фавориту на шею свой портрет в алмазах. Молдавский господарь был так мал ростом, что двухметровый император приподнимал его одной рукой, чтобы расцеловать.

Странные отношения, в которых женщины были на втором плане и играли роль разменной монеты… Императрица Екатерина и жена Кантемира, находясь в Яссах во время Прутского похода, следуя восточному обычаю, на мужской половине не показывались.

Военные неудачи Петра заставили Кантемира с семьей и свитой бежать в Россию. Император осыпал его почестями и подарками, в частности, выдал 6 тысяч рублей, на которые на набережной Невы был построен дворец - первая самостоятельная работа знаменитого архитектора Расстрелли.

Умер Кантемир в возрасте 50 лет, оставив детей круглыми сиротами. После смерти своей первой жены Кассандры он успел вторично жениться, но отношения детей с мачехой не сложились.

Дмитрий собирался убить Антиоха

Сын господаря Антиох Кантемир, которого считают первым русским гражданским поэтом, родился 10 сентября 1709 года в Стамбуле, а в России оказался в трехлетнем возрасте. В 1718 году Антиох был записан в Преображенский полк в звании подпоручика, как и все его братья - Матвей (1703-1771), Константин (1705-1747) и Сергей (1706-1780). Десятилетний мальчик был поставлен в ночной караул у двери спальни императрицы Екатерины I. В полночь отец пожелал убедиться, добросовестно ли сын несет службу, и к ужасу своему обнаружил его спящим. Дмитрий вспылил и хотел убить сына на месте, но проснувшийся Петр I спас жизнь ребенка.

Антиох избегал дам

В 1732 году Антиох был назначен посланником в Британию, затем стал послом во Франции. Личная жизнь первого поэта России не сложилась. Антиох был помолвлен с богатой наследницей княжной Варварой Черкасской, но она вышла замуж за другого. После этого Кантемир жил холостяком и подхватил в Лондоне венерическое заболевание. Он не общался с женщинами, пока не вылечился. В Париже поэт сошелся с девушкой, которая родила ему двух внебрачных дочерей, обеих он обеспечил.

Избавиться от наследственного диабета, от которого умер отец, Антиох не мог. У него тоже болели почки. Врачи посоветовали диету и лечение в Италии, но не было ни денег на поездку, ни разрешения на нее. Пока посол переписывался на эту тему с императрицей, его состояние ухудшалось. В итоге разрешение дали, денег - нет.

Первого поэта России не на что было хоронить

Умер Антиох Кантемир 1 апреля 1744 года. Наличными в его спальне нашли 1500 франков и серебряный рубль. Дать деньги на отправку тела на родину императрица также отказалась. Братья заплатить долги сына господаря не могли. Начался постыдный торг. Через девять месяцев деньги на отправку тела прислала сестра Мария. И лишь через полтора года после кончины Антиоха его прах был отправлен на родину. С ним пришли 11 ящиков имущества, из которого Мария оставила себе только портрет брата, его рукописи и часы. Вскоре она получила письмо из Парижа от «вдовы», сообщавшей, что дочери Антиоха умерли, а сама она вышла замуж за нотариуса.

Мария покорила Петра танцем живота

Мария Кантемир была некрасива лицом и фигурой, к тому же худа, что тогда не одобряли. Но девушка так исполняла танец живота, что зритель не видел недостатков ее внешности. Именно за танец Петр и полюбил дочь молдавского господаря.

Мария была первым ребенком Дмитрия Кантемира. Родилась она в 1700 году. Знала греческий, итальянский, русский языки и латынь. С детства отличалась склонностью к чтению. Именно ее письмам мы обязаны тем, что много знаем о Дмитрии и Антиохе Кантемирах. Девочка рано осталась круглой сиротой, но отцовского наследства не получила: по распоряжению царя Петра оно отошло ко второй жене Дмитрия Кантемира, а в 1729-м все родовые земли Кантемиров отошли к брату Константину благодаря его женитьбе на дочери могущественного князя Дмитрия Голицына.

Однако после воцарения императрицы Анны Иоанновны княжна Мария вместе с братьями получила земельные наделы в Центральной России и звание фрейлины. В 1731 году Мария с братом Сергеем купили пустырь в Москве и построили на нем дома. Какое-то время Мария жила в Санкт-Петербурге у брата Константина в его Мраморном дворце, который занимал четвертое место в рейтинге роскошных петербургских дворцов. В конце жизни Марии в ее доме на Покровке были собраны все слуги молдавского господаря. Также здесь было множество кошек и собак.

Если бы ребенок Петра выжил, судьба Марии, как и судьба Молдовы, сложилась бы иначе… Мария умерла в 1757 году, похоронив до того братьев Антиоха и Константина. Княжна любила ездить быстро в карете цугом в четыре лошади. На крутом повороте скользкой дороги карету занесло, и она врезалась в верстовой столб. Недалеко от этого места до наших дней сохранился загадочный памятник. Никто не знает, по какому случаю он поставлен. Возможно, этот камень имеет какое-то отношение к трагедии Марии.

Сергей Кантемир был хулиганом

Женитьба князя Константина на Голицыной стала причиной многих бед Кантемиров. Князья Матвей и Сергей (Шербан), гвардейские офицеры, также причиняли сестре немало хлопот своим поведением. Писать об их поступках - никакой бумаги не хватит. Вот только один случай. Сергей водил дружбу с дамой легкого поведения и неким капитаном Дубасовым. Однажды друзья передрались из-за женщины. Слуги Сергея поколотили капитана и еще какого-то поручика. Им грозил суд. Марии пришлось заплатить пострадавшим.

Нежные чувства княжны к брату Сергею подкреплялись тем, что он участвовал во многих войнах, в частности - в русско-турецкой войне 1735-1740 года. С театра военных действий брат неизменно писал сестре, прося у нее денег.

В 1740 году Сергей вернулся из похода с пленной турчанкой, захваченной при штурме Очакова. Она родила ему дочерей Елену и Евдокию. Обе жили в монастыре, где Евдокию увидел дворянин, офицер Алексей Степанов. Он посватался к девушке, но Сергей Кантемир не согласился на неравный брак и забрал дочь домой.

Однако Степанов с помощью солдат вломился в дом Кантемира, оттолкнул больного князя и похитил внучку Кантемира. Их настигли только через три дня. Евдокию поместили в другой монастырь под более строгий надзор, а Степанова присудили к высшей мере наказания. Но мать офицера вымолила ему прощение у Екатерины II, тем более, что Евдокия признала, что похищение состоялось с ее согласия. После этого императрица даже приняла обеих внучек Дмитрия Кантемира, а князь Сергей стал готовиться к свадьбе. Сохранился список приданого, в которое, в числе прочего, вошли 300 книг, когда-то присланных Антиохом сестре Марии из Парижа.

Алексей Степанов оказался любящим мужем и хорошим зятем. Сергей Кантемир прожил после свадьбы дочери два года. Вернувшись с войн невредимым, в 1740 году он стал жертвой пьяных ямщиков, которые избили его до полусмерти. Сергей потерял здоровье. Похоронили его в Донском монастыре.

Дело о разводе внучки господаря

Внучка Дмитрия Елена (1741-1782, старшая дочь Сергея Кантемира) вышла замуж за майора Дмитрия Алфимова и была очень несчастлива в браке. Сохранилась жалоба императрице Екатерине Алексеевне: внучка молдавского господаря сообщала, что муж не жил с ней, оскорблял и выгонял из дома, а после того, как она подала на развод, преследовал ее с удвоенным усердием. В письме содержится душераздирающий рассказ о том, как 26 ноября 1772 года Алфимов захватил жену, привез к себе, бил и оскорблял, вымогая юридический отказ от имущества, а затем заточил в монастырь, «в келью холодную и угарную». При этом муж еще и подал жалобу на супругу, обвиняя ее в «прелюбодействе» и в том, что она якобы забеременела не от него. Медицинское освидетельствование показало, что беременности нет: сохранился акт обследования со следами слюней присягнувших.

В решение этого интимного дела был вовлечен сенат. В итоге Алфимов с Еленой не развелся, так как рассчитывал на наследство в случае ее смерти, но дочь Клеопатру своей не признал.

Кантемиры был виноделами

Старший сын Кантемира Матвей (1703-1771), родившийся в Яссах, построил винокуренный завод. Кантемиры в России имели статус иностранцев и в связи с этим получили лицензию на производство и оптовую продажу алкоголя. Мария Кантемир производила вино из яблок и крапивы, которое продавала оптом в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Матвей прожил дольше всех братьев и был похоронен в церкви в Царицыне.

Куда делось наследство господаря

Кантемир был небедным человеком, но дети недолго пользовались его имуществом. Через полтора года после смерти молдавского господаря его вдова Анастасия Ивановна и ее родня - Трубецкие - стали требовать четвертую часть наследства. Затем сын господаря Константин женился на дочери всесильного сенатора Голицына, и тот повлиял на судебное решение, сославшись на завещание, поданное на имя Петра, в котором отец отписал все свое имущество «достойнейшему из сыновей». И суд отказал Трубецким. Но с воцарением Анны Иоанновны, у которой были счеты с Голицыными, они вторично подали претензию на наследство Кантемира.

В итоге императрица обвинила Голицыных в присвоении наследства молдавского господаря. Главу семейства лишили чинов, имения Архангельское, в котором он собрал редкую библиотеку, и посадили в Шлиссельбургскую крепость, где Голицын через год скончался. По суду четвертую часть наследства передали его вдове и дочери Смарагде (Екатерине).

Екатерина-Смарагда - первая девушка, игравшая на клавесине

Дочь Кантемира, была доброй, сердечной и чувствительной. Она принадлежала к сливкам общества и в 24 года была камер-фрейлиной. Любила музыку, сочиняла, импровизировала и была первой в России девушкой, игравшей на клавесине. В 31 год вышла замуж князя Дмитрия Голицына, сына генерал-фельдмаршала, стала статс-дамой и получила орден Святой Екатерины, усыпанный бриллиантами.

Младшая дочь господаря также унаследовала от отца диабет. Уехав в Париж на лечение, Екатерина взяла с собой побочную дочь своего дяди Соколову - будущую жену Де Рибаса (в честь которого названа знаменитая улица Дерибасовская в Одессе). Семейство ехало на 18 повозках… Умерла Екатерина рано: в 1761-м, на 41-м году жизни. Свои деньги завещала потратить на стипендии для студентов-медиков, на них выучились многие известные русские врачи. Муж Екатерины построил в Москве больницу, известную как Голицынская (сейчас - 1-я градская больница).

Кантемиры были в родстве с Пушкиным и Толстым

После того, как Дмитрий Кантемир перешел на сторону Петра, в Стамбуле остался его старший брат Антиох. Умер он около 1726 года. У него был сын Константин от дочери молдавского господаря Дуки - племянник Дмитрия Кантемира. Он переехал в Киев, поступил на военную службу и женился вторым браком на Наталье Головиной. Одна из ее сестер была прабабушкой Пушкина, другая - прабабушкой Толстого.

Внучатого племянника Кантемира объявили сумасшедшим

Третьим браком Константин женился на Софье Пассек. Он нее у него был сын Дмитрий, который на старости лет заявил о претензиях на молдавский престол. Юридически они обосновывались одним из пунктов Луцкого договора, по которому править Молдовой должны были члены семьи Кантемир. В итоге внучатого племянника молдавского господаря объявили сумасшедшим и посадили в Ревельскую крепость (Таллин) - одну из политических тюрем, где он просидел почти до самой смерти в 1820 году.

Последний в роду

Последним в роду был, однако, не Дмитрий Константинович Кантемир (полное совпадение с именем молдавского господаря), а его сын Антиох Дмитриевич Кантемир (полное совпадение с именем поэта). Он воспитывался в семье дворян Рольских и именовался Викентием…

Подготовили Елена ЗАМУРА и Николай МЕНЮК