Говоря о самоопределении, наверное, стоит начать с трактовки этого понятия. Самоопределение – это тяжелый процесс становления человека, осознанный выбор своего предназначения в общественной жизни.
Абсолютно каждый человек в своей жизни определяет свое место в семье, на работе, а также находит себя как индивидуальность. В зависимости от места, где проявляет себя человек, выделяют следующие виды самоопределения: семейное, профессиональное и личностное.
На самом деле процесс самоопределения у человека длится всё то время, которое человек проводит в социуме. Каждый день мы не перестаем задумываться над вечно существующими вопросами – такими как: зачем я живу, что особенного я могу сделать.
Виды самоидентификации
В психологии принято выделять следующие типы определения, зависящие от сферы в которой они реализуются:
- Жизненная самоидентификация.
- Профессиональная самоидентификация.
- Личностная самоидентификация.
- Социальная самоидентификация.
Каждый из этих видов в принципе не существует в природе в чистом виде. Они неразрывно связаны между собой. Попробуем разобраться с каждым из них.
Профессиональная
Начнем с такого понятия, как профессиональное самоопределение личности. Это определение человеком себя посредством сравнения с другими людьми, которые работают в этой сфере. Но стоит отметить, что у каждого человека эти критерии различны. Кто-то считает этим критерием просто владение той или иной профессией, другие – творческий подход к выполнению своих обязанностей.
Свое профессиональное самоопределение человек начинает с простого, казалось бы, дела – с выбора профессии, в которой он будет развиваться; но на этом оно не заканчивается. А все потому, что на протяжении всей своей жизни человек обучается, получает новые знания, компетенции. Следовательно, он профессионально развивается, расширяет свои профессиональные навыки.
Разбираясь с профессиональной самоидентификацией, нельзя не упомянуть про типы и уровни профессионального самоопределения. Выделяют следующие типы самоопределения:
- В конкретной трудовой функции.
- На конкретном трудовом посту.
- На уровне конкретной специальности.
- В конкретной профессии.
А также уровни:
- Вливание в культуру.
- Присоединение к своей профессии.
- Привыкание к специальности.
- Соответствие своей должности и трудовому посту.
- Выполнение конкретных трудовых задач.
Пройдя все эти типы и уровни профессионального самоопределения, человек сможет до конца определиться со своей профессией.
Профессиональное и личностное самоопределение тесно связаны друг с другом. Ведь развиваясь профессионально, невозможно не развиваться личностно.
Личностная
Личностно самоопределившейся натурой называют человека, который определил себя относительно присущих данному обществу критериев, показывающих процесс образования у человека особенных качеств.
Пожалуй, личностное самоопределение является одним из самых важных процессов. Это обусловлено тем, что самоопределение не может существовать без устойчивых личностных характеристик. Любому человеку, который сталкивался с психологией, известны такие понятия, как , ответственность и поле независимости. Все это напрямую влияет на самоопределение.
Неотъемлемой частью личностного самоопределения выступает процесс становления человека в обществе. Этот процесс помогает человеку усваивать общественный опыт, вырабатывать свое «Я», формировать мировоззрение, а также способствует в совершении многих других важных для индивида вещей.
Жизненная
Жизненное самоопределение также неразрывно связано с предыдущими понятиями. Оно подразумевает определение себя как реализовавшегося в жизни человека. Возможно, жизненное самоопределение является основой всего, так как оно начинается с самого рождения человека.
С того момента, как мы появились на земле, мы начинаем выполнять какую-то свою миссию, тем самым реализуем себя. У большинства людей вершина развития жизненного самоопределения приходится на школьные годы, особенно старшие классы. Вспомните себя, ведь чаще всего мы задаемся вопросом о своем предназначение именно во время учебы в школе или в университете. В это время для человека большое значение имеет то, что он может сделать для мира.
Социальная
Социальное самоопределение тесно переплетается со всеми остальными видами самоопределений. Самоидентификация невозможна без особых качеств: личностных, жизненных и профессиональных. Социальное самоопределение – это определение, которое показывает, в какой степени человек относится к той или иной социальной группе.
Кризис самоидентификации
Как и у любого процесса, у самоидентификации есть пик развития и кризис самоопределения. Суть кризиса в том, что нарушается гармония между разными составляющими развития, что в свою очередь вызывает противоречия. Самая главная проблема, которая возникает при данном кризисе, – это то, что не каждый человек может вовремя увидеть кризисную ситуацию и найти правильное разрешение инцидента.
Сейчас выделяют большое количество кризисов, связанных с самоидентификацией. Например, такие кризисы, как кризис идентичности, кризис разочарования, кризис, связанный с профессиональным выбором, и многие другие, которые влияют на развитие личности.
Различные изменения в отношении человека к миру и к самому себе неизбежно приводят к конфликту самоопределяющейся личности с миром и с самим собой. Но стоит отметить, что это не всегда носит негативный характер. Немалое число известных людей находилось в таких кризисных ситуациях, но эти люди тем не менее были успешны.
Человек, который самоопределяется в настоящее время, не всегда может найти для себя подлинные мысли, и он старается найти их в других источниках. Зачастую кризисы имеют циклическую форму. Каждый цикл обычно завершается тем, что человек открывает для себя новую истину, что ведет его к мудрости.
Как видно, каждый день мы встречаемся с понятием самоидентификации. Самый главный вывод, который напрашивается здесь, связан с тем, что очень важно самоопределиться в каждой сфере жизни. Ведь если человек не самоопределится в жизни – значит, он не найдет свое место и, следовательно, проживет несчастную жизнь. Таким образом, важность самоопределения не вызывает сомнений. Автор: Ольга Морозова
Каждый человек осуществляет в своей жизни в той или иной степени разные виды самоопределения: профессиональное (определяет себя как профессионала), личностное (определяет себя как личность), семейное (определяет себя как член семьи) и т.д.
Попытаемся выделить признаки, этапы любого самоопределения:
– установление человеком своих собственных особенностей, черт, качеств, возможностей, способностей;
– выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, точки отсчета, координат на основе системы идеалов, ценностей: что надо для социума, чего от меня ждут, что из этих требований социума я принимаю для себя;
– определение своих наличных уже имеющихся к сегодняшнему дню качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя: соответствую ли я на сегодняшний день этим нормам, что я могу сделать сегодня, какова сегодня моя личность и др;
– предвосхищение своих завтрашних потенциальных качеств, соответствующих требуемым нормам, принятие или непринятие себя как соответствующего нормам в ситуации завтрашнего дня: что я могу сделать завтра, каким я могу стать завтра как личность, как профессионал;
– построение своих целей, задач, планов (близких, сред-неотдаленных, отдаленных) для развития у себя необходимых качеств, для принятия себя: чего я хочу и как я намерен действовать;
– пересмотр человеком применяемых им критериев и оценок, ибо изменяются ценности, менталитеты в самом обществе, и сам человек выбирает разные из них на различных этапах своего развития;
– пересамоопределение – человек заново принимает или не принимает себя, затем цикл может возобновляться. Косвенным свидетельством продолжающегося процесса самоопределения (и пересамоопределения, смены ценностей) человека являются внешние изменения, которые человек осуществляет в своей жизни – меняет профессию, круг знакомых, образ жизни, религиозные установки и др.
По сути процесс самоопределения длится у достаточно зрелого человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы – кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения, связанные с поиском смысла жизни, желательно стимулировать, помогая человеку в этом начиная с дошкольного возраста, хотя есть и взрослые люди, которые редко задумываются или совсем не задумываются над этими вопросами.
В самоопределении человек сливает в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом, определяя смысл своего существования. Самоопределение нельзя сводить к самосознанию человека, ибо, как отмечается (11, с. 67), можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу и что от меня требуется, не приходить к действенному выводу. Потребность в самоопределении, его уровень зависят от среды, системы отношений, в которой находится человек (в какой мере среда стимулирует подобные размышления) и от зрелости личности, готовности, мотивации человека. Кроме потребности в самоопределении надо владеть еще способностями к самоанализу, приемами включения себя в более общий социальный контекст.
Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения –личностное, социальное, профессиональное и др. Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами как причина и следствие. Жизненное самоопределение, возможно, лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.
Рассмотрим отдельные виды самоопределения (табл. 6).
Жизненное самоопределение – это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.
Личностное самоопределение – это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Например, если человек считает, что критериями личности являются способность к саморазвитию, социальная ответственность и др., то он и себя самоопределяет с точки зрения этих критериев. Если человек считает другие критерии важными для личности, например, построение новых смыслов, смыслотворчество, то он соответственно и себя оценивает под этим углом зрения. В последнее время появляется много новой литературы о качествах личности современного человека в быстро меняющемся мире, и у каждого думающего человека появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.
Социальное самоопределение– это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. Например, человек, еще не выбрав точно профессию, осуществляет социальное самоопределение, решая для себя, что это будет профессия в сфере умственного труда.
Профессиональное самоопределение – это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма являемся индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой «планки» себя самоопределяет и далее самореализует.
Профессиональное самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом, ибо человек в течение жизни сталкивается с непрерывной серией профессиональных выборов (в ходе профессионального обучения, при специализации, при определении путей повышения квалификации и творчества, при потере работоспособности или работы и др.).
Виды и этапы самоопределения человека
Этапы самоопределенияВиды самоопределения | Возраст их появления | Сферы жизнедеятельности | Качества и способности, которые человек в себе оценивает (какой я есть) | Нормы, критерии, с которыми человек себя сопоставляет, относительно которых он самоопределяется (что нужно для социума)) | Оценивание себя с точки зрения требований, критериев на сегодняшний день, принятие себя (что я смогу сегодня) | Оценивание себя с точки зрения норм, критериев на завтрашний день, принятие себя (что я смогу завтра) | Построение на этой основе системы целей, задач, планов (что я хочу, как я буду поступать). Выбор жизненного пу ти, жизненных планов | Изменение самих критериев, норм оценивания себя (на основе изменения критериев в обществе и в себе самом) | Пересмотр оценки и принятия себя, начало пересамоопределения | Затем опять графы 6, 7, 8, 9 |
жизненное самоопределение | начинается с первых дней жизни и постепенно включает в себя все новые линии | вся жизнедеятельность человека. Я как человек | способность к жизнедеятельности, жизнеспособность | |||||||
личностное самоопределение | возможно со старшего дошкольного возраста, особенно на рубеже подросткового и старшего школьного возраста | сфера развития личности. Я как личность | основные черты личности готовность к саморазвитию и др. | принятые в среде человека требования к личности | планы личностного саморазвития | |||||
социальное самоопределение | с подросткового возраста | разные сферы со циальной деятельности, взаимодей ствия с другими людьми Я как че ловек определенно го социального круга | способность вписаться в определенный социальный контекст, социальная ответственность | нормы определенного социального круга | ||||||
профессиональное самоопределение | с дошкольного возраста, особенно в старшем школьном возрасте, далее в течение профессиональной жизни | профессиональный труд Я как профессионал | пригодность к профессии, способность развиваться средствами профессии, развивать саму профессию, работоспособность | требования профессии | планы профессионального развития, роста | |||||
индивидуальное самоопределение | с дошкольного возраста, далее в течение всей жизни | сфера развития индивидуальности Я как осознанная индивидуальность | основные черты индивидуальности целостность, уникальность, относительная автономность и др | основные выработанные самим человеком требования к индивидуальности | ||||||
семейное самоопределение | с юношеского возраста | семья Я как член семьи | способность строить семью, вписаться в контекст семьи | нормы семейной жизни |
Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и в изменении критериев этого отношения. Часто по мере роста профессионализма человека у него вырастают требования к себе, изменяются критерии оценки, например, молодой человек после окончания вуза считает себя почти профессионалом, а спустя ряд лет работы начинает в этом сомневаться, что становится стимулом его дальнейшего самосовершенствования. Иногда, напротив, не добившись реального профессионального успеха, человек снижает требования к себе, маскируя отсутствие успехов своим нежеланием (я этого не добился, но я этого и не хотел).
В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения, это выражается в том, что расширяется образ профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии и себя в ней и т.д.
Профессиональное самоопределение имеет (9) временной аспект – построение концепции будущего и соотнесение с
опытом прошлого. У «трудных» подростков будущее порой имеет характер нереализованных потребностей настоящего и прошлого, самоопределение остается зыбким, для его реализации не прилагается активных усилий.
Маркова А.К. Психология профессионализма.Издательство: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996 г.
Для каждого человека предельно важно найти свое место в этом мире. Это касается не только профессии, но и личных качеств. Самоопределение необходимо для обретения уверенности в себе, самореализации, навыка выхода из конфликтных ситуаций и освоения социальных ролей. Однако не всем людям одинаково легко найти себя и свое место в жизни. Что такое самоопределение? С какими проблемами может столкнуться человек на пути к нему?
Что такое самоопределение?
В течение всей своей жизни люди занимаются поиском своего предназначения и места в этом мире. Самоопределение - это процесс выбора и установления человеком индивидуальных ценностей, возможностей, потребностей, способов и норм поведения, а также критериев, по которым он сам оценивает себя и свои достижения.
Поиск своего предназначения занимает не один год. Этот процесс очень сложен и длится в течение всей нашей жизни. Что такое самоопределение с точки зрения философии? Прежде всего, это попытка человека найти и обрести смысл своего существования. Люди постоянно задумываются над тем, как правильно себя повести в тех или иных ситуациях, когда и кому стоит помочь, чем заняться, чтобы принести максимальную пользу обществу - все это и есть самоопределение.
Значение самоопределения
Самоопределение человека играет самую важную роль в формировании и становлении его как личности. Люди, которые не смогли найти своего места в мире, глубоко несчастны. Они не видят смысла своего существования, а, соответственно, им не к чему стремиться, нет целей, которых бы они хотели достичь. Человек, утративший интерес к жизни, впадает в глубокую депрессию, замыкается в себе.
Самоопределение способствует социализации индивида. Оно помогает человеку находить выход из трудных ситуаций, правильно и с достоинством разрешать конфликтные ситуации, уверенно вести себя в обществе, соблюдать нормы этикета.
Самоопределение - это важный шаг на пути к самореализации. Человек, правильно определивший для себя, чем он хочет заниматься по жизни, добивается успехов в карьере, становится финансово независимым. Если работа приносит не только материальный достаток, но и удовольствие, люди ощущают себя по-настоящему счастливыми.
Виды самоопределения
Условно можно выделить 3 вида самоопределения: личностное, профессиональное и жизненное. Все они тесным образом связаны между собой и очень часто пересекаются.
Личностное самоопределение неразрывно связанно с Формируя их, люди решают, какими им быть, какие нормы поведения приемлемы для них, как относиться к другим людям, как оценивать себя и свои поступки.
Выбор специальности - довольно нелегкое дело. Очень многие люди не могут сразу же правильно определиться со своей профессией. Начав обучение либо уже закончив его и выйдя на работу, очень часто человек разочаровывается в своем выборе. Вот почему у нас так много людей, получающих второе образование.
Личностное и жизненное самоопределение человека
Каждый человек уникален и самостоятельно выбирает свой путь развития. Что такое самоопределение личности? Прежде всего, это те ценности, которые человек ставит для себя превыше всего.
Можно выделить несколько направлений развития личности. Кто-то выбирает для себя приоритетным духовное совершенствование. При этом человек должен пройти нелегкий путь, отчиститься от дурных мыслей, недостатков, пагубных привычек и посвятить себя служению Богу.
Еще одним направлением развития личности является забота о близких людях. Основными ценностями у человека в таком случае являются дети, семья, дружба.
Некоторые люди живут исключительно для себя. Они стараются удовлетворить все свои потребности, путешествуют, ни в чем не отказывают себе. Иногда целью таких людей является самореализация и достижения максимальных успехов в плане карьеры.
Не каждому человеку удается с легкостью найти свой Для кого-то поиск себя затягивается и становится самостоятельным направлением развития личности.
Проблема самоопределения
В поисках своего места в мире человек может столкнуться с массой проблем. Основную трудность представляет выбор подходящей профессии. Очень многие школьники совершенно не знают, в будущем. Они привыкли жить без проблем и забот, не задумываться о завтрашнем дне и о том, что такое самоопределение. Сделать столь ответственный выбор для них очень сложно.
Некоторые молодые люди вовсе самостоятельно не решают, кем стать в будущем. Выбор за них делают родители, которые стараются подобрать для своего ребенка самую высокооплачиваемую специальность, при этом совершенно не задумываясь о его интересах. В результате школьники не имеют ни малейшего представления о том, чем им предстоит заниматься всю жизнь, либо, даже не начав обучение, ненавидят свою будущую профессию.
С личностным самоопределением также возникает немало проблем. Очень часто на консультации к психологам обращаются запутавшиеся в себе и своих ценностях люди. Сложные жизненные ситуации заставляют пошатнуться, казалось бы, незыблемые ценности, в результате чего человек теряет смысл своего существования. Справиться с этим помогают различные тренинги, семинары и качественная психологическая поддержка со стороны близких и специалистов.
Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе. Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни. Самоопределение - это сложный, многоступенчатый процесс развития человека.
Можно выделить профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются. Эти виды самоопределений постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно, меняясь местами, как причина и следствие.
Процесс самоопределения длится у человека всю жизнь. Человек ищет ответы на вопросы - кто я есть, зачем я живу, чего могу добиться, чем я могу помочь своим близким, своей стране, в чем мое индивидуальное предназначение и др. Эти потребности самоопределения связаны с поиском смысла жизни.
Личностное самоопределение - это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. В начале 21 века такими критериями становятся умения 21 века .
Профессиональное самоопределение - процесс принятия решений, касающихся профессионального развития. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма.
Профессиональное самоопределение тесно связано с личностным самоопределением, при этом профессиональное самоопределение более зависит от внешних условий, а личностное самоопределение - от самого человека. Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. В течение карьеры человек вынужден будет совершать множество выборов. Мир профессий динамичен и изменчив (специалисты насчитывают около 7000 профессий, появляется множество новых профессий, каждый год происходит обновление примерно по 500 видам труда). В условиях рыночных отношений подход к проблеме профессионального выбора изменился: возможны крупные перемены, неоднократная смена профессии и социальных ролей.
От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.
Выбор профессии определяется, прежде всего, интересами человека. Кроме интересов, человек, выбирающий будущую профессию, должен оценить и учесть свои объективные возможности – способности, уровень подготовки, состояние здоровья, материальные условия семьи и др.
Также на этот процесс влияют и другие моменты: ценностные установки родителей, их ожидания в отношении своего ребенка и более широкие социальные факторы.
Что такое самоопределение? Казалось бы, все очень просто: самоопределение - это определение себя, своей роли, своего значения, статуса и места в этом мире. Когда и в каком возрасте у человека возникают мысли о том, кто он есть и каково его значение в жизни?
Подростковый возраст
Давайте вспомним себя в этом возрасте. Сколько пришлось пережить открытий, которые, казалось бы, все время были у нас перед глазами? Сколько раз мы вдруг, неожиданно для самих себя, начинали смотреть иначе на все привычные и обыденные вещи?
Все усугублялось, когда этим объектом созерцания становился ты сам. Анализировать свои поступки нас учат с детства. Эталоном были взрослые наставления, объяснение того, что такое хорошо, а что плохо. Дети до 10-11 лет в силу возраста не склонны к рефлексии, они не могут оценить свое психическое состояние и еще не умеют анализировать свои переживания. Следовательно, проблема самоопределения перед ними тоже пока не стоит, так как это результат процесса интроспекции.
Самоопределение в психологии и социологии
Вопросом о том, что такое самоопределение, занимаются не только психологи, но и социологи. Часто эти ракурсы исследований путаются, что приводит еще к большей неразберихе.
Психология больше фокусируется на переживаниях и размышлениях человека о самом себе, как бы пытаясь разобраться, что у него в голове. Социология же больше изучает внешние проявления его стремлений, успехов или поражений. Одним словом - то, что можно наблюдать со стороны.
Но если рассматривать самоопределение человека, который живет в современном обществе, и того, кто поселился на безлюдном острове, оно однозначно будет отличаться.
Еще Рубинштейн говорил о том, что на личность действуют внешние факторы, но в любом случае они преломляются через внутренние убеждения. Вот почему в одной ситуации все люди ведут себя по-разному.
Национальное самоопределение
Самоопределение может касаться не только отдельных личностей, но и целых наций, а также различных сфер человеческой жизни.
Самоопределение нации - результат процесса самоутверждения исторически сложившейся общности, которая имеет единый язык, культуру, экономику, национальные символы и, возможно, религию. В отличие от личностного, национальное самоопределение может занять от нескольких лет до тысячелетий. Исходя из принципов международного права, каждый народ имеет право на самоопределение.
Виды самоопределения в психологии
В психологической литературе часто выделяют три типа самоопределения:
- личностное самоопределение;
- жизненное самоопределение;
Жизненное и личностное часто отождествляются, однако, по мнению авторов классификаций, они отличаются тем, что личностное нацелено на определение своего аутентичного Я, а жизненное - это проигрывание социальных ролей, которые берет на себя человек. К ним прилагаются повадки, неварбальная и вербальная речь, стиль поведения и реагирования, манеры и т. д.
Аутентичный образ - это обнаженный образ без примерки на себя различных ролей, который раскрывается, когда мы остаемся одни дома, снимаем "маски". Это и есть мы - результат нашего личностного самоопределения.
Общество даже в размере одного человека может диктовать совершенно другие модели поведения. Следуя им, мы приобретаем свой жизненный образ - результат нашего жизненного самоопределения.
Выбор профессии - одно из важнейших решений в нашей жизни. Он определяет дальнейший путь личности. К сожалению или к счастью, данный выбор мы делаем в аффективном и эмоционально нестабильном возрасте. У некоторых личностей профессиональное самоопределение случается раньше личностного. Это происходит в том случае, когда ребенок уже в три года знает, кем он будет в будущем, и действительно добивается своих целей.
Но психология считает, что данный тип самоопределения базируется на двух предыдущих, ведь вопрос "Кем я буду?" нужно задавать после ответа на вопрос "Кто я?"
Профессиональное самоопределение
Когда у ребенка спрашивают о том, кем он хочет быть, его ответы основываются на приобретенном опыте и внешних знаниях о профессиях, но не затрагивают внутренних мотивов и способностей.
Часто дети мечтают быть продавцами, потому что в магазинах очень много вкусностей, они ничего не знают о бизнесе, о том, что данные товары для продавца под запретом, и о многих других проблемах, с которыми приходится сталкиваться представителям этой профессии.
Девочки хотят стать балеринами, актрисами, моделями, певицами, потому что они красивые. Мальчики мечтают о карьере космонавта, водителя и т. д.
К моменту окончания школы дети приобретают необходимые знания об окружающем мире и о самих себе, сопоставляют их, определяют свои возможности. В 15-17 лет подростки часто ориентируются не только на свои способности и предпочтения, но и на престижность будущей профессии.
Профессиональное самоопределение должно иметь подтверждение в виде диплома, сертификата или удостоверения.
Жизненное самоопределение
Жизненное самоопределение тесно соприкасается с вопросом: "Кто есть я в глазах других?" - и развивается на основе личностного.
Однако внешний мир мы начинаем познавать гораздо раньше, чем внутренний. Дети ощущают эмоции и даже знают название многих из них, но вот природа, корень, глубокий смысл для них еще закрыты. К семи годам количество информации, которое получает маленький человек, может сравниться только с той, которую личность осваивает в период от 7 лет и до конца жизни.
Взгляд на себя со стороны, безусловно, приводит к полезным новообразованиям, но в то же время несколько блокирует это маниакальное желание познавать мир. Когда в определенном возрасте (10-13 лет) у ребенка переключается этот "рычаг", его больше начинает интересовать его внутренний мир, который оказывается таким же необъятным и увлекательным.
Жизненное самоопределение - это сопоставление тех выводов, которые человек сделал о себе, с теми, что касаются социума.
Личностное самоопределение
Личностное самоопределение предшествует жизненному и профессиональному, оно тесно связано с вопросом: "Кто я есть на самом деле?"
В обществе часто приходится надевать маски и порой жить с ними всю жизнь, соответствуя. Даже когда человек считает, что ведет себя дома и на публике одинаково, он лукавит. Если на нас никто не смотрит, проявляется наше истинное Я.
Кризис 13 лет именно и связан с тем, что то Я, которое открывается, ребенок часто не может принять, поэтому пытается его изменить, замаскировать, порой даже убить. Именно в этом возрасте подростки подвержены анорексии и суицидам. Это накладывает отпечаток на последующую жизнь человека.
Перед ребенком возникает трудная задача: начать воспринимать себя таким, каков он есть, или изменить себя до состояния, в котором он начнет воспринимать себя.
Типы личностного самоопределения
Данная классификация была предложена одним из психологов более двадцати лет назад:
- гармоничное самоопределение;
- стагнирующее самоопределение;
- беспечное самоопределение;
- негативное самоопределение;
- защитное самоопределение.
Что такое самоопределение гармоничное? Это положительная оценка настоящего, когда человек доволен тем, что происходит с ним сейчас, он положительно смотрит в будущее и убежден, что все его планы осуществятся.
Стагнирующее самоопределение характеризуется удовлетворенностью своим настоящим, но страхом перед будущим, страхом перед изменениями в жизни. Это может спровоцировать развитие неуверенности в себе.
Что такое самоопределение беспечное? Оно характеризуется положительной оценкой настоящего, но безответственностью перед будущим, надеждой на то, что все решится само собой или кто-то поможет.
Негативное самоопределение - это неудовлетворенность настоящим, все, что происходит в данный момент, считается неправильным и неблагополучным. Нет планов на будущее, все делается вынужденно и по течению.
Защитное самоопределение - это неудовлетворенность нынешней ситуацией, которая трактуется личностью как временные трудности. Будущее видится положительным и со множеством перспектив для самореализации.
Выбор профессии
Как правило, массовое профессиональное самоопределение обучающихся происходит в преддверии выпускного. Ученик зубрил много различных предметов, а это дает возможность объективно оценить себя и понять, что дается более сложно, а что легко.
Ученикам часто сложно определиться с будущей профессией, потому что многие основываются на нескольких дисциплинах одновременно, а другие вообще не имеют ничего общего со школьной программой.
На помощь им приходят профориентационные тренинги и занятия, на которых можно узнать о новых востребованных профессиях, сопоставить их со своими профессиональными качествами и попробовать примерить на себя эти роли.